Методические рекомендации "Формирование вокально-технических навыков на занятиях вокалом"



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества г. Суража


















Методические рекомендации


«Формирование вокально-технических навыков

на занятиях вокалом

в детском объединении «Эстрадный вокал. Малые формы»»












Составитель:

Двоенько Ирина Александровна

Педагог дополнительного образования





г. Сураж

2023


Аннотация

Материал методических рекомендаций является научно-методическим и педагогическим опытом в сфере вокальной педагогики. Предлагаемый материал может быть полезен педагогам, работающим в разных вокальных направлениях - народном, эстрадном, академическом. Возраст детей, на который ориентированы рекомендации - 7-12 лет.

В рекомендациях большое внимание уделяется формированию певческих навыков с учетом возрастных особенностей, ведь сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст требует особых методических подходов: методы вокального воспитания одиннадцатилетних детей во многом оказываются совершенно не пригодными для обучения семилетних детей или детей, находящихся в стадии « мутации». Исходя из практики работы с детьми, для достижения результатов в развитии певческих навыков учащихся приходится пользоваться несколькими методиками. Данные методические рекомендации объединяют материалы, необходимые педагогу по вокалу. Все сформулированные в рекомендациях принципы, приемы, формы работы апробированы в процессе занятий с обучающимися детского объединения «Эстрадный вокал. Малые формы».
































Содержание



1. Аннотация ……………………………………………………..

2. Пояснительная записка (введение)…………………………..

2

4

3. Основная часть ……………………………………………….

3.1. Организация занятий детского вокального объединения


4-6

3. 2. Возрастные особенности детского голоса

3. 3. Развитие вокально-технических навыков

6-7

7-12

4. Заключение …………………………………………………

5. Список литературы ………………………………….……

13

14

6. Приложение…………………………………………….

15-17






























Пояснительная записка

(введение)

Обучение детей пению - процесс, требующий от педагога высокой профессиональной квалификации: глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, выработанной системы (методики) занятий - многократно апробированной и подтвержденной убедительными качественными результатами.

Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, т.к. он имеет дело с еще неокрепшим организмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма в целом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру.

«Воспитывать» голос, значит, выявлять все лучшие его свойства, данный голосу определенного человека, прививая навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества и тембровые краски. Вокальное пение-это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка. Оно оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психологические функции. Таким образом, обучению эстрадному пению детей является главным средством их воспитания и развития.

Под развитием детского голоса понимается качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, слуховых навыков и навыков эмоционально-выразительного исполнения. На занятиях и репетициях должна быть системность и последовательность - это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов.


Основной часть

  1. Организация занятий детского вокального объединения

Алгоритм занятий:

1. Дыхательные и артикуляционные упражнения

2. Распевание.

3. Исполнение произведения (предварительно и педагог, и ребенок выявляют моменты, которые требуют особого внимания: точное вступление после проигрыша, спокойное начало фразы после кульминации и т.п.)

4. Анализ исполнения.

5. Повторное исполнение.

6. Анализ повторного исполнения.

8. Выполнение упражнений, апробация приемов, направленных на решение вокальных проблем в произведении

9. Повторение проблемных фрагментов произведения.

10. Речевая и пластическая работа по постановке номера.

11. Обсуждение задания для самостоятельного осмысления

Важно иметь в виду, что звучание голоса зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому нередко некоторое время в начале занятия необходимо потратить на оценку тонуса ребенка, его настроения и необходимую коррекцию.

Чтобы стимулировать интерес к вокалу педагогу рекомендуется применять различные формы и методы проведения занятий:

  • слушание музыкального материала;

  • выразительное чтение текста песни;

  • разучивание мелодии вместе с текстом разными способами: самостоятельно начинать и заканчивать музыкальную фразу, исполнять песню по фразам, чередуя пение педагога и пение коллектива или солиста;

  • самостоятельное исполнение;

  • исполнение песенного материала в микрофон;

  • доступность и наглядность.

Методы и приемы, используемые в вокальной работе с коллективом:

  • Метод демонстрации.

  • Прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.

  • Словесный метод.

  • Беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач.

  • Метод разучивания по элементам, по частям, в целом виде.

  • Метод анализа.

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми я опираюсь на опыт педагогов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса применяю следующее:

1. Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового воспитания и вокально-слуховых представлений:

  • слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

  • сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

  • введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

  • повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

  • «подстраивание» высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

  • пение «по цепочке»;

  • настройка на тональность перед началом пения;

  • выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

  • письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

  • выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах.

2. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию (артикуляция, дыхание, выразительность исполнения):

  • представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

  • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки;

  • выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;

  • при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив;

  • расширение ноздрей при входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении;

  • целенаправленное управление дыхательными движениями; 

  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; 

  • выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

  • нахождение главного по смыслу слова во фразе, придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п. сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность, как на отдельном занятии, так и  в концертных программах.


2.Возрастные особенности детского голоса

Возрастные стадии детей довольно быстро сменяют друг друга (в течение 3-6 лет). В 7 лет голосовой аппарат ребенка характеризуется следующим образом: тонкие связки, неполное их смыкание связок, малоподвижное небо, поверхностное дыхание. Заботясь о правильном формировании певческого (часто и разговорного) голоса, необходимо избегать громкого, форсированного звучания, слишком активного расширения диапазона. В 7-8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса. В это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. Гортань в данный период малоподвижна, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. При умеренном звучании наиболее полно проявляется характерный тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения: точное интонирование, основные элементы вокальной техники, правильная дикция и т.д. У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков - mp и mf.

У детей 11-13 лет активно развивается индивидуальный тембр, диапазон расширяется. Возраст 11-12 лет – предмутационный период, протекающий обычно без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, поэтому особенно необходимо внимание педагога к каждому ребенку. Замечено, что регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса. Как правило, у детей (подростков) в 13-14 начинается мутационный период. Чаще у девочек он проходит без тех значительных изменений, которыми характеризуется мутация у мальчиков-юношей. Но и девочки могут испытывать некоторый дискомфорт при пении, поэтому педагогу нужно быть внимательным к тем ощущениям, которые испытывают ученицы и грамотно реагировать на жалобы.


3.Развитие вокально-технических навыков

    1. Вокально-технические навыки

 Прежде всего, нужно разобраться, что такое вокально-технические навыки, что к ним относится и какую роль они играют в вокальном воспитании и становлении. Основными вокальными навыками принято считать певческое дыхание, певческое звукообразование и певческая дикция. Именно эти элементы, три кита, являются основывой вокального искусства.

Певческое дыхание – основа всех основ. Без правильно поставленного дыхания любой, самый красивый тембр, потеряет очень много важных качеств: силу, полетность, резонаторная наполненность, звонкость и т.д. Качество, правильность певческого дыхания зависит, прежде всего, от правильности вдоха, который должен быть глубоким, быстрым и бесшумным, с расширением нижних ребер и без поднимания ребер. Вдох в пении делается одновременно через нос и через рот.

Принципы певческого дыхания в основном у детей те же, что и у взрослых. Необходимость учета возрастных особенностей детей прежде всего сказывается в том, что нельзя предлагать обучающимся много сложных и непонятных для него в начале приемов и терминов, не следует вдаваться в физиологические и анатомические объяснения.

Следует отметить, что на первых порах наглядность, показ правильного и неправильного дыхания является наиболее доступным приемом обучения. В дальнейшем, в возрасте 11-13 лет, объяснения, усвоение понятий приобретают большое значение и место. Наблюдаемое часто у детей в младшем школьном возрасте поверхностное дыхание является следствием слабого развития диафрагмы, а так же межреберных и грудных мышц.

Певческое звукообразование. Неразрывно с певческим дыханием связан певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок. Основное требование художественного вокального исполнения - правильный, красивый певческий звук. Глотка, рот и нос образуют головное звучание. Одно из основных условий вокального воспитания - сглаживание регистров и выработка микстового (смешанного) звучания. Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примарных звуков, т.е. с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно. Действительно, основу звукообразования у детей (особенно младшего возраста) представляет высокое головное звучание, ибо низкие детские голоса встречаются значительно реже. У низких голосов, естественно, свободно звучащим регистром является именно грудной регистр, от которого следует исходить при воспитании этих голосов. Единственно правильным методом воспитания детского голоса является воспитание с середины диапазона. Такими звуками, как неоднократно подтвердила практика, являются у высоких голосов ЛЯ- ДО , у низких голосов Ре-Фа. (1 октавы). Таким образом, наиболее подходящим и удобны в начале обучения те песни, которые имеют диапазон Ре-До.

Певческая дикция. Любой звук в пении всегда соответственно оформлен артикуляционно. Поэтому вопрос певческого звукообразования теснейшим образом связан с вопросом произношения, дикции. Пение характерно протяжностью гласных звуков. Петь - значит тянуть звук, а протяжность звучания возможна только благодаря гласным звукам. Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении, когда гласные и согласные не имеют активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела – глотки, непосредственно связанной с гортанью (активность мягкого неба и корня языка). Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это поведет к искажению гласных, и чрезмерному их "затемнению". Важное значение в работе над дикцией имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость, четкость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных у, о с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата, дает наибольший эффект в борьбе с "белым", "плоским", "открытым" звучанием (например, слоги ку, гу). При выработке же звонкого светлого звука у поющих глухим звуком наибольший эффект достигается с применением гласных и, е с согласными, произносящимся с участием переднего отдела артикуляционного аппарата(например, слоги ди, зи). Ясность в этом вопросе помогает правильно использовать определенные слоги, а также гласные и согласные для вокальных упражнений. Активность артикуляционного аппарата, о чем говорилось выше, в основном зависит от энергичного, четкого произношения согласных звуков: чем более произносятся согласные, тем ярче звучат гласные.


3.2. Упражнения для развития вокально-технических навыков

Упражнения для развития вокально-технических навыков подразделяются на «до певческие» и непосредственно вокальные.

«До певческие» упражнения направлены в основном на постановку правильного певческого дыхания.

Дыхание

  •  «Надуй шарик». Широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох. Цель – развитие навыка  продолжительного певческого дыхания.

  • Сдуй шарик. Упражнение выполняется последовательно на буквы – с, ц, ч, ш, щ, ф, х на одном дыхании. Цель упражнения – тренировка диафрагмы и правильное распределение дыхания. Буквы произносятся коротко, обращаем внимание на движение воздуха из живота. С начинающими, дошкольниками автор работы делает на первом этапе первую треть упражнения. После его усвоения подключаем вторую треть, затем упражнение делается полностью. В этом упражнении, кроме уже озвученных целей, есть элемент работы и над дикцией.

  • «Полёт ракеты на луну». Не мелодическое упражнение в форме игры, способствующее «разогреву, тренировке» голосовых связок, называемое «Полёт ракеты на луну». Упражнение выполняется стоя. Руки - по швам. Медленно поднимать прямые руки вверх, одновременно с этим, скользить голосом (глиссандо - на гласном звуке А) от лёгкой хрипотцы, с самого низкого звука, который может воспроизвести учащийся своим голосом, до самого высокого звука, до писка. «Замерев» на самом высоком звуке («приземлившись на луне»), начать движение рук вниз с одновременным скольжением голоса от писка до хрипотцы, и, закончить упражнение («вернувшись на землю»). Делать это упражнение можно несколько раз подряд. В это время происходит так называемая тренировка голосовых связок по их максимально возможному диапазону, совершенно, без какого-либо напряжения. Учащимся это упражнение предлагается в качестве игры, они с удовольствием его выполняют.

  • «Большой маятник». Это упражнение из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Оно представляет собой чередование упражнений «Насос» и «Обними плечи». На одном выдохе нужно обнять себя за плечи, на другом – наклониться вперед. Выполнять «Большой маятник» можно как стоя, так и сидя. «Насос». Чтобы выполнить данное упражнение, нужно встать ровно, руки выпрямить параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно склониться к полу под углом не более 90 градусов. В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в исходное положение, до конца не выпрямляясь. «Обними плечи». Во время выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за партой. Во время вдоха нужно правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной точке. Это упражнение не нужно делать детям с сердечными заболеваниями.

Сидя (стоя, лежа) 8 раз – выдох на согласных « С», «Ж», «З» короткий вдох через нос, равномерный выдох на звук «С» и «З», губы в полуулыбке, язык упирается в нижние зубы

Звук « Ж» - губы вытянуты вперед, звучание низкое, звук резонирующий в груди (ладони приложить к груди и почувствовать вибрацию)

Взять стакан с водой и коктейльной трубочкой; вдох через нос, медленно в течение 3-5секунд выдыхать воздух в трубочку, чтобы вода не разбрызгивалась.

На основе дыхательной гимнастики Н.А. Стрельниковой используют адаптированное упражнение над вокалом « Насос» и « Обними плечи» - его можно использовать как в вертикальном положении так и слегка нагнувшись вперед. Оно помогает убрать воздух из грудной клетки и подключить диафрагмальное дыхание.
Артикуляционные упражнения 

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

  • Артикуляционная гимнастика: 

- губы «дудочкой» поворачиваем по кругу по часовой, а затем против часовой стрелки;

- щелкать языком;

- цокать языком.

  • Скороговорки: 

1. Король-орел.

2. Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскороговоришь.

4. На дороге с утра тарахтят трактора.

5. На горе Арарат рвала Варвара виноград

Все скороговорки проговариваются по 3 раза на одном дыхании – это цель, к которой мы стремимся с ребятами с самого первого урока. В дальнейшем их можно пропевать.

  • Декламация. 

«Скакалка»  Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом

.

В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение

  • «Зарядка»Все слова сопровождаем действиями. Цель – отсутствие одышки.



Вокальные упражнения

  • Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас.

Упр.1 РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2 РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха.

Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3 РО-О'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4 PO-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упр.5. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Вокальное упражнение, направленное на приобретение навыка ощущения «маски», на приобретение высокой певческой позиции.

Упр.6. Это упражнение состоит всего из трёх соседних нот, интервалы между которыми равны одному тону, к примеру, МИ – РЕ – ДО. Упражнение нужно сначала петь закрытым звуком (мычать) в медленном темпе, плавно скользя голосом с ноты МИ на РЕ, с РЕ на ноту ДО. Затем можно петь на слоги. Звук (мычание) направлять, как бы «выдувать» в переносицу и ощущать его в области лба, в области «театральной маски». При этом мысленно представлять то, что каждый последующий звук будет исполняться не ниже, а, наоборот, на ступень выше, т. е. нужно петь с чувством постоянного стремления, тяготения звука вверх, даже в то время, когда звук длительное время удерживается на одной ноте. Это развивает навык «удерживания» высокой певческой позиции. Есть ещё один плюс данного упражнения, заключённого в том, что постоянное мысленное стремление к ноте, которая выше исполняемого звука на тон (или на полтона, например, в вокальных произведениях), способствует развитию у учащегося навыка чистого интонирования. Исполнять упражнение многократно, начиная каждый очередной раз на полтона выше. Доведя пение упражнения до высоких нот, продолжать, спускаясь также по полутонам, насколько позволит диапазон учащегося, до самых низких звуков.

Работу над этим упражнением можно, даже желательнее, начинать сразу с верхнего регистра, с верхних звуков, поскольку на них «легче» ощутить область «маски».

Упр. 7. «Упражнение для одного звука». В возрасте 12-13 лет усилия обучающихся направляются на приобретение тембра, на поиск и использование резонаторов звука. Для этого применяется «Упражнение для одного звука» - методический приём, когда работа ведётся всего лишь на одной ноте - пение на одной ноте звуков «Ммм-ууу-ооо-ааа…». При пении гласных этого упражнения «У-О- А», также следует ещё одна просьба к учащемуся: представить себе «пещеру» и в области груди, куда также направляются, «льются» гласные звуки и там обретают своё эхо (грудной резонатор). Учащиеся, при работе над этим упражнением, должны прочувствовать и запомнить то, как звучит их голос, попадая одновременно в головной и грудной резонаторы, должны закрепить в мышечной памяти то, как при этом звук приобретает звонкость, яркость, «полётность» и, вместе с тем, объём. Работая над этим упражнением по поиску и использованию резонаторов звука, обязательно и настоятельно просить ученика петь гласные звуки с поднятым нёбо, в высокой певческой позиции и на ощущении зевка так, чтобы услышать всю полноту, весь объём, все краски своего голоса, собственно, найти свой тембр.

В помощь по приобретению тембра можно использовать ещё один приём - приём сравнения с надувающимся предметом. При пении какого либо гласного звука, полость рта и глотки сравнить с воздушным шаром, который «надуваем звуком» так, как если бы надували обычный воздушный шарик обычным воздухом, постепенно и равномерно расширяя «стеночки» шарика (а у человека – «стеночки-мышцы» всей полости рта) во все стороны. Этот приём тоже помогает добиться объёма голоса, способствует обретению тембра и «окультуриванию» звука.


3.3. Работа над эмоционально-выразительной стороной исполнения

Не требует доказательств тот факт, что у творчески одаренного руководителя ансамбля, владеющего методикой работы с детьми, любящего свою профессию, детей, имеющего красивый голос, яркие артистические данные, - ученики раскрываются быстрее, активно проявляют себя в исполнительской работе.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры и достигается с помощью:

1. Мимики, выражение глаз, жестов и движений;

2. Богатство тембровых красок голоса;

3. Динамических оттенков, отточенности фразировки;

4. Чистоты интонации;

5. Разборчивости и осмысленности дикции;

6. Темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.

Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность пения имеет две стороны этого понятия:

1. Непроизвольная, спонтанно проявляющаяся выразительность;

2. Произвольная, характеризующая способность передачи заранее обдуманного содержания исполняемого произведения.

Исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокальных упражнений. И не забывать о физиологических возможностях детского возраста.

На звуке «м»

Губы сомкнуты, зубы разомкнуты, поем на улыбке. Повышать распевку не

более пяти раз.(для разогрева голосового аппарата





Заключение

Тема «Формирования вокально-технических навыков» не может быть полностью раскрыта в рамках одной данной работы из-за ее огромности, необъятности, всеобъемленности, большого количества наработанного за долгие годы работы материала. Но некоторые выводы из данной работы все же озвучу.

      Ведя кропотливую работу по приобретению и закреплению вокально-технических навыков, преподавателю необходимо давать ученикам посильные задания и определять конкретную задачу, которую должен выполнить ученик.

    Для выработки вокально-технических навыков важно понимание предпринимаемых действий и осознанное отношение к учебному процессу. А для положительного результата важно стремление, воля и желание познавать новое. И все это – труд, без которого не может быть творчества. Вокальное же творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике. Но, даже овладев этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что большое значение имеют природные данные и особенности деятельности нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая деятельность.

    Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, он подчиняется общим закономерностям. Вокальные навыки не могут быть до конца автоматизированными, так как управляются сознанием.  

  Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий с учащимися. Идеальным вариантом становится тот случай, когда педагог обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях педагог часто использует показ с помощью детей. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа.

    Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении знаний гигиены голоса. Пение также способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Таким образом, пение укрепляет здоровье детей.













4.  Список использованной литературы

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Просвещение, 2000.- 235 с.

  2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. Вып.12. - М., 1977. - 304

  3. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы 

занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 1961. С. 17.

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., Музыка, 1982. -

  2. Баранов Б.В. Курс хороведения. - М, 1991. 267 с.

  3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. П., Музыка, 2000. 378

  4. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород,

2000.

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.:

Просвещение, 1973. - С. 66-97.

  1. Гладкая С. О формировании 14.М., 1989. 187 с.

  2. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. 336 с.

  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методикиМузыка, 1968г.

  4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания

в школе. М.: Просвещение, 1989. 367 с.

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого

голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 165 с.

  1. Заринская М. От детского хора до народного коллектива // Могучее

средство воспитания. Сост. П. П. Левандо: Музыка. – Ленинград, 1978.

  1. Кудряшова О.А. Формирование личности ребенка в процессе обучения

учреждении дополнительного образования детей. Научная конференция /2014 / Саратовская область.

  1. Малышева Н.М. О пении.- М.: Сов. Композитор, 1988. - 134с.

  2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение, 1987.

  3. Михальков Н. Песня начинается здесь. М., 2007.

  4. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное  

воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей / Сост. О. Апраксина. – М.: 
Музыка, 1978.

  1. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого

воспитания и программа как Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека, Методическое пособие, - М., 1994

  1. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек.(О возрастных изменениях). - М.:

Издательство АПН РСФСР, 1960.

  1. Попков Н. Постановка голоса. Москва – РАМ им. Гнесиных, 2007.

  2. Роганова И.В. Работа с младшим хором/Методическое пособие.

Композитор. С-П. 2014

Интернет-источники:

https://adella.ru/health/dyhatelnaya-gimnastika-strelnikovoj.html#i-10

https://infourok.ru/doklad-razvitie-vokalnointonacionnih-navikov-3585171.html

https://pandia.ru/text/81/004/5014.php

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/09/18/itogovaya_praktiko-obrazovatelnaya_rabota.docx


Приложение


Приложение 1.

сО скакАлкой Я скачУ,

НАучИться ЯхочУ

ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы

ЗвУк держАть онО моглО бы,

ГлУбокО, ртмИчно бЫло

ИменЯнепОдводИло.

Я скачУ без пЕредЫшки

И не чУвствуЮ одЫшки,

ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,

И не прЫгаЮя слОвно.

РАз-два! РАз-два! РАз-два! РАз!..  

МОжно прЫгать цЕлый чАс...                      длительности)

Кончил прыгать, вижу я:

Речь легко звучит моя



Приложение 2.

«Скакалка»

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку.

Влево — вправо поворот.

А теперь наоборот.

Приседаю, поднимаюсь.

Пригибаюсь, наклоняюсь,

Пол руками достаю,

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

На одной и на другой -

Нет одышки никакой!



Приложение 3.

Рекомендации по подбору репертуара

Эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, поэтому необходимо подбирать, прежде всего, произведения высокого художественного уровня, музыкальный язык и образный строй которых соответствует душевному миру и пониманию обучающегося, подходящие по голосу и тембру. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучающимся в соответствии с их способностями. Необходимо знать закономерности музыкально-певческого развития женского и мужского голоса и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.

Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нём фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура педагога, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает. Постепенно, с накоплением опыта ансамблевого и сольного исполнения, овладением вокально-техническими навыками, репертуар дополняется. Серьезного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей. В обучении пению важен принцип наглядности– показ педагога голосом вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей, делая его естественным. Очень важно, чтобы ребёнок фиксировал свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные ощущения и представления.

Показ педагога важен не только для правильного формирования звука. При исполнении песни педагогом, показ должен содержать как красивое и правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не заинтересует его, у него не будет желания работать над ней, а в дальнейшем и исполнять на сцене.

Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось, что представлялось ребёнку, когда он её слушал?

Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые им слова. Нужно прочитать текст и разъяснить новые слова, тем самым обогащая их кругозор. Часто дети быстрее запоминают мелодию, когда разучивают песню сразу с текстом. Такой метод можно применять на начальных этапах, но в сочетании с пропеванием на гласную. Вокализация помогает детям выработать кантеленный звук, особенно важный для подвижных песен. Нельзя упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над произведением обращать на них внимание детей.

Репертуар должен соответствовать не только слуховым и голосовым данным учащихся, но и психике и основным чертам характера. Нередко, вялым, заторможенным детям дают больше бодрых, ритмичных песен, а слишком подвижным детям – больше спокойных и напевных. Песня не должна разучиваться механически. После того, как обучающийся впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить», «почувствовать» и «передать». Эта цепь овладения произведением не должна разрываться. Однако, несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий характер. Заторможенность выразительности нельзя объяснить бездарностью ученика. Чаще она связана даже у способных детей с большой стеснительностью. Природная стеснительность обучающегося, сковывая его, не позволяет прорваться наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на выступлениях у этих детей нередко прорывается «всё» отложившееся в их «внутренней эмоциональной сфере». Иногда у мало подающего надежды обучающегося скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит очень неожиданно.

Необходимо продумывать, нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию, детали сцены, костюм исполнителя.

Нужно говорить с обучающимися о сценическом образе – нередко свежее, непосредственное видение песни подскажет новые идеи и решения. Необходимо завлекать ребёнка интересным и современным репертуаром. Педагог должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности.




















Полный текст материала Методические рекомендации "Формирование вокально-технических навыков на занятиях вокалом" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Двоенько Ирина Александровна  cairina
25.04.2024 0 232 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК