Статья "Теория детской игры"
Педагог
высшей квалификационной категории
МБУ ДО ЦВР, г. Таганрог
Мироненко Анна Васильевна
Игра – это подражательно-выразительная деятельность, не по неизменному поручению, являющая собой перспективную ценность для социума как средство подготовки ребенка к творчеству, учению и труду.
Согласно теории «избытка сил» Г. Спенсера, игра появляется на определенном уровне развития эволюции, когда высшие виды животных приобретают высокую эффективность адаптивности в поведении. Теперь не вся, как у низших животных, энергия тратится на отыскивание условий жизни и защиту от противников. В результате освобождается некоторый «избыток сил», сосредоточиваемый молодыми особями на игре. Она являет собой искусственную тренировку сил, способ траты излишней энергии. То есть, игра располагает собственной историей возникновения в процессе эволюции и присуща лишь высшим видам. Подобное заключение определяет перед исследователями вопросы происхождения, развития и преобразования игры в процессе эволюции. Если же придерживаться представленной Г. Спенсером адаптивно-приспособительной эволюционной модели, то неизбежно предстанет вопрос о том, какую роль в адаптации субъекта к среде реализует игра, в чем ее смысл при адаптации. Ответ на основной для адаптационно-эволюционного подхода вопрос, который был открытым в концепции Г. Спенсера, был дан К. Гроссом.
К. Гросс, в конце XIX в. предпринял попытки регулярного исследования игр, анализировал игры как изначальную поведенческую школу. Для него, какими бы факторами игры не были мотивированы, значение их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно - первичная стихийная школа, которая дает дошкольнику возможность ознакомиться с обычаями поведения обществ. Формулируя собственную концепцию, К. Гросс анализировал игры детей как подготовку к предстоящей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного самовоспитания ребенка. Он предлагает схему развития ребенка, в которой игру относит к непроизвольному самовоспитанию, противопоставляет ее воспитанию извне. По К. Гроссу, игра рациональна с точки зрения сохранения рода. Почему Гросс называет свою теорию теорией упражнений? Упражняться - означает регулярно совершенствовать у себя определенные навыки. Упражнение - практика развития. Игра воспроизводима в опыте ребенка. Ребенок неоднократно к ней обращается, переживая удовольствие от повтора.
В теории Ж. Пиаже игра предстает как естественная по своей природе, характерная для ребенка активность; формирование игры совершается спонтанно, в соответствии с умственным развитием, по мере которого содержание игры от сугубо субъективных (иллюзорных) построений все более близится к адекватному отображению действительности.
Так же, как и становление интеллекта, развитие игры, по Ж. Пиаже, совершается в три стадии. Первая стадия — сенсомоторной игры — в границах периода от младенчества до двух лет; вторая стадия — символической игры — отвечает репрезентативному интеллекту и превалирует от двух до шести лет, третья стадия — игра с правилами — возникает с переходом ребенка к операторным структурам мышления. То есть, в соответствии с развитием интеллекта рассматриваются три типа структур, свойственных детской игре и обусловливающих их подробную характеристику: упражнение — символ — правило. Формирование игры связано с последовательной сменой указанных структур, т.е. носит стадиальный и однолинейный характер.
В работе самого Ж. Пиаже анализировались, в основном, ранние формы игры (сенсомоторная игра-упражнение) и переход к символической (в терминологии других авторов — ролевой или драматической) игре. Превалирующий тип игры в дошкольном детстве — символическая игра, по Ж. Пиаже, заключается в «ассимиляции» (приспособлении к внутренним мыслительным схемам) действительности посредством индивидуальных знаков — символов. Символическая игра охватывает представление, образ отсутствующего объекта и обозначение его другим объектом, связь между которыми является абсолютно субъективной. Переход к игре с правилами Ж. Пиаже связывает с появлением социализированных и объективизированных символов — знаков.
Д. Б. Эльконин считает, что игра социальна по своей природе и естественному насыщению и спроецирована на отображение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д. Б. Эльконин истолковывает ее как деятельность, появляющуюся на определенном этапе, как одну из ведущих форм формирования психических функций и способов познания ребенком реального мира. Появление ролевой игры Д. Б. Эльконин связывает с развитием производственных отношений, усложнением орудий труда и изменением положения детей в социуме. Новые, более усложненные орудия труда делали невозможным подсоединение детей в трудовую деятельность. Игрушки-копии новых трудовых орудий только внешне схожи с усложненными орудиями труда, но не функциональны. Так, по Д. Б. Эльконину, возникает символическая игрушка, с помощью которой «дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся».
С. Л. Рубинштейн анализирует игру как непременную потребность ребенка, зарождающуюся в контактах с внешним миром, как реакцию на них. Как полагает С. Л. Рубинштейн, суть игры содержится в том, что она есть производное практики, через которую преобразуется реальность, меняется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Игра есть осознанная деятельность уже потому, что мотивы ее кроются не в утилитарном эффекте, а в разнообразных переживаниях, существенных для ребенка и порожденных окружающей средой.
А. Н. Леонтьев говорил о том, что ребенок завладевает более широкой, непосредственно недоступной ему сферой реальности, только в игре. Играя, дошкольник принимает себя и осмысливает себя как личность. Для детей игра - область их общественного творчества, творческого самовыражения. Игра необыкновенно информативна. Игра - дорога поиска дошкольником себя в группе ровесников, выход на общественный опыт, культуру, воспроизведение общественной практики, доступной осознанию.
Таким образом, игра является самостоятельным видом детской деятельности, средством приобретения новых умений, представлений, полезных навыков.
Список литературы
Короткова Н. А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. – 1985. - № 2. – С. 163-168.
Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 368 с.
Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мироненко Анна Васильевна
→ Публикатор 30.09.2024 0 224 0 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.