Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов


Возможности становления и развития

творческого потенциала педагогов

Подготовила:

заместитель заведующей по ВМР

МДОУ № 41 г. Черемхово

Полякова Юлия Александровна


Преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования к личности педагога. Педагогика сотрудничества, ориентированная на развитие личности, способной к самоопределению и самореализации, успешно реализуется педагогами с развитым креативным потенциалом.

Совершенствование всех сторон деятельности дошкольного образовательного учреждения возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений профессионального роста всех специалистов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения.

Поэтому в нашем детском саду мы проводим так называемые интеллектуальные часы, направленные на развитие интеллектуально – креативного потенциала педагогов, развитие их творческого мышления, стимулирование творческой активности в работе с детьми.

Разработанная нами структура развивающих форм работы, позволяет учитывать триединую функцию знания, на основе которой они должны нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).


Интеллектуальный час для педагогов ДОУ

«Повышения творческого потенциала педагогов ДОУ»

Предварительная работа:

ТЕСТ

Творческий потенциал

Творческий потенциал сотрудника ДОУ важен для детей, родителей и коллег. Приобщать детей к радости творчества должны, разумеется, взрослые. Насколько успешным будет это приобщение, зависит от творческого потенциала наставника.

Вопросы

1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:

а) да – 3 очка

б) нет, он и так достаточно хорош – 1 очко

в) да, но только кое в чем – 2 очка

2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей Вас среды:

а) да, в большинстве случаев – 3 очка

б) нет – 1 очко

в) да, в некоторых случаях – 2 очка

3. верно ли, что некоторые из Ваших идей довольно прогрессивны в сфере Вашей деятельности и могут принести Вам успех:

а) да – 3 очка

б) да, при благоприятных обстоятельствах – 1 очко

в) в некоторой степени – 2 очка

4. Считаете ли ВЫ, что в дальнейшем будете играть столь важную роль и сможете принципиально что – то изменить:

а) да, наверняка – 3 очка

б) маловероятно – 1 очко

в) возможно – 2 очка

5. Когда Вы решаете предпринять какое – то действие, уверенны ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да – 3 очка

б) часто сомневаюсь – 1 очко

в) нет – 2 очка

6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное привлекает – 3 очка

б) неизвестное не интересует – 1 очко

в) все зависит от характера этого дела – 2 очка

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

а) да – 3 очка

б) удовлетворитесь тем, чего добились – 1 очко

в) да, если Вам это нравится – 2 очка

8. Если незнакомое дело вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:

а) да – 3 очка

б) нет, хотите научиться только самому основному – 1 очко

в) нет, только хотите удовлетворить свое любопытство – 2 очка

9. Когда Вы терпите неудачу то:

а) какое - то время упорствуете, вопреки здравому смыслу – 3 очка

б) махнете рукой на эту затею – 1 очко

в) продолжите делать свое дело – 2 очка

10. По – вашему мнению, профессию надо выбирать, исходя:

а) из своих возможностей, дальнейших перспектив для себя – 3 очка

б) из стабильности, значимости профессии, потребности в ней – 1 очко

в) преимуществ, которые она обеспечит - 2 очка

11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да – 3 очка

б) нет, боитесь сбиться с пути – 1 очко

в) да, но только там где местность Вам понравилась – 2 очка

12. сразу же после беседы, сможете ли вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда – 3 очка

б) чаще вспомнить не можете – 1 очко

в) запоминаете только то, что Вас интересует – 2 очка

13.Когда Вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете ли повторить его без ошибки:

а) да, без затруднений – 3 очка

б) да, если это слово легко запомнить – 1 очко

в) да, но не совсем правильно – 2 очка

Домашнее задание: ответить на вопрос: Каким должен быть педагог?

Цель: Создание у педагогов мотивации, эмоционального настроя, положительного отношения к осуществляемой деятельности. Создание условий для проведения самостоятельности, инициативы, творчества, возможности содержательного общения в системе «педагог – педагог», «педагог – ребенок».

Принципы:

  • Принцип активности и самостоятельности педагогов, стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;

  • Принцип «здесь и сейчас» - развивающая работа через непосредственно переживаемый опыт, важно, чтобы обстановка в группе была конструктивной;

  • Принцип уважения личности каждого педагога.




«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя,

нужно ей дать волю развиваться и расцвести»

М. Горький

На столе находиться одинаковое количество синих и красных листочков. Сейчас я попрошу Вас взять по одному листочку. Таким образом, Вы поделились на две группы по цвету листочков.

Итак, Ваше домашнее задание было ответить на вопрос: Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли (педагоги представляют свои ответы на вопрос: оформление в виде стихотворения (четверостишие), схемы, рисунка и т.д.). Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог! А что не хватает нашему коллективу для того, чтобы соответствовать нашему идеалу? Каких качеств? Так вот наша сегодняшняя цель это развитие и становление креативного потенциала у педагогов, развития их творчества.

Главными понятиями нашей сегодняшней встречи: творчество, креативность. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы услышали данное понятие. Вы должны написать слова, которые начинаются с букв этого слова.

1 подгруппа – творчество; 2 подгруппа – креативность.

Пример: преемственность

П

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Р

РАЗВИТИЕ

Е

ЕДИНСТВО

Е

ЕСТЕСТВЕННЫЙ

М

МОТИВ, МЕТОД

С

СИСТЕМНОСТЬ, СРЕДА

Т

ТВОРЧЕСТВО

В

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Е

ЕДИНОГЛАСИЕ

Н

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Н

НАУЧНОСТЬ

О

ОБУЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ

С

СОДЕРЖАНИЕ, СТРЕСС, СТРАХ

Т

ТРЕБОВАНИЯ

Ь

МЯГКАЯ, ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ



Совместными усилиями перед нами возникла целостная картина восприятия данного понятия. У каждой подгруппы свое понятие.

А вот понятия из большого психологического словаря под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.

Творчество (в узком смысле слова) – человеческая деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно – историческую ценность.

Творчество (в широком смысле слова) – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Творчество (Выгодский Л. С.) – удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какое – нибудь усовершенствование в области техники.

Творчество (Пономарев Я. А.) – не только феномен человеческой деятельности, но, и, например поведение животных, и даже атрибут материи.

Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризировать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность – важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижениях.

Креативность (П. Торренс) – процесс появления чувственности к проблемам, к дефекту или дисгармонии имеющихся знаний, определение этих проблем, поиска их решений, выдвижение гипотез, проверок, изменений и перепроверок гипотез, и наконец, формирование и сообщение результата решения.

Из определения видны качества, которыми должен обладать педагог. Я представлю вам таблицу с качествами, а Вы должны будите их проранжировать, проанализировать и результаты представить в таблице. Результаты представляются по местам: что для вас на первом месте из перечисленных качеств и т.д. до последнего качества. Свой выбор обоснуйте, пожалуйста. Качество творческого педагога (общая)

баллы

1 группа

качества творческого педагога

баллы

2 группа


научное мышление



высокий уровень педагогического мастерства



педагогическая интуиция



потребность в творческой деятельности, самосовершенствовании



умение проводить критический анализ и самоанализ педагогической деятельности, умение предвидеть новое, выстраивать перспективу



способность к управленческой деятельности



инициативность и активность



богатое воображение и нестандартное мышление



целеустремленность и волевые качества



проявление высокой эрудиции, культуры педагогического труда


З ащита Защита

1 группы 2 группы



Психолог делает общие выводы

(общий вывод; что нужно посмотреть исходя из этих моментов;

рекомендации именно нашему коллективу либо общие рекомендации вообще, на какие качества больше всего обратить внимание и т.д.)



В конце используем метод Синквейна.

1 строка – название синквейна,

2 строка – два прилагательных,

3 строка – три глагола,

4 строка – фраза на тему синквейна,

5 строка - существительное

Итог:

Вместе пришли к понятию или определению, вспомнили качество творческого педагога. Определили, что же является для нас творчество и креативность через методику синквейна.









Раздаточный материал:

Памятка «Заповеди творческой личности»

(разработаны профессором Ваинцвангом)

  • Будь хозяином своей судьбы

  • Достигни успеха в том, что ты любишь

  • Внеси свой конструктивный вклад в общее дело

  • Стой свои отношения на доверии

  • Развивай свои творческие способности

  • Культивируй в себе смелость

  • Заботься о своем здоровье

  • Не теряй веру в себя

  • Старайся мыслить позитивно

  • Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением



Хочется верить, что используемые нами, инновационные методы и приемы работы по повышению профессиональных качеств педагогов, даст возможность развиться творческим качествам и сохранить стремление к новым достижениям.






Полный текст материала Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полякова Юлия Александровна  К$юша
06.11.2010 3 14409 734

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК