Статья "Хореография как форма активного обучения импровизации приемами арт-практики"
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Региональный модельный центр
«Традиционные и инновационные методики обучения хореографии в дополнительном образовании детей»
Методическая работа
« Хореография как форма активного обучения импровизации приемами арт-практики »
Автор:
Гурина Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»,
Куратор:
Зиньковская В.И.,
методист
РМЦ ГБНОУ «СПб ГДТЮ»
Санкт-Петербург
Актуальность
Постижение и отображение образа в пластической форме раскрывает творческий потенциал ребёнка, даёт возможность художественные впечатления воплотить в движении.
Цель:
Раскрытие творческих способностей детей в процессе импровизации при воплощении художественного образа.
Задачи арт – практики:
Ознакомление детей с музыкальными произведениями для создания собственных танцевальных этюдов;
обучение основам импровизации;
развитие творческих способностей, умение импровизировать, создавать вариации, этюды, замысел действий сказочных героев;
Воспитание личностных качеств: воображения, развития памяти, инициативности, речи;
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений;
- Прослушивание музыкальных фрагментов;
- Рассматривание иллюстраций.
- Распределение группы детей на творческие составы.
Детям предлагается самостоятнльно поставить этюд из сказки используя танцевальные движения, которые они выбирают из разученных ранее и тех ,которые создают сами.
Дети, прослушав несколько отрывков из музыкальных произведений П.И. Чайковского, И.С. Баха, А. Дюран, Д. Шостаковича, составляют несколько этюдов, в оформлении которых могут быть использованы декорации и элементы костюмов.
Ход занятия:
1.Педагог зачитывает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и предлагает посмотреть иллюстрации И.Билибина.
Вопросы:
- Что вы видите ?
- Где это происходит?
- Что вы еще заметили?
- Как там?
Дети слушали музыку и работали над этюдами:
Этюд 1. Дети исполнили этюд используя движения хороводов, с проходами, с парными переплясами – образ народа.
Этюд 2 Колыбельная. Образ матери-царевны с младенцем был исполнен с припаданием, balance и своеобразной подготовкой к temps lie
Этюд 3. Образ царевны – лебедь исполнили все девочки. Дети использовали разные варианты port de bras в комбинации с поворотами и наклонами. Девочки старались выполнить движения грациозно.
Комментарий: Этот этюд хочется отметить особо. Здесь ребята проявили воображение, фантазию, в сказочных образах показали, как с добротой, любовью относятся друг к другу эти герои. Сколько нежности и участия проявили дети в этой сцене! Хорошо разработан сценарный ход, интуитивно грамотно выверена мизансцена, правильно выстроена сюжетная линия. Приятно наблюдать за хорошими манерами и естественной простотой. Как говорит английский поэт А. Теннисон: «Манеры - не пустяки, а плод благородной души и честного ума».
2.Педагог зачитывает отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»,предлагает детям ознакомиться с иллюстрациями к этой сказке.
Вопросы:
- Что вы видите?
- Где это происходит?
- Что происходит?
- Что окружает героиню сказки?
- Как ей там?
- Хотелось бы стать героем этой сказки?
Этюд: Варя Б. решила выбрать эпизод из сказки «Дюймовочка». Ей хотелось в пластическом образе показать, как этой маленькой героине было одиноко. Подобрав музыку (с помощью концертмейстера), Варя Б. в первой части этюда легла и будто уснула (на листе кувшинки), затем будто забрезжил свет и с первыми лучами солнца Дюймовочка (Варя Б.) потянулась, приоткрыла глаза, встала на ноги и, увидев солнце, потянулась к нему, стала радостно кружиться, танцевать и вдруг… заметила, что она находится на кувшинке посреди пруда… Она раздвигает руками лепестки лилии, а там – вода. Дюймовочка (Варя Б.) пугается, оборачивается в другую сторону, раздвигает лепестки, смотрит, а там тоже вода… Поднимает глаза к небу, зовет ласточку, протягивает руки к небу и замирает в ожидании….но,тут появляются бабочки и кидают ей ленты…Дюймочка плывет на кувшинке и ее везут бабочки.
Комментарий: Музыкальное восприятие позволило Варваре наполнить красивым содержанием этот танцевальный этюд. Артистизм исполнения был проявлен ярко. Танцевальная композиция и сам танцевальный рисунок был выполнен Варей хорошо. Сочетание музыки с движением было соблюдено.
3.Музыкальное сопровождение «Вальс-шутка» Шостаковича. Педагогом зачитывался отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Иллюстрации к сказке А.Ломаева и В.С. Алфеевский.
Вопросы:
- Что вы видите?
- Что происходит?
- Какие чувства испытывает герой?
-
Этюд . Дети выбрали для иллюстрации этой сказки танцевальный этюд. В первой части танцевального этюда Аня Б. Исполняла движения в образе миниатюрной куколки – балерины. Движение девочки соответствовали музыке, были «механическими», т.е. наглядно передавали образ маленькой танцовщицы из музыкальной шкатулки. Во второй части этюда Никита М. исполнил танец солдатика, который двигался маршевым шагом и делал повороты, тоже «механические», что соответствовало выбранной музыке. В третьей части этюда дети танцевали в паре. Это был общий, заключительный танец.
Комментарий: Идея этого танцевального этюда была воплощена отлично. Дети очень точно уловили характер музыки и смогли отлично воплотить образы. В третьей части этюда детям не хватило технических навыков исполнения танца, движения в танце были оригинальны.
После просмотра всех этюдов, дети, совместно с педагогом, анализировали свое исполнение и действия других участников. Учащиеся находили новые решения, подбирали разные примеры исполнения тех же образов. Наблюдался стойкий интерес и желание играть на сцене.
Итоги арт-практики
Эта методика арт – практики позволила раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. Дети подобрали самые разнообразные танцевальные и театральные этюды. Их выбор зависел от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.
Важно, что дети постигали «премудрости» театрального искусства в игровой форме. В процессе импровизации невозможное становится возможным – это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению ребенка.
У детей развиваются такие личностные качества как: гибкость мышления и действий, воображение, интуиция, артистизм
Приложение 1
Алгоритм исследования иллюстрации:
Что вы видите на этой иллюстрации?
Что происходит на этой иллюстрации?
Кто этот человек? (Кто эти люди?) Что еще ты можешь сказать об этом человеке?
Кто герой произведения?
Где это происходит? Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?
Когда это происходит? Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?
Кто видит еще что-нибудь?
А что еще Вы видите?
А что Вы видите кроме этого?
А что еще происходит?
Кто может еще что-нибудь добавить?
Кто-нибудь видит что-то другое?
А что ты тут видишь такого, что позволяет тебе это сказать?
Как это можно определить?
Что заставляет тебя так думать?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурина Ирина Владимировна
→ Публикатор 29.05.2024 0 204 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.