Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Права ребёнка".
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА : " ПРАВА РЕБЁНКА " .
Задачи:
1.Формировать первоначальные представления у детей об их гражданских правах и обязанностях.
2.Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
3.Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
4.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная работа:
* Разработка портфолио детей группы; оформление в портфолио материалов по темам:"Здравствуйте! Это я!" , "Тайна имени моего",
"Как я расту и изменяюсь", "Мальчик или девочка?", "Мои увлечения", "Жить на свете очень туго без подруги или друга","Что может быть семьи дороже?", "За что я умею отвечать".
* Разучивание стихов об именах.
*Рассматривание семейных фотографий; составление рассказов на тему:"Моя семья".
* Составление с родителями генеалогического древа.
* Просмотр мультипликационного фильма "Домовёнок Кузя".
Материал к занятию:
Демонстрационный:книга"Права ребёнка"; 7 карточек с изображением буквы "Я";карточки с изображением букв "К", "У","З", "Я"; фото-выставка "Моя любимая семья"; выставка "Моё родословное древо"; копии свидетельств о рождении; иллюстрации о правах ребёнка.
Раздаточный: альбомные листы с начерченными рамочками; гуашь; печатки, трафареты, ватные палочки; ксерокопии иллюстраций о правах ребёнка.
Ход занятия.
Начинается занятие в центре книги.
Восп-ль (показывает книгу): Ребята! Кто-то уже обратил внимание на новую книгу, которая появилась у нас в группе? Я заметила, что некоторые из вас её полистали, посмотрели иллюстрации. Эта книга называется "Права ребёнка". Читали вам родители такую книгу? Кто-то может рассказать, что дают детям права? А вам бы хотелось узнать о своих правах?
Одно из прав спрятано у меня в очень хитрой загадке.
(Воспитатель достаёт карточки с изображением буквы "Я" и выкладывает их на мольберте).Кто уже успел посчитать, сколько букв "Я"? Верно, семь. Семь "Я"! Что у нас получается? (Ответы детей).
Воспитатель: Первое право, о котором сегодня пойдёт речь, звучит так:"Каждый ребёнок имеет право на семью".
А что это значит, как вы понимаете?(Ответы детей:"Каждый ребёнок имеет право жить с папой и с мамой; иметь братика, сестрёнку, бабушку, дедушку...")
Воспитатель: Да, ребята, вы совершенно правы. Мы с вами много говорили о семье, рассматривая ваши фотографии в портфолио.
А сегодня вы можете их увидеть на нашей замечательной фото-выставке. (Дети рассматривают. Воспитатель:"У каждого из вас есть право на сохранение семьи, на заботу со стороны близких взрослых людей".)
Воспитатель: Кирилл Отинов подготовил для нас стихотворение о семье. Давайте послушаем:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью!
Воспитатель: А совсем недавно мы с вами узнали, что о семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа! Вот такая необычная выставка оформлена у нас в группе! На ней представлены генеалогические (или родословные) древа,
составленные детьми и родителями нашей группы. После выставки мы разместим их в портфолио, а сейчас ответьте на такой непростой вопрос. А зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, чтобы знать своих родственников. Генеалогическое древо - это целая история семьи, рода. От вас, самых юных её членов, до прадедушек и прабабушек. Обратите внимание: благодаря составлению своего родословного древа, Костя Ганцев теперь знает о своих прапрадедушке и прапрабабушке, о которых раньше даже не слышал!
А сейчас давайте немного поиграем. Предлагаю пальчиковую
гимнастику "Моя семья" :
Раз, два, три, четыре! Хлопки на счёт
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки на счёт
Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестрёнка, Поочерёдное поглаживание
Кошка Мурка, два котёнка, пальчиков
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся моя семья! "Фонарики" обеими руками
Итак, каждый человек, каждый ребёнок имеет право на семью.
Но у каждого члена семьи есть ещё и обязанности. Напомните мне, пожалуйста, какие? (Ответы детей).
Воспитатель : Молодцы! А ещё, и это очень важно, дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель :Сейчас я вам предлагаю игру "Отгадай и назови".
Она вам знакома. Кто может напомнить нам правила этой игры?
(Все ребята делятся на две команды. Одна команда задумывает движение и говорит:" Мы работы не боимся и умеем помогать, что мы делаем отлично, предлагаем отгадать!" Противоположная команда задаёт вопрос:" А что вы умеете делать?" Первая команда отвечает:" Что умеем, мы не скажем, а что делаем, покажем!" и имитирует мытьё посуды, стирку белья, уборку по дому и т.п. Вторая команда отгадывает. Потом команды меняются.)
Воспитатель: Ну вот, отлично поиграли! Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то стучится!
(Входит Домовёнок. У него грустное лицо.)
Воспитатель: Интересно, какой-то мальчик к нам пришёл, и одет он как-то странно... Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовёнок: Я - домовёнок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель: Ребята, а разве может быть так, что у ребёнка нет имени? У каждого ребёнка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Домовёнок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал!
Воспитатель: Домовёнок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя .Как же нам его назвать? (Предложения детей).
Воспитатель: Ну вот, теперь тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе твоё имя?
Домовёнок: Очень нравится. Спасибо вам, ребята!
Воспитатель: Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя "Кузя". Что же оно обозначает?
Воспитатель на мольберте выкладывает вертикально (поочерёдно) буквы имени, и дети придумывают характеристику сказочному герою:
К - красивый, культурный, классный...
У - умный, удивительный...
З - знающий, заботливый, замечательный...
Я - яркий, ясный...
(Домовёнок довольно улыбается).
Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своём имени?
(Подготовленные стихи):
Алёна Хозяшева: Алёнушка - русское имя!
В нём тайна Российской земли.
Волшебники в призрачном дыме
Из сказки его принесли.
Никита Кузнецов: Никита честен и правдив,
Я ненавижу ложь,
Настойчив и трудолюбив,
меня не проведёшь!
Софья Оборина: Соня - добрая душа,
Обаятельна, открыта,
И собою хороша...
Будет Софья знаменита!
Ксюша Пичкалёва: Любит Ксения гостей,
Добротой от Ксюши веет,
Вкусных лакомств и сластей
Для подружек не жалеет.
Утешает, привечает... И поит душистым чаем!
Воспитатель: Чтобы ты лучше, Кузенька, познакомился с детьми, мы приглашаем тебя поиграть. Наша игра называется "Обратись друг к другу по имени". Правило очень простое: нужно обращаться друг к другу ласково, нежно. А передать друг другу тепло не только слов, но и души, нам поможет пламя свечи. Вставайте в круг. (Проводится игра. Для усиления эффекта можно выключить свет).
Воспитатель: Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется "Свидетельство о рождении" (показывает копии свидетельств о рождении детей группы). В этом документе закреплено право ребёнка на имя.
Любимый наш Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ. Вот какой он красивый, с рамочкой!
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад! Пойду, покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания, ребята!
(Благодарит за подарок и уходит).
Воспитатель: А вы, ребята, хотите оформить красивые рамочки для своих свидетельств, а затем вложить свой документ в портфолио?
Вы можете подойти к столам и с помощью подручных материалов украсить рамку.
(Звучит музыка .Дети украшают рамку "Свидетельства о рождении").
Воспитатель :Как приятно, что наш Домовёнок ушёл довольный, правда? А мы с вами поговорили о самом важном для детей: о правах ребёнка. О каких двух правах сегодня шла речь?(Ответы детей).
Воспитатель: Верно, о праве на семью; о праве на имя.
Но, конечно же, это не все права ребёнка!
(Обращает внимание детей на мультимедийный экран; показ слайдов сопровождается комментариями):
- У каждого ребёнка есть право на жизнь.
- Есть право на полезное и качественное питание.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на досуг и отдых.
- Право на защиту от насилия.
- Дети-инвалиды имеют право на особую заботу.
Воспитатель: Все эти права я раздам вам на листочке, который вы сможете не только раскрасить дома, но и поговорить об этом с вашими родителями.
А в заключение послушаем стихотворение ,которое нам прочтёт Даша Аверина:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок появляются права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым;
И любить, и быть любимым...
В общем,- право быть счастливым!
Воспитатель: Вот, ребята, и закончилось наше занятие, но разговор о правах не закончился. Мы ещё не раз побеседуем на эту тему и обязательно
почитаем нашу новую книгу!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Деменева Юлия Александровна
→ ДЮА 14.06.2011 4 3507 613 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.