Адаптивная программа для детей с 2 до 3 лет "Волшебный цветочек".
МДОУ №41 г. Черемхово
Подлинова Т.И.
г. Черемхово 2010
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи, шаги реализации программы, ожидаемые результаты
3. Основные направления программы
4. Этапы работы по программе
5. Приложения:
• №1,
• №2,
• №3,
• №4
6. Литература
«Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды»
«Здоровье- драгоценность, и притом
единственная, ради которой стоит не только не
жалеть времени, сил, трудов
и всяких благ, но и пожертвовать ради
него самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
не интересной и унизительной»
Мишель де Монтень.
Пояснительная записка
Все лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач. Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Однако оно не существует само по себе, раз данное оно непостоянно и изменяемо. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать его - огромная каждодневная работа с самого рождения ребенка. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка. Нас всех много лет поражает грустная статистика заболевания детей. Одна из причин – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дите, усердно лечим, когда оно болеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.
Основной задачей нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста. Поскольку наше учреждение находится в центральной части города, вдали от природных массивов мы делаем все, что необходимо для оздоровления и профилактики заболеваний. Поэтому особое место придаем комнатным растениям. Это не только деталь украшения интерьеров, но и фактор улучшения микроклимата, оздоровление воздушной среды.
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека. Было отмечено, что одни растения благоприятно действуют на состояние здоровья, а другие вызывают отрицательные действия ввиду индивидуальных особенностей. Третья группа растений используется как лекарственная.
Доказано, что растения подавляют и уничтожают многие вредные организмы, благодаря выделению особых летучих микроэлементов – фитонцидов. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха. Они же обуславливают и такую его характеристику, как свежесть. Свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.
Изучив большое количество литературы, основополагаясь на идеи авторов Л.Б. Обуха, Э. Сергеевой, А. Паулисен, Н.Г. Холодного, который говорил: «Растения создают определенный эмоциональный фон. Они могут, как успокаивать и расслаблять, создавая чувство душевного равновесия, так и активизировать творческий потенциал, восстанавливать физические силы». В начале XX века академик Н.Г. Холодный сделал предположение, что растения выделяют атмовитамины. Это вещества, которые хорошо усваиваются легкими человека, являясь при этом индикаторами биохимических процессов и обмена веществ в организме. Сегодня к атмовитаминам причисляют аэроны, озон, а также фитоорганические вещества, воспринимаемые человеком в виде запахов. Очень важно, чтобы в каждом доме росли растения, обладающие только полезными фитоорганическими веществами.
Цель программы: Достичь положительных результатов в здоровъесбережении детей раннего возраста.
Задачи:
1.Создание здоровьесберегающей среды.
2.Организация оздоровительной и профилактической работы с детьми с помощью комнатных растений.
3.Расширить представления детей о комнатных растениях.
Шаги реализации:
1. Определение места в группе и приобретения оборудования и инвентаря по уходу за комнатными растениями.
2. Изучить совместно с медицинским работником состояния здоровья детей группы.
3. Подбор растений и их классификация (согласно программному содержанию и состоянию здоровья детей).
4. Создать картотеку по использованию растений в оздоровительных целях.
5. Определить место в режиме дня для профилактических мероприятий.
6. Создать индивидуальные маршруты оздоровления детей.
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшить заболеваемости детей на 15%
2. Положительное течение адаптационного периода
3. Сформированность элементарных знаний детей о комнатных растениях их пользе.
Основные направления программы:
Профилактическое
1. Обеспечения благоприятного течения адаптации,
2. Выполнения требований СанПиНа,
3. Проведение специальных мер по профилактике заболеваний (хлорофитум, фиалки, герань – очищение воздуха, королевская бегония, традесканция, щучий хвост – благоприятно влияет на очищение легких и бронхов, цикламен – делает детей более спокойными, деятельными, развивает творческие способности).
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды с помощью специально подобранных комнатных растений,
2. Пропаганда инновационных методов оздоровления с помощью специально подобранных комнатных растений среди родителей.
Для того чтобы начать работу по данной программе необходимо медицинское обследование детей с целью выявления аллергических и других реакций организма на определенное воздействие.
Как использовать комнатные растения в работе с детьми? Рассмотрим некоторые варианты этих живых объектов в:
• Развитии речи. Предлагаем детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые отражают их особенности («пушистик», «колючка» и т.п.). Ребята рассказывают, какими бывают растения, что они умеют делать (глаголы), что любят, а что – нет. Можно сочинить сказку или рассказ по результатам наблюдений, или сказочного человека, который будет охранять, и рассказывать о них малышам. Хорошо, если в этом им помогут папы, мамы, увлекающиеся комнатным цветоводством.
• Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками и т.п.) Ребенок, трогая лист, закрывает глаза и представляет, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую). Керзамит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.
• Игры. Конечно, растения – это живые организмы, и поэтому использовать их для игр нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям. Растения можно временно помещать на крупные макеты (например, горных ландшафтов, города).
Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры. Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Если вести регулярно наблюдения, можно увидеть окраску и рисунок на листьях, изящные линии, изгибы, богатство цветовых оттенков у бальзамина или хлорофитума. Общаясь с этими растениями, мы не замечаем их благотворного влияния на организм. Ведь именно цветущий бальзамин (Ванька мокрый) создает теплую, солнечную атмосферу, защищает сердце от заболеваний. А хлорофитум интенсивно поглощает разнообразные газообразования загрязнителей в воздухе. Он оказался более эффективным очистителем воздуха, чем специальные технические устройства, создает уютную атмосферу. Его энергетика способна трансформировать негативную энергию в позитивную.
Красивый цветок Зигокактус усеченный (декабрист). Это растение наполняет атмосферу ласковым, радужным настроением, пробуждает душевную доброту. Предохраняет от заболеваниями, связанными с почками, надпочечниками, мочевым пузырем.
Красноватые с металлическим блеском листья Королевской бегонии. Она гостеприимна. Королевская бегония развивает красноречие, даруя ребенку возможность преодолеть страх в общении. Она оказывает очень сильное влияние на легкие и бронхи, способствует очищению их, улучшению состояния дыхательных путей и препятствует появлению острых болей в грудной области.
Темно-зеленые листья стрекреазеи (Традесканция). Солнечная традесканция приносит чувство радости, дарит легкий, веселый характер. Тоже помогает, у кого проблемы с легкими, бронхами.
Великолепное зрелище представляет собой цветущее растение. Несколько крупных или множество рассыпанных по всему кустику цветков, контраст зеленых листьев, притягивает взгляд. Каждый цветок – это удивительное чудо природы. Громадные яркие цветки Пеларгонии (герань) прекрасны не меньше, чем множество мелких голубых, розовых или сиреневых цветков фиалки узумбарской. Наши прабабушки обожали не столько из-за красоты, сколько за их способность «улучшать кровь». Считается, что герань успокаивает нервную систему, делает сон глубоким, выделяет вещества, которые защищают организм от злокачественной опухоли. Он же предсказывает погоду, улучшает сон и дезинфицирует воздух в спальне. А фиалка - это растение уюта и гостеприимства. Она влияет на умственную работоспособность. Хорошо располагать в ДОУ- непоседы под влиянием энергетики фиалки станут более послушными и усидчивыми. Активизирует кровообращение, способствует уменьшению воспалительных процессов в горле.
Монстера – признана как целебное растение, оказывающее общий, профилактический, лечебный эффект на кишечник и на органы брюшной полости детей.
Цикламен – полезно иметь, где есть капризные дети, под тонким влиянием цикламена они становятся более спокойными, деятельными, развиваются творческие способности. Луна подарила еще способность влиять на адаптацию организма детей.
Каланхоэ – растение способно облегчить тяжелое эмоциональное состояние детей. Оно укрепляет прежде всего горло, способно влиять на хронические заболевания.
Алоэ – повышает иммунитет детей, повышает устойчивость к заболеваниям, укрепляет пищеварительную систему, заживляет раны, язву.
Сансевиерия (Щучий хвост) – положительно влияет на здоровье, в первую очередь на дыхательную систему, обмен веществ и иммунитет. Это растение защищает организм от инфекционных и простудных заболеваний. Теплый сок из листьев закапывают в уши для устранения боли.
Апельсин, утыканный гвоздикой (ежик) – корректирует биополе и спасает от простудных заболеваний.
Ароматерапию возможно применять также и в сочетании с музыкотерапией.
Этапы работы по программе:
1. Создание среды
В группу детского сада помещаются растения согласно программному содержанию, возрасту и особенностям детей. Цветы можно размещать в игровой, спальне, комнате для кормления и т.д. Мы рекомендуем цветы указанные выше, которые носят оздоровительный характер.
2. Приобщение детей к миру цветов
Стараясь научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений, использовать его лечебные свойства – это задача не только оздоровительная, но и эстетического, умственного, а также нравственного воспитания ребенка. Научившись понимать по внешнему виду состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, очищая цветы от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, ребенок научится ухаживать за своими «зелеными друзьями». Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически. Вместе с воспитателем поливают растения. Обращать внимание на то, как вода пропадает из горшка и появляется в поддоне. Развивать наблюдательность. А зачем педагог поливает растения? Пытаемся, чтобы ребенок подумал. Только после этого объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся все красивее. Не торопить рассматривать растения во время цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, украшает группу, радует взгляд, создает хорошее настроение. Предлагать детям несложные поручения: посмотреть и сделать свои (пусть сначала даже неверные) выводы, например, где земля сухая, а где влажная.
3. Интеграция
Наблюдения за комнатными растениями сочетать с практической деятельностью ребенка, с рисованием, лепкой. В качестве натуры можно брать цветущее растение, которое является «лекарем» ребенка. Рассматривать какой горшок, какой формы листья, где цветы, какого они размера и ребенок при этом находясь в близи с растениями, прикасается к ним, получая при этом оздоровительный эффект. Далее рисовать карандашами, фломастерами, затем красками. Лепить из пластилина, глины. Таким образом, наряду с оздоровительным, эмоциональным фоном ребенок получает элементарные знания и навыки по уходу за растениями. Во время приема пищи как с эстетической точки зрения, так и с оздоровительной на столы расставляются соответствующие горшечные растения.
4. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Группы детей распределять таким образом, что позволит при проведении режимных моментов одновременно решать оздоровительные задачи (при проведении индивидуальной работы, организации игровой деятельности малой подвижности и других форм организации детей). Организуются аромоминутки, дыхательные упражнения, игры на укрепление дыхательной системы.
5. Работа с родителями
Для того чтобы начатая работа в детском саду находила свое продолжение, с родителями проводить ряд мероприятий, направленных на организацию профилактической работы с детьми через пополнения интерьера комнатными цветами, соответствующих видов. Также рекомендовать игры, серии наблюдений, советы по воздействию цветов на состояние здоровья детей и др. (см. приложение).
6. Оздоровление
Летом на прогулке, а зимой в помещении дети ходят по «Тропе здоровья». Здесь подбираем группы таких комнатных растений, которые оказывают положительное влияние на:
• иммунитет ребенка
• на проблемы дыхательной системы
• на проблемы с горлом
• на нервную систему.
Таким образом, комнатные растения используют как:
• очиститель воздуха;
• создатель эмоционального фона;
• оказание профилактических лечебных действий.
Так специально подобранные комнатные растения используются как дополнительные средства для создания здоровьесберегающего пространства, как одного из компонентов сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Приложение № 1
План работы с детьми по ознакомлению детей с комнатными растениями.
Блоки Содержание Цель Оборудование Сроки
I «Кто у нас на подоконнике живет?» Завели в группе растения, красиво и долго цветущие. Создать среду из цветущих растений в группе. Привлечь к ним внимание детей. Цветущие растения (бальзамин, бегония вечноцветущая, герань. Фотопортрет «Зеленых друзей» Июнь-август
II «Мир растений. Наблюдаем за ним»
Игры:
• «Что изменилось?»
• «Найди такой же»
• «Угадай растение по описанию»
• «Назови ласково»
• «Где спряталась матрешка?»
• «Чего не стало?»
• «Цветет- не цветет»
• «Большие- маленькие»
• «Шершавые-гладкие листочки»
• «Собери цветочек»
Содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, замечать самое характерное в их внешнем виде. Воспитывать у детей гуманное отношение к живому Растения одинаковые и разные удобно расположены на столе.
Календарь цветения Сентябрь-ноябрь
III «Наблюдая, трудимся!»
• «Почему грустят цветочки»
• «Поднимем цветочкам головку»
• «Что надо сделать, чтобы цветочек не грустил?»
• «Наблюдаем, как водичка появляется в поддоне»
• «Выливаем водичку из поддона»
• Растения говорят «спасибо» Определить вместе с детьми, как чувствует себя растение, какая помощь и забота нужна ему сейчас, заботиться о растении, знать их потребности Научить ребенка отдельным действиям совместно со взрослыми. Лейки с водичкой, тряпочки Декабрь-январь
IV «Наблюдая, играем!»
• «На клумбе расцвели цветы»
• «Я расту!»
• «Я расцветаю!»
• «Цветочки и дождик»
• «Растения радуются солнышку
• «Отгадай загадку»
Учить детей в процессе наблюдения, увиденное отражать в игре разными способами: эмоционально-речевыми,имитацией движений, предметными действиями с образной игрушкой или с воображаемым предметом. Развивать интерес к художественному слову Игрушки, предметы-заместители Февраль-март
V «Наблюдая, рисуем!»
• «Нарисуем цветок»
• «Цветок-огонек»
• «Рождение цветка» Развивать стремление детей изобразить интересные для него предметы и явления природы, используя необычную технику рисования. (ладошками, тычком Палочки с плоским срезом желаемой формы, поролоновый помазок, лист бумаги А4, гуашь, карандаши Апрель-май
Приложение № 2
План работы с детьми по здоровьесбережению с помощью комнатных растений.
Формы организации Название Цель Время
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений (герань, хлорофитум, фиалки)
Понедельник
Среда
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений (королевская бегония, традесканция. Щучий хвост)
Вторник
Четверг
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений
(цикломен, фиалка, щучий хвост)
пятница • «Король ветров»»
• «Любимый носик»
• «Часики»
• «Снежинки»
• «Перышки»
1. Сюрпризный момент
2. Беседа о растениях
3. Вдыхание ароматов комнатных растений
4. Беседа заключительная (что чувствовали?) Ознакомление детей с комнатными растениями. Организация здоровительно работы с детьми средствами цветущих комнатных растений • Во время утренней гимнастики 8.20
• Во время совместной деятельности с детьми 9.20
Аромотерапия
с использованием комнатных растений (герань, хлорофитум, фиалки)
Понедельник
Среда
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений (королевская бегония, традесканция. Щучий хвост)
Вторник
Четверг
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений
(цикломен, фиалка, щучий хвост)
Пятница • «Аромоминутки» Влияние ароматов комнатных растений на организм с целью профилактики заболеваний Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
• Перед сном 13.00
Релаксация в зеленом уголке
с использованием комнатных растений (герань, хлорофитум, фиалки)
Понедельник
Среда
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений (королевская бегония, традесканция. Щучий хвост)
Вторник
Четверг
Дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений
(цикломен, фиалка, щучий хвост)
Пятница «Волшебная сказка» интеграция с музыкотерапией. Создать благоприятные условия для хорошего настроения, учить расслабляться. • 10.10
• 16.30
Приложение № 3
Работа с родителями
Содержание Цель Сроки
Создание альбома для родителей «Волшебный лепесток» (дополняется) Помочь родителям познакомиться с комнатными растениями в группе малышей, их благотворном влиянии на организм. В течение года
Викторина «Фитоаптека» Закрепить знания родителей о пользе комнатных растений. Развивать интеллектуальные и творческие способности. Конец года
Приложение № 4
Режим дня в теплый период года для детей с 2 – х до 3 - х лет
Прием детей, самостоятельная деятельность, игра
Дыхательная гимнастика 7.30 – 8.00
8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 - 8.30
Прогулка, Самостоятельная деятельность 8.30 – 11.00
Совместная игровая деятельность воспитателя с детьми по подгруппам
Дыхательная гимнастика
9.20
1 подгруппа 9.10 – 9.15
2 подгруппа 9. 25 – 9.35
Подготовка ко сну, 1 сон -
Релаксация в зеленом уголке
Подвижные игры, театрализованная деятельность, экспериментальная деятельность, игры по подгруппам, индивидуальная работа и др). 10.10
9. 35 – 11.20
Подготовка к обеду, обед
Аромотерапия 11.50 – 12.20
13.00
Подготовка ко сну, сон 12.30 – 15.00
Постепенный подъем, обед -
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения
Закаливание 15.00 – 15.15
Полдник 15.15 – 15.25
Прогулка, Самостоятельная деятельность -
Совместная деятельность по подгруппам по подгруппам 15.45 – 16.00 – 16.15
Подготовка ко сну, 2 сон -
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения полдник
Релаксация в зеленом уголке
Прогулка: (самостоятельная деятельность, подвижные игры, театрализованная деятельность, экспериментальная деятельность, игры по подгруппам, индивидуальная работа и др). 16.30
16.15 – 18.00
Литература
1. Л.Б. Обух Самые любимые комнатные растения. М., 2005
2. Э. Сергеева Как правильно выбрать комнатные растения:
3. биоэнергетическая совместимость. Р.-на- Д., 2006
4. А. Паулисен Цветы в доме. М.., 2003
5. С.Н. Николаева. Любовь к природе воспитываем с детства. М., 2004
6. Т.Н. Зенина Ознакомление детей раннего возраста с природой. М., 2006
7. М.М. Марковская Уголок природы в детском саду. М., 1989
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подлинова Татьяна Иннокентьевна
→ К$юша 06.11.2010 5 6265 765 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.