Конспект урока "Переход от унисона к двухголосному пению в хоре"



Методическая разработка. Конспект урока на тему «Переход от унисона к двухголосному пению в хоре»


Методические рекомендации


Данная методическая разработка рекомендована преподавателям хоровых отделений музыкальных школ, хормейстерам, работающим с детскими хоровыми коллективами среднего возраста (8-12 лет).

Развиваясь продолжительное время на унисонном пении дети, а подчас и руководитель, невольно начинают смотреть на многоголосное пение как на трудно достижимый результат. В связи с таким пониманием каждая ошибка, всякое затруднение, неизбежно возникающие на первом этапе, представляются как существенное непреодолимое препятствие. Поэтому, создавая хор, необходимо практически с первых же шагов работать и над унисоном, и над многоголосием. На первом этапе (в первом классе) дети знакомятся лишь с элементами двухголосия в канонах, на втором этапе в репертуаре появляются двухголосные произведения. Но в то же время не следует преждевременно переходить к этапу работы с многоголосными произведениями, не закрепив ориентированность певцов в твердом унисонном звучании. Это самое главное условие в хоровой работе начального периода. Ранний переход хора на многоголосное пение влечет за собой дополнительные проблемы как для хормейстера, так и собственно для хора. При этом теряется планомерность слухового воспитания певцов, вызывается известного рода «неряшливость» интонации, что в итоге создает трудности хорового строя и ансамблирования.

По этой причине в репертуар среднего хора рекомендуется брать несложные песни с элементами двухголосия. Полезно подбирать произведения с самостоятельным движением каждого из хоровых голосов.

Двухголосное пение должно пониматься певцами как сумма (сложение) нескольких, звучащих одновременно унисонов, т.е. как ансамбль унисонов. В этом определении заключена целенаправленность работы хормейстера, это же является и необходимой установкой для практической работы певцов. На первом этапе работы над двухголосием хормейстер добивается уверенной интонационной устойчивости в исполнении певцами своей мелодии. Выучивание каждого голоса должно сопровождаться ладогармонической поддержкой. Кроме того, хормейстер внимательно должен следить за вокально-тембровым звучанием хоровой партии. Когда интонационная устойчивость партии будет достигнута и звучание станет тембрально выраженным, можно приступать к соединению двух хоровых партий. В результате такой работы должны появиться уверенность одновременного звучания и сознательное слышание певцом (во время собственного исполнения) другой хоровой партии, другого хорового голоса. Такое автономное и сознательно контролируемое исполнение певцом своей хоровой партии положит начало достижению уверенно звучащего хорового многоголосия.

Все методики хорового обучения и системы развития музыкально-певческих способностей изначально предполагают подготовку певцов к многоголосному пению, что вызывает эстетическое удовлетворение и является конечной художественной целью в творческом процессе.





























Название предмета: хоровой класс

Класс: 2-3 классы

Преподаватель: Криницына Ирина Анатольевна

Тема урока: «Переход от унисона к двухголосному пению в хоре»

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Форма урока: групповое занятие

Цель: развивать качества личности обучающихся средствами хорового искусства.

Задачи: обучающая: систематизировать знания учащихся по теме «Работа над унисоном»;

развивающая: развивать слуховые и вокально–хоровые навыки;

воспитательная: осуществлять нравственно-эстетическое воспитание детей через вокально-хоровую музыку.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, наглядные пособия.

Основные понятия: унисон, унисон чистый, унисон фальшивый.

Музыкальный материал: Я.Дубравин «Про Емелю», Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету».

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с понятием «унисон». Сегодня мы вспомним основные моменты, связанные с этим понятием, поработаем над унисоном в знакомых произведениях, а также попробуем перейти от унисона к двухголосному пению, как и на прошлом уроке, но будем использовать другие произведения.

Начнем наш урок, как всегда, с упражнений (10-15 минут).

Артикуляционные упражнения:

-"Хомяк" - пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо.

-" Рожицы"- поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую. Опустить. Обе брови поднять и опустить. Вытянуть лицо. Опустить нижнюю челюсть, не раскрывая губ. Подвигать левой челюстью влево и вправо. Раздувать ноздри. Пошевелить ушами. В конце этого упражнения скорчить рожицу - "кто смешнее".

-" Треугольник"- с точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке: " а-о-у-э-ы-и".

Упражнения на дикцию: - произносить следующие звукосочетания: " ба-ба-бо-бо-бу-бу-бэ-бэ-бы-бы";

-хором попеременно называть "звучащие" и "беззвучные" согласные. Вот эти пары: д-т, г-к, б-п, в-ф, ж-ш, з-с.

-пропеть скороговорки с крещендо и диминуэндо, mр и рр, например, "Интервьюент интервента интервьюировал", "Король-орёл" (произносить несколько раз).

Упражнения для выработки единого вокального звучания разных гласных:


Работа над певческим дыханием:


Учитель: Вспомним, что такое УНИСОН.

Дети: Одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

Учитель: На латинском языке «unis»-один, а «sonus»-звук, получается дословно - один звук. А каким может быть унисон?

Дети: Чистым, светлым, ясным, фальшивым, грязным.

Учитель: Спойте фальшиво! Специально! (Дети показывают по желанию или по вызову учителя).

А теперь послушайте музыкальный пример в записи, какой унисон вы слышите?

Дети: Чистый.

Учитель: Давайте скажем, как будто похвалим хор: «Молодцы! Чистый унисон!».

А теперь скажем таким тоном, как будто услышали что-то неприятное: «Фальшивый унисон!».

Теперь проверим наш унисон. Задание вам такое: каждый слушает инструмент и сливается своим голосом с тем звуком, который сыграет концертмейстер. Попробуйте пропеть звук сначала на закрытый рот. На гласный звук «у».

Теперь пропоем слова «мама», «унисон», имена «Соня», «Лида», «Настенька» и т.д. Спойте вдвоем, а остальные послушают, получился унисон или нет. Втроем. Вчетвером. Все вместе.

Ну а сейчас проведем работу над унисоном в наших знакомых произведениях. Для начала возьмем одноголосное произведение. Я предлагаю сегодня повторить песню Я.Дубравина «Про Емелю»:

-Работаем над единым темпом, ритмом, тембром, дикцией и артикуляцией;

-Поиграем в игру «Птички и рыбки» (часть детей - рыбки, они только открывают рот, артикулируют и прислушиваются к пению других, а поют за них птички - остальная группа детей);

-Теперь сыграем в игру «Морская ракушка»- закройте ладонью (ракушкой) одно ухо и проанализируйте себя, попытайтесь слиться с пением других детей;

-Посмотрите на доску. Кто вам здесь улыбается?

Дети: Емеля из сказки «По щучьему веленью».

Учитель: Каким мы видим на рисунке Емелю?

Дети: Жизнерадостным, энергичным, веселым.

Учитель: Попробуем в таком же характере исполнить песню. Но стараемся петь одинаково - все как один, не выделяясь.

- Посмотрите, что он держит в руках!

Дети: Балалайку.

Учитель: Балалайка-это щипковый инструмент, источником звука которого являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами или специальным приспособлением- плектром. Исполним II куплет песни, где речь идет об этом инструменте, с ритмическими движениями, как будто играем на балалайке.

-А теперь изобразим Несмеяну. С каким настроением мы будем петь о ней? Дети: Грустным, плаксивым.

Учитель: В первом куплете есть сравнение плача царевны с ревом Белуги. Что это значит? Кто такая белуга?

Дети: Рыба.

Учитель: Но ведь рыба молчит! Причем здесь плач? На самом деле белуга не имеет отношения к плачу. Раньше говорили «ревет как белуха». Белуха- это разновидность дельфинов, эти дельфины издают очень громкие звуки, похожие на плач. С течением времени эта фраза преобразовалось в выражение «реветь как белуга». Попробуйте изобразить царевну Несмеяну так, как будто она ревет. Делаем это эмоционально, ярко, но не громко, не крича.

- Получился унисон?

- Молодцы, хорошо поработали. Теперь немного отдохнем. Предлагаю «Оживлялки» И.Васильевой:

1) Растираем мочки ушей, затем - уши полностью ладонью вверх-вниз, одновременно «цокая» языком!

2) Раздвинем указательный и большой пальцы обеих рук. Просунем между ними уши, растираем вверх-вниз перед и за ушами. Улучшает зрение и слух!

3) Упражнение «кулачки». Косточками больших пальцев растираем крылья носа. Дыхание через нос!

4) Плоскостью трех пальцев одновременно массируем место «третьего глаза», пока не почувствуем под рукой углубление!

5) «зажгите лампочки!» (глаза).

Можно продолжать дальше! Теперь я предлагаю вам работу над двухголосным произведением. В таких произведениях очень важен унисон внутри каждой партии. Приготовьте, пожалуйста, партитуру песни Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету». Мы с вами выучили отдельно две партии и места, где мы поем в унисон. Сегодня попробуем соединить партии сопрано и альтов.

Посмотрите в ноты. Какие части песни мы поем в унисон?

Дети: Куплеты.

Учитель: А где начинается двухголосие?

Дети: В припевах.

Учитель: Споем I куплет, вспоминаем, что нужно соблюдать, чтобы получился унисон.

В припеве остановимся на первом аккорде.

Теперь медленно исполняем свои партии одновременно.

Там, где две партии сливаются в одну, остановимся и послушаем, получился унисон или нет. В местах, где партии сливаются в унисон, поем аккуратнее и тише.

Совершим прогулку в страну сказок. Давайте порисуем! Возьмите в руки кисточки, изобразите то, что вы представляете, можете даже закрыть глаза. Но договоримся, что эта тоненькая кисточка рисует также и мелодию песни. Что рисует Лида? Что видит Таня? А что представляет себе Данил?

А в моем воображении сразу представляются не только сказочные герои, но и описание места, где они живут. Наверное, это необычайной красоты сказочный лес с благоухающими цветами, порхающими бабочками. Рисуем этот волшебный лес. А, может быть, в наших руках и не кисточка вовсе, а волшебная палочка, которая рисует нам мелодию. И мы вместе с ней аккуратно и тонко рисуем и поем мелодию.

Повторим двухголосие еще раз. Отдельно. В унисон с партией фортепиано. Вместе. Пробуем пение а capella. Пение по цепочке - по очереди поем фразы.

-Урок подходит к концу, и я рада, что мы его заканчиваем такими словами из песни: «Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!». Но прежде чем закончить урок, повторим, как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты?

Дети: Унисон.

Учитель: Каким может быть унисон?

Дети: Чистым, фальшивым.

Учитель: Какой унисон получился у нас?

Дети: Чистым.

Учитель: Можно по праву сказать, что сегодня наши сердца бились в унисон?

Дети: Да.

Учитель: Дальше мы будем продолжать работу над чистым унисоном, но, чтобы на следующем уроке работа над унисоном в каждой партии двухголосия шла легче, постарайтесь выучить партии наизусть. Урок закончен!


Полный текст материала Конспект урока "Переход от унисона к двухголосному пению в хоре" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Криницына Ирина Анатольевна  Публикатор
26.08.2024 0 189 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК