Статья "Хореография как форма активного обучения импровизации приемами арт-практики"



Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный модельный центр








«Традиционные и инновационные методики обучения хореографии в дополнительном образовании детей»



Методическая работа



« Хореография как форма активного обучения импровизации приемами арт-практики »










Автор:

Гурина Ирина Владимировна

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»,

Куратор:


Зиньковская В.И.,

методист

РМЦ ГБНОУ «СПб ГДТЮ»


Санкт-Петербург

2024




Актуальность


Постижение и отображение образа в пластической форме раскрывает творческий потенциал ребёнка, даёт возможность художественные впечатления воплотить в движении.



Цель:


Раскрытие творческих способностей детей в процессе импровизации при воплощении художественного образа.


Задачи арт – практики:


  • Ознакомление детей с музыкальными произведениями для создания собственных танцевальных этюдов;

  • обучение основам импровизации;

  • развитие творческих способностей, умение импровизировать, создавать вариации, этюды, замысел действий сказочных героев;

  • Воспитание личностных качеств: воображения, развития памяти, инициативности, речи;


Предварительная работа:


- Чтение литературных произведений;

- Прослушивание музыкальных фрагментов;

- Рассматривание иллюстраций.

- Распределение группы детей на творческие составы.




Детям предлагается самостоятнльно поставить этюд из сказки используя танцевальные движения, которые они выбирают из разученных ранее и тех ,которые создают сами.

Дети, прослушав несколько отрывков из музыкальных произведений П.И. Чайковского, И.С. Баха, А. Дюран, Д. Шостаковича, составляют несколько этюдов, в оформлении которых могут быть использованы декорации и элементы костюмов.


Ход занятия:


1.Педагог зачитывает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и предлагает посмотреть иллюстрации И.Билибина.

Вопросы:

- Что вы видите ?

- Где это происходит?

- Что вы еще заметили?

- Как там?

Дети слушали музыку и работали над этюдами:

Этюд 1. Дети исполнили этюд используя движения хороводов, с проходами, с парными переплясами – образ народа.

Этюд 2 Колыбельная. Образ матери-царевны с младенцем был исполнен с припаданием, balance и своеобразной подготовкой к temps lie

Этюд 3. Образ царевны – лебедь исполнили все девочки. Дети использовали разные варианты port de bras в комбинации с поворотами и наклонами. Девочки старались выполнить движения грациозно.


Комментарий: Этот этюд хочется отметить особо. Здесь ребята проявили воображение, фантазию, в сказочных образах показали, как с добротой, любовью относятся друг к другу эти герои. Сколько нежности и участия проявили дети в этой сцене! Хорошо разработан сценарный ход, интуитивно грамотно выверена мизансцена, правильно выстроена сюжетная линия. Приятно наблюдать за хорошими манерами и естественной простотой. Как говорит английский поэт А. Теннисон: «Манеры - не пустяки, а плод благородной души и честного ума».





2.Педагог зачитывает отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»,предлагает детям ознакомиться с иллюстрациями к этой сказке.

Вопросы:


- Что вы видите?

- Где это происходит?

- Что происходит?

- Что окружает героиню сказки?

- Как ей там?

- Хотелось бы стать героем этой сказки?












Этюд: Варя Б. решила выбрать эпизод из сказки «Дюймовочка». Ей хотелось в пластическом образе показать, как этой маленькой героине было одиноко. Подобрав музыку (с помощью концертмейстера), Варя Б. в первой части этюда легла и будто уснула (на листе кувшинки), затем будто забрезжил свет и с первыми лучами солнца Дюймовочка (Варя Б.) потянулась, приоткрыла глаза, встала на ноги и, увидев солнце, потянулась к нему, стала радостно кружиться, танцевать и вдруг… заметила, что она находится на кувшинке посреди пруда… Она раздвигает руками лепестки лилии, а там – вода. Дюймовочка (Варя Б.) пугается, оборачивается в другую сторону, раздвигает лепестки, смотрит, а там тоже вода… Поднимает глаза к небу, зовет ласточку, протягивает руки к небу и замирает в ожидании….но,тут появляются бабочки и кидают ей ленты…Дюймочка плывет на кувшинке и ее везут бабочки.

Комментарий: Музыкальное восприятие позволило Варваре наполнить красивым содержанием этот танцевальный этюд. Артистизм исполнения был проявлен ярко. Танцевальная композиция и сам танцевальный рисунок был выполнен Варей хорошо. Сочетание музыки с движением было соблюдено.

3.Музыкальное сопровождение «Вальс-шутка» Шостаковича. Педагогом зачитывался отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Иллюстрации к сказке А.Ломаева и В.С. Алфеевский.


Вопросы:


- Что вы видите?

- Что происходит?

- Какие чувства испытывает герой?

-





  • Этюд . Дети выбрали для иллюстрации этой сказки танцевальный этюд. В первой части танцевального этюда Аня Б. Исполняла движения в образе миниатюрной куколки – балерины. Движение девочки соответствовали музыке, были «механическими», т.е. наглядно передавали образ маленькой танцовщицы из музыкальной шкатулки. Во второй части этюда Никита М. исполнил танец солдатика, который двигался маршевым шагом и делал повороты, тоже «механические», что соответствовало выбранной музыке. В третьей части этюда дети танцевали в паре. Это был общий, заключительный танец.

Комментарий: Идея этого танцевального этюда была воплощена отлично. Дети очень точно уловили характер музыки и смогли отлично воплотить образы. В третьей части этюда детям не хватило технических навыков исполнения танца, движения в танце были оригинальны.

После просмотра всех этюдов, дети, совместно с педагогом, анализировали свое исполнение и действия других участников. Учащиеся находили новые решения, подбирали разные примеры исполнения тех же образов. Наблюдался стойкий интерес и желание играть на сцене.





Итоги арт-практики

  • Эта методика арт практики позволила раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. Дети подобрали самые разнообразные танцевальные и театральные этюды. Их выбор зависел от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

  • Важно, что дети постигали «премудрости» театрального искусства в игровой форме. В процессе импровизации невозможное становится возможным – это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению ребенка.

  • У детей развиваются такие личностные качества как: гибкость мышления и действий, воображение, интуиция, артистизм








Приложение 1

Алгоритм исследования иллюстрации:

  • Что вы видите на этой иллюстрации?

  • Что происходит на этой иллюстрации?

  • Кто этот человек? (Кто эти люди?) Что еще ты можешь сказать об этом человеке?

  • Кто герой произведения?

  • Где это происходит? Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

  • Когда это происходит? Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

  • Кто видит еще что-нибудь?

  • А что еще Вы видите?

  • А что Вы видите кроме этого?

  • А что еще происходит?

  • Кто может еще что-нибудь добавить?

  • Кто-нибудь видит что-то другое?

  • А что ты тут видишь такого, что позволяет тебе это сказать?

  • Как это можно определить?

  • Что заставляет тебя так думать?




Полный текст материала Статья "Хореография как форма активного обучения импровизации приемами арт-практики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурина Ирина Владимировна  Публикатор
29.05.2024 0 223 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК