Статья "Постановка музыкального аппарата. Упражнения в классе аккордеона"
МКОУ ДО «Тельмановская детская школа искусств»
Методическая работа
Постановка музыкального аппарата . Упражнения для развития игровых навыков в начальном периоде обучения в классе аккордеона
Составитель:
Ковалевская Светлана Юрьевна
Преподаватель класса аккордеона
П. Тельмана 2023
Постановка музыкального аппарата в начальном периоде обучения в ДМШ является основополагающей для всего дальнейшего обучения ребенка. Свободный, собранный игровой аппарат дает возможность учащемуся правильно и продуктивно развиваться, легко преодолевать различные технические и технологические сложности в процессе обучения. Главным критерием правильной, рациональной постановки игрового аппарата является техническая беглость, эмоциональная и физиологическая раскованность учащегося. Аккордеон довольно сложный для исполнителя инструмент. Музыкант – аккордеонист играет на двух абсолютно разных клавиатурах, да еще и ведет мех, контролируя при этом звук, поэтому свобода всего игрового аппарата должна находиться под постоянным контролем.
Немаловажным моментом для достижения правильных игровых навыков. является продуманная посадка за инструментом. Аккордеон – тяжелый для ребенка инструмент, поэтому распределение веса инструмента должно быть правильным. Ноги, стоящие на полу, являются упором, на который переходит излишняя нагрузка со спины музыканта. Прямая спина и правильная осанка помогает правильно распределять нагрузку. Свободные плечи и руки – залог правильной технологии игры на инструменте. С самого раннего периода обучения преподаватель ДМШ должен уделять внимание посадке ученика за инструментом, напоминать ему о правильности положения корпуса и рук, контролировать свободу музыкального аппарата. Также необходимо осваивать правильную технику движения меха, рационально использовать движение левой руки на сжим меха, точно распределять нагрузку на левую руку.
Важную роль в этом играют различные упражнения.
Существуют упражнения не только для развития движений пальцев правой и левой рук, но и для правильных движений при смене меха.
Простейшие движения в упражнениях для пальцев дают ребенку возможность познакомиться с клавиатурой инструмента .В начале обучения самыми важными будут упражнения в позиционном изложении. Это дает возможность добиться определенной независимость пальцев рук. Главным условием выполнения упражнений является постоянный контакт пальцев, стоящих в позиции, с клавиатурой. Нажим клавиши осуществляется за счет короткого толчка пальцем без его поднятия и удара по клавише. Во время нажима ученик должен ощущать «выталкивающую» силу клавиши. Варианты чередования пальцев в упражнении могут быть различными: поступенная игра вверх или вниз, игра через один палец вверх или вниз, игра в разбивку. Игра в позиции с постоянным касанием клавиш дает возможность расслабить, освободить мышцы ладони и запястья.
Что касается левой руки, тут процесс игры усложняется тем, что левую клавиатуру мы не видим и играем «вслепую» наощупь. Вначале можно разрешить ученику для облегчения пространственного мышления. выполнять задание глядя на себя в большое зеркало. Затем, необходимо учиться играть «вслепую», развивая свое пространственное видение и воображение. Учащемуся необходимо почувствовать направление и расположение вертикальных и горизонтальных рядов, ощутить их разницу в постановке пальцев в гамме или в аккомпанементе. Поскольку у маленьких детей мизинец еще короток и недостаточно развит, на начальном этапе в упражнениях для ориентирования на клавиатуре мы его не используем.
Важным моментом в изучении упражнений является укрепление мышц пальцев и свода ладони. Крепкие пальцы позволяют не прогибать суставы пальцев внутрь ладони, а крепкий свод кисти помогает держать пальцы стоя на клавиатуре, что способствует правильной свободной постановке всего игрового аппарата.
Техника правильной смены меха включает в себя: плавное ведение меха на разжим и на сжим, контроль над звуком при смене движения меха, остановка разнонаправленного меха, начало и конец звучания ноты, выполнение четких динамических оттенков. Самое важное – добиться свободы игрового аппарата, в независимости от действий меха.
Правильная постановка инструмента и игрового аппарата учащегося – основная задача преподавателя ДМШ. Это основа всей будущей жизни профессионального музыканта, развития его не только в техническом, но и в художественном плане .Свобода музыкального аппарата при эмоциональной насыщенности исполнения – главный критерий профессионального музыканта.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковалевская Светлана Юрьевна
→ Публикатор 10.10.2024 0 64 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.