Общая идея и основные принципы построения оздоровительной работы ДОУ (Рекомендации по оздоровлению детей в детском саду)
Общая идея и основные принципы построения оздоровительной работы ДОУ(Рекомендации по оздоровлению детей в детском саду )
Автор Волосенкова Людмила Васильевна
Место работы МДОУ «Новобачатский детский сад»
Должность:Воспитатель
В последнее время мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых людей заложены в детстве.каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Физиологически зрелыми рождается не более 14 % детей. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Известно, что состояние здоровья человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни, на 25% - влияний окружающей среды, на 15% - наследственности, на 10% - медицины. Эти цифры показывают, что здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в дошкольном учреждении.
Дошкольное учреждение — один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Поэтому активизируя здоровьесберегающую деятельность мы поставили следующие цели и задачи:
Цель:обеспечение работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, педагогов, родителей формированию осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу
Задачи:
1.Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровью, как ведущей ценности и мотивации здоровому образу жизни.
2. Перестроить мышление педагога на здоровый образ жизни, пополняя при этом теоретические знания, обучение традиционным и нетрадиционным методикам и технологиям, направленным на оздоровление, физическое и психологическое здоровье детей
3.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, участие в совместных оздоровительных мероприятиях, проводимых в МДОУ и семье
4.Развитие долговременного сотрудничества с социальными партнёрами по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма.
5.Развитие материально-технической базы
прелполагаемые результатыДля реализации цели созданы следующие условия:
1.Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентированности к современным условиям жизни.
3. Изменение мотивации у родителей к своему здоровью и здоровью своего ребенка.
4. Повышение активной позиции родителей и воспитателей к оздоровительным мероприятиям.
5. Овладение навыками самооздоровления всех участников оздоровительного процесса.
6.Снижение уровня заболеваемости.
7.Обогащение материально – технической базы для организации оздоровительных мероприятий.
8. Создание долговременных партнёрских отношений с внешними учреждениями.
9. Повышение профессиональной компетентности в вопросе оздоровления.
10.Реализация формирования культуры здоровья по всем разделам образовательной работы
Для реализации цели созданы следующие условия:
физкультурный зал с современным оборудованием, мини-физкультурные уголки в каждой группе,зимний сад ,бассейн, , где дети могут оздоравливаться круглый год, оборудованы прогулочные площадки с экологичными беседками и т.д.
В нашем детском саду в начале учебного года медицинская сестра и педагоги проводят обследование физического развития детей (диагностика психофизического, эмоционального состояния и физических качеств детей). Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья детей, перенесенные ими заболевания, эмоциональный настрой, намечается план соответствующей работы по их оздоровлению Детей распределяют по группам здоровья , каждому определяют индивидуальную физическую нагрузку
при работе с детьми по оздоровлению необходимо особое внимание уделять осмыслению таких понятий, как «Здоровье», «Культура здоровья», без чего не возможен педагогически оправданный подход к развитию ребенка, его способностей и конечном счете сохранения здоровья. Культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы культуры. Нет сомнений в том, что она обеспечивается через образование и воспитание, и в этом особая роль принадлежит родителям, педагогам и обществу в целом.
В связи с этим, дошкольное учреждение должно организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей, содержит три блока:
Культура питания
Культура движения
Культура эмоций
В ходе воспитательно-образовательного процесса реализуется комплекс здоровьесберегающих технологий
1.защитно профилактические
2.компенсаторно -нейтрализуюшие
в рамках этой технологии ежедневно проводим утреннюю гимнастику (продолжительность зависит от возраста детей);
проводим физкультурные досуги (один раз в месяц);
проводим физкультурные праздники (два раза в год);
проводим физкультминутки во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями;
приучаем детей самостоятельно организовывать спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке.
3.Стимулирующие
мы осуществляем комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, учитываем здоровье, индивидуальные особенности детей и местные условия; приучаем детей находиться в помещении в облегченной одежде; обеспечиваем длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня; воспитываем интерес и желание участвовать в подвижных играх физических упражнениях на прогулке; организовываем и проводим различные подвижные игры;
учим пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий; при проведении закаливающих мероприятии осуществляем дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья;
4. Учебно-воспитательные технологии
Формирование у дошкольников культуры здоровья
Одним из немаловажных факторов сохранения здоровья детей - научение сохранять и укреплять свое здоровье. Такие знания дети получают на следующих занятиях:
1. Занятия по основам безопасности жизнедеятельности, где происходит выработка знаний и умений действий в опасных жизненных ситуациях;
2. Занятия по общефизической подготовке детей;
3. Тематические беседы с детьми;
4. Тематические занятия с детьми по экологическому воспитанию;
5. Организация досуга детей (фестивали, эстафеты, праздники и т.д.);
6. Театральные постановки на тему здорового образа жизни.
В результате у детей формируются представления и навыки:
о здоровом образе жизни;
об окружающей среде
о строении собственного тела, назначении органов;
о том, что полезно и вредно организму;
об уходе за своим телом;
о навыках оказания элементарной помощи;
происходит привитие устойчивых культурно-гигиенических навыков на практических занятиях с детьми.
Система мероприятий по педагогическому и психологическому просвещению семьи
Работа с родителями строится на основе анкетирования и бесед с родителями, которые позволяют определить социальный статус семьи, тактику работы с различными категориями.
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка. Для этого с родителями ведется просветительская работа, через:
· тематические родительские собрания;
· разработку памяток и информационных листов для родителей с информацией по пропаганде общегигиенических правил, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
· проведение дней открытых дверей;
· знакомство с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психического развития;
· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с лечебно-оздоровительными мероприятиями проводимыми в ДОУ;
· участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
· обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания)
Источники
1.Доскин А. А. Растем здоровыми [Текст] / А. А. Доскин. – М.:Просвещение, 2007. – 64 с
2.Здоровьесберегающее сопровождение воспитателю образовательного процесса [текст]методическое пособие : в2-х ч/ под ред. Э.М.Казина..-Кемерово: Изд КРИПКиПРО2005.-147 с.-
3. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: Материалы Всероссийского совещания /Сост. Т. И. Оверчук. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.- С.12-18, 31-37,118-137.
4.Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волосенкова Людмила Васильевна
→ двигатель 16.04.2011 1 3715 555 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.