Оздоровительная работа в МДОУ"Новобачаьский детский сад"
Автор: Волосенкова Людмила Васильевна
Место работы: МДОУ "Новобачатский детский сад"
Должность: воспитатель
Оздоровительная работа в МДОУ «Новобачатский детский сад комбинированного вида»
Оздоровительная работа - это неотъемлемая часть деятельности нашего дошкольного учреждения. Поскольку сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного воспитания и образования и основной задачей системы образования в целом, в МДОУ реализуется ряд оздоровительных мероприятий:
- обеспечивается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды;
- учитываются индивидуально-типологические особенности детей, возраст, уровень их здоровья и местные условия;
- обеспечивается достаточная длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня;
- воспитывается интерес и желание участвовать в подвижных играх, выполнять физические упражнения на прогулке;
- организуются и проводятся различные подвижные игры;
- ежедневно проводится утренняя гимнастика; один раз в месяц -физкультурные досуги; два раза в год - физкультурные праздники;
- во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки;
- детей приучают находиться в помещении в облегченной одежде; самостоятельно организовывать спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке.
В нашем детском саду в начале учебного года медицинская сестра и педагоги проводят комплексное обследование детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей). Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные ими заболевания, эмоциональный настрой, намечается план соответствующей работы по их оздоровлению Сюда входят создание условий для двигательной активности, в т. ч. соблюдение физкультурно-оздоровительного режима организация рационального питания, система закаливания воспитанников детского сада. Для каждой группы устанавливается свой двигательный режим. В качестве примера в приложении 3 представлен двигательный режим для ясельной и подготовительной групп. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которая реализуется с соблюдением СанПиНов, и в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора. Так, в период адаптации мы начинаем приучать ходить детей в облегченной одежде (воздушные ванны). Затем воздействие воздушных ванн на малышей расширяется (постепенное оголение конечностей, сон при открытых фрамугах, обучение элементам обширного умывания). Начиная с младшей группы, обучаем детей полосканию рта, хождению босиком по массажным дорожкам. С воспитанниками более старшего возраста проводим физкультурные занятия босиком и гимнастику после сна в сочетании с воздушными ваннами.
Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ помогает медико-педагогический контроль, в который входят:
• медицинское обследование состояния здоровья детей;
• обследование физического развития детей;
• медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий, за организацией закаливающих мероприятий;
• санитарно-педагогический контроль.
В осуществлении физкультурно-оздоровительной работы задействованы все сотрудники учреждения.
Таблица 1
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы
Наименование должности |
Содержание деятельности |
Воспитатель по физической культуре |
Координирует всю физкультурно-оздоровительную работу. Проводит физкультурные занятия, физкультурные досуги и праздники, индивидуальную работу по развитию и коррекции двигательных навыков детей. Наблюдает за динамикой физического развития детей. Проводит диагностику двигательных навыков совместно со старшим воспитателем. Консультирует воспитателей по вопросам проведения утренней гимнастики, подвижных игр, индивидуальной работы по развитию движений. На педагогических советах докладывает о физическом состоянии и развитии движений детей. Проводит просветительскую работу с родителями по вопросам здорового образа жизни и использования элементов физической культуры в домашних условиях |
Музыкальный руководитель |
Способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Проводит музыкальные игры и хороводы с детьми. Занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных досугов и праздников |
Воспитатели |
Проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия. Соблюдают режим дня. Следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего, педагога-психолога. Следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей. На педагогических советах отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий. Проводят просветительскую работу среди родителей и детей |
Завхоз |
Обеспечивает правильную работу вентиляционных установок. Своевременно производит замену постельного белья. Регулирует тепловой и воздушный режим детского сада. Следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций. Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности |
Повар |
Своевременно готовит пищу в соответствии с режимом детского сада. Проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов. Обеспечивает строгое соблюдение срока реализации и условий хранения продуктов |
Дворник |
Содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему. Своевременно убирает снег и сосульки с крыши. Следит за состоянием ограждения территории детского сада |
Сторож |
Следит за дежурным освещением. Отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания |
Для того чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей, вошла в общий режим работы ДОУ, мы пересмотрели организацию воспитательно-образовательного процесса, провели работу с педагогами по реализации поставленных цели и задач.
Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в процессе воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы — главное, чем должен руководствоваться каждый воспитатель. При этом важен не формальный, а активный, творческий подход педагогов в работе с дошкольниками.
В нашем детском саду сложилась система методической работы. На педагогических советах, семинарах, консультациях обсуждаются вопросы общего и индивидуального развития детей, уточняются знания об особенностях дошкольного возраста; с помощью промежуточной диагностики ведется анализ усвоения воспитанниками программных задач; на основе полученных результатов строится индивидуальная коррекционно-развивающая работа.
Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом.
1. Часть видов деятельности выносится в повседневную жизнь, и в сетке часов они не приводятся.
2. Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей; если воспитатель видит, что дети утомлены, невнимательны, то на занятии он дает основу, а закрепление материала проходит в подгрупповой и индивидуальной работе.
3. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах ДОУ. Так, в уголке природы проводятся занятия по ознакомлению детей с живыми объектами, комнатными растениями, по экологическому воспитанию и т.д.
4. Для младших дошкольников разработан щадящий режим, позволяющий детям быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (вводится в первые 2 месяца пребывания детей в ДОУ).
Гибкий режим для детей младшей группы особенно важен по ряду причин. Ребенок, как правило, попадает в детский коллектив, где новое окружение, новые лица, дисциплина, — все это требует от него больших душевных и физических сил. Создание в детском саду положительной эмоциональной атмосферы, доброе, внимательное отношение помогут ребенку легче адаптироваться к новым условиям.
«Подвижно-адаптивный» режим жизни предусматривает:
- сон, с достаточным доступом свежего воздуха;
- строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
- творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
- чередование умственной и физической деятельности и другое.
Задачи профилактики заболеваний, физического, психического, интеллектуального развития, коррекции интегрируются в работе всего коллектива учреждения.
Воспитатель по физической культуре, большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфы и кровообращения в легких. Воспитателем разработана система дыхательных упражнений, утренней гимнастики и физкультурных пауз для детей дошкольного возраста, которая успешно применяется всеми педагогами детского сада.
Утром большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе. Занятия с детьми организуются как индивидуальные, так и подгрупповые.
Во время дневной прогулки детей в групповых помещениях осуществляется сквозное проветривание.
Временной отрезок, обозначенный как обед-сон, отводится также для оздоровления детей. Качественный полноценный обед, полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. В старшей и подготовительной группах применяется интенсивный метод закаливания стоп ног («дорожка здоровья»). Во втором полугодии в младших и средних группах вводится босохождение с использованием массажных ковриков. После дневного сна дети занимаются физическими упражнениями в сочетании с воздушными ваннами; по графику дается отвар шиповника, проводится витаминопрофилактика.
Во время вечерней прогулки оздоровительный эффект достигается за счет пребывания детей на свежем воздухе, подвижных игр и индивидуальной работы по физическому развитию.
На прогулках (утренней и вечерней) большое внимание уделяется разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Время после ужина отводится для свободных игр.
Источники литературы:
Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века[Текст], М: Аркти, 2001.-50 с.
Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка. [Текст]М, 1993.-123 с.
Банникова, Л. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие. [Текст] М.: Сфера, 2007. – 48 с
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волосенкова Людмила Васильевна
→ двигатель 05.04.2011 5 2866 474 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.