Конспекты занятий по краеведению для детей старшего дошкольников возраста.



Разработка: Конспекты занятий по экологии и краеведению для дошкольников старшего возраста.

Выполнила: воспитатель Николаева Татьяна Петровна победитель городского конкурса по истории и культуре Хакасии 2004года.

Название учреждения: МДОУ д/сад присмотра и оздоровления «Санаторный».

Адрес учреждения: город Абакан, республика Хакасия.


Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!»

(путешествие по карте)

Программное содержание:

  1. Углубить представления детей о республике Хакасия;

  2. Развивать речевую активность и творческое воображение;

  3. Воспитывать любовь к своей республике.


Предварительная работа:

  1. Беседа: «Хакасия земля, где я живу»;

  2. Посещение выставки прикладного искусства (Республиканский краеведческий музей);

  3. Посещение музея;

  4. Рассматривание открыток «Хакасия»;

  5. Просмотр альбома «Хакасия»;

  6. Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии: Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали», И.Котюшева «Мне степь мила», М.Кильчичакова «Осень» «Шуршат травинки, что-то лепеча», У.Кирбижековой «Песня о степи», М.Аршанова, П.Штыгашева «Осень»;


Словарная работа: молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.


Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон, карта Хакасии, д/и: «Какие деревья растут в Хакасии», стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…», обозначение-значки, картина хакасского художника А.Доможакова «Степной пейзаж Хакасии», хакасская народная игра «Игра в кольца», природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда, мольберт, столы и стульчики;


Ход занятия: /Художественное слово/Н.Доможаков

«Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан,

Берегами океана стали

Цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только вступишь

Здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда».


  • О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).

  • Почему океан называют степным? (Ответы детей).

  • Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).

  • Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).


Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии):

«...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах.

Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей.


Релаксационная пауза: «Ласковый ветер приносит запах деревьев».

/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: «Что они в лесу, дует ласковый ветерок….».

«А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

-Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа».


(Предлагаю детям рассмотреть «Степной пейзаж Хакасии» художника А.В.Доможакова).

  • Где еще вы видели каменные стелы? (Ответы детей).

  • Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).

  • Тогда отгадайте мою загадку: «Это где у нас шахтёры, добывают угля горы»? (Черногорск).

  • Да дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г. Черногорска»:

(Воспитатель предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые:залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).

  • Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.

(Дети отмечают значками)

  • Недалеко от г.Сорска добывают молибден (отмечают на карте).

  • В г. Саяногорске добывают мрамор.

(Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые)


  • На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала».

Д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»?

/ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь, /

Цель: Выявить знания детей.

Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в городе Абакане и в тайге Хакасии /по карточкам/.

Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.

-«Кроме того, в Хакасии много диких животных».

(Воспитатель предлагает детям перечислить этих животных).


«И дальше я иду по родной земле, и радуюсь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу».

«Моя Хакасия родная,

страны богатства умножая

растит отменные хлеба».

  • Кто знает, что выращивают на полях Хакасии?

/ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь, просо, овощи/.

  • Вам понравилось со мной путешествовать? (Ответы детей).

  • Что Вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).


Физминутка: Хакасская народная игра: «Игра в кольца»

Все игроки становятся в круг и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.


- Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.


Воспитатель читает ещё раз стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…».

Предлагает детям превратиться в художников и нарисовать картину, которую они себе представили.


Индивидуальая работа детей:

- (Дети рисуют нетрадиционным способом – «Рисование по мокрому листу»).


Галерея картин. «Цветущая земля Хакасии».





Конспект занятия: «Абакан – столица республики Хакасия»

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о столице нашей республики;

  2. Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности нашего города;

  3. Воспитывать любовь к своему городу;


Предварительная работа:

  • Экскурсии по городу: /улица Чертыгашева, улица Щетинкина, улица Ленина/.

  • Рассматривание альбомов «Абакан»;

  • Рассматривание открыток «Абакан - столица»

  • Беседа о городе: «Абакан моя родина».

  • Посещение музея республиканского краеведческого музея;

  • Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии;

  • Чтение стихотворения: «Абакан – город жизни моей» Т.Трофимец.


Словарная работа: Аба, Абахан, молодой алып, валуны.


Материалы и оборудование: посылка, открытки Абакан – столица, мяч, столы и стульчики, краски, бумага, вода, палитра, поролон, салфетки, материал для печатания, простой карандаш.


Ход занятия:

Почтальон приносит посылку, в которой лежат открытки. Воспитатель предлагает рассмотреть и угадать, какой город изображен на этих открытках. (Дети рассказывают, что это за город)

  • Подвожу детей к тому, что Абакан – это столица нашей республики Хакасии и город, в котором мы живем.

  • Воспитатель говорит, что Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен и рассказывает легенду:


«Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий…

Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители».


Физминутка: Хакасская народная игра «Медведь и пень»

/Выбирается водящий и «медведь», остальные « пни». Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: «Чабы, чабы медведь и пень». Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.

Воспитатель продолжает беседу об Абакане, говорит о том, что Абакан город с красивыми улицами.


Игра с мячом: «Назови улицу, на которой ты живешь?»

  • На какой улице находится наш детский сад? /ул. Чертыгашева/

  • Знаете ли Вы главную улицу нашего города? /ул. Ленина/

  • Что находится на этой улице?/парки, аптека, магазины,……/


(Предлагаю назвать достопримечательности города используя набор открыток «Абакан - столица»)

-Какие памятники есть в нашем городе?

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Н.Доможакова «Весна» и нарисовать улицы нашего города.

«С зелёной листвой и цветами, и с пеньем

В мой город приходит весна.

Хожу по полям и по паркам весенним,

везде перемена видна.

Цветок улыбнулся мне, словно девчонка,

Накинувши белый платок.

И птицы в степях соревнуются звонко.

И тянется к солнцу росток……

И ирис, желая пышней нарядится

Открыл свой зелёный сундук». перевод.В.Потёмкиной.

Дети рисуют нетрадиционными способами рисования по выбору: (пальчиковым, печатание, с использованием ладошки, по мокрому листу, цв.мелками, и т.д.)

Выставка рисунков «Весенний Абакан».

Конспект занятия: «Устное народное творчество»

/в форме литературной викторины «Мудрость Хакасии»/.


Программное содержание:

  1. закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа;

  2. развивать интерес к хакасскому народному творчеству.

  3. обогащать словарный запас;

  4. воспитывать любовь к родному краю.


Предварительная работа:

  1. Чтение хакасских народных сказок:

    • «Медведь и бурундук»

    • «Беда»

    • «Перепёлка и лиса»

    • «Как бедняк с богатым судился»

    • «Петух и тетёрка»

    • «Как Муравей к лягушке в гости ходил»

    • «Перепёлка и лиса»

    • «Два брата».


  1. Заучивание стихов поэтов Хакасии:

  • М.Кильчичакова «Осень»

  • Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали»,

  • П.Штыгашева «Осень».


  1. Заучивание пословиц и поговорок, считалочек:

  • «Без беды друга не узнаешь»,

  • «Человек вырастет, умным станет»,

  • «Любовь братьев крепче стены»,

  • «Ума не купишь самому думать надо»,

  • «Для езды коня имей, а закуску для друзей»,

  • «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».

  • «Весенний день всю зиму кормит», «В одиночку слабы, вместе сильны».


Считалочка: «Эй ребята быстро в круг,

Аты-баты бурундук.

Кто не пляшет, выйди вон.

Целый кон считай ворон».

  1. Рассматривание книжных иллюстраций сборника хакасских народных сказок на русском языке «Красноярское книжное издательство Абакан 1986г.».





Конспект: Литературная викторина «Хакасия мой край родной».

Материалы и оборудование:

Сборник «Хакасские народные сказки», /Красноярское книжное издательство,1986г./, книга «Моя Хакасия» /Хакасское книжное издательство, Абакан, 2001г./ стихотворение «Рябина» И.Котюшева, шёлковая лента, рукавица, фишки, краски, бумага, вода, простой карандаш, подставки для кисточек, палитра, бумажные салфетки, кукла Тарина, книжка с хакасскими сказками, стулья, столы, мольберт.


Приёмы: вопросы, считалочка, художественное слово, игровые задания, конкурсы, нетрадиционное рисование.


Ход занятия:

Предлагаю детям провести занятие в форме литературной викторины:

«Мудрость Хакасии».

(Дети делятся на две команды, выбирают капитанов с помощью считалочки):

«Эй ребята быстро в круг,

Аты-баты бурундук.

Кто не пляшет, выйди вон.

Целый кон считай ворон».


1.Первое задание – назовите хакасские народные пословицы о смелости:

      • «Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится»;

      • «Неробкий в пылу сокрушит и скалу»;

      • «Упорством блеснешь, сквозь землю пройдешь»;

      • С трусом якшаться, трусом прослыть, а медведя бояться, в лес не ходить»;

      • «С тех пор как создан белый свет, сильней народа силы нет».

      • «В одиночку слабы, вместе сильны».

/Воспитатель выдаёт фишки, по количеству названных пословиц/.


Физминутка: Хакасская народная игра «Вокруг веревки»:

/Игроки держаться за ленту, и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут /по одному, тот, кого ловят/ отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.


2. Второе задание /конкурс капитанов/ – узнать и рассказать сказку по иллюстрациям: («Два брата», «Медведь и бурундук»). Правильный ответ три фишки.

(Если капитаны затрудняются, помогает команда, но ответ оценивается на одну фишку меньше).


    1. Третье задание – хакасская народная игра «Спрячь рукавицу».

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: «У тебя!». Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

  • «Без беды друга не узнаешь»,

  • «Человек вырастет, умным станет»,

  • «Любовь братьев крепче стены»,

  • «Ума не купишь самому думать надо»,

  • «Для езды коня имей, а закуску для друзей»,

  • «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».

  • «Сидит птица на дереве орешки во чреве?» /кедровая шишка/

  • «Счесть не мог человечек жёлтых овечек «? /ячмень/

  • Хакасская народная сказка «Медведь и бурундук»,

  • Хакасская народная сказка «Петух и тетёрка»,

  • Хакасская народная сказка «Беда»,

  • Хакасская народная сказка «Как бедняк с богатым судился»,

  • Хакасская народная сказка «Как Муравей к лягушке в гости ходил»,

  • Хакасская народная сказка «Перепёлка и лиса».

/Воспитатель выдаёт фишку за каждую пословицу, загадку,../


  1. /Сюрпризный момент/. Приходит кукла Тарина в гости и объявляет

Четвертое задание: «Конкурс рисунков».

воспитатель читает стихотворение И.Котюшева «Рябина», предлагает передать его содержание в своих рисунках, но рисовать без кисточек, при помощи ладошек и пальчиков. (Нетрадиционное рисование)

«Стоит рябина у окошка

И, глядя в хмурый небосвод,

В сплетенье веток, как в лукошко,

Мне кисти красные даёт.

Кричит: «Держи карман пошире!

Хоть ягода моя горька,

Как все лекарства в этом мире,

но гонит хворь наверняка».

/Идёт подсчет фишек/.


5. Индивидуальная работа детей.

6. В конце викторины кукла Тарина спрашивает, понравилось ли детям занятие, объявляет и поздравляет победителей, хвалит работы всех детей, и вручает победителям книжку с хакасскими сказками. Дети прощаются с куклой Тариной, приглашают её ещё на другие занятия.






Конспект занятия: «Хакасский национальный костюм»

Программное содержание:

    1. Познакомить детей с особенностями хакасской одежды, .

    2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие.

    3. Развивать словарный запас.

    4. Воспитывать любовь к родному краю.


Предварительная работа:

  • Посещение выставки народного искусства (Республиканский краеведческий музей)

  • Рассматривание книжных иллюстраций

  • Рассматривание альбома «Хакасский национальный костюм»

  • Экскурсия на выставку народного творчества (Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова)

Словарная работа: орнаменты, мелей, самобытная одежда.


Приёмы: Вопросы, художественное слово, хакасские орнаменты, картины «Пластилинография», сюрпризные моменты.


Материалы и оборудование: посылка, журнал мод, кукла Тарина, хакасские орнаменты, краски, бумага, вода, бумажные салфетки, палитра, простой карандаш, картины выполненные нетрадиционным способом «пластилинография», столы, мольберт, стульчики.


Ход занятия:

  1. /Сюрпризный момент:/

Почтальон Печкин принёс в группу посылку в ней: журнал мод «Хакасская национальная одежда». И быстро уходит.

  • Дети посмотрите, какие интересные наряды.

  • Вы когда – нибудь видели такую одежду? /ответы детей/. Дети рассматривают журнал, воспитатель спрашивает.

  • А вы знаете, кто прислал нам журнал?

/ начинает читать вслух на посылке адрес кто-то стучится в дверь/.


В группу приходит кукла Тарина: /Она здоровается с детьми, воспитатель спрашивает у нее, где она была. Кукла отвечает, что она была на улице и ждала почтальона с посылкой, но он так и не пришёл. Воспитатель объясняет кукле, что Печкин как всегда всё перепутал и отдал посылку детям.

  • Тарина, а зачем тебе прислали этот журнал?

  • Я хотела посмотреть хакасскую национальную одежду. А вы хотите? /ответы детей/.

  • Все вместе рассматривают журнал, потом Тарина просит воспитателя почитать этот журнал /..


Воспитатель читает:

Одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных, и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.


Хакасская народная игра: «Варежка»

Выбирается водящий, остальные стоят кольцом, плотно друг другу. Они передают варежку /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать «У тебя!». Если угадает, то меняются местами.


Воспитатель предлагает посмотреть альбом «Хакасские орнаменты».

  • Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.

  • Как называются эти узоры? /ответы детей/

Воспитатель читает стихотворение «Варежка» Я.Тисперекова .

«Луна глядит в окошко,

В дрожащее от вьюги …

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы

И словно оживают

Жарки на рукавицах

Тепло цветов согреет

Когда – нибудь любимых….

Так пусть жарки алеют.

И прогоняют зиму. /Перевод В.Данилюка/


Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.

/воспитатель показывает детям белые варежки (силуэты) и спрашивает/:

  • Дети, хотите помочь нашей Тарине? /ответы детей/

  • Тогда давайте нарисуем Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.


Индивидуальная работа детей:

  • Дети рисуют хакасский орнамент на варежке.

  • Понравилось ли вам сегодня занятие? /ответы детей/.

Тарина благодарит детей и предлагает им сделать выставку: «Праздничные варежки Тарины».




Полный текст материала Конспекты занятий по краеведению для детей старшего дошкольников возраста. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Татьяна Петровна  Рица0139
05.01.2011 9 13694 795

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 9
avatar
9 Alena76 • 09:48, 14.05.2011
Основа есть, попробую переделать на материал Пермского края. В следующем году буду руководителем творческой проблемной группы для воспитателей по краеведению. Очень своевременная статья!
Спасибо!!!
[Материал]
avatar
8 ionina • 15:06, 19.04.2011
Татьяна Петровна видно, что вами ведется большая систематическая работа по воспитанию у детей любви к родному краю. Большое вам спасибо! Много интересного можно почерпнуть для себя.
[Материал]
avatar
7 кнося • 07:29, 07.04.2011
Считаю занятие отличным.Нужно обязательно знакомить с раннего детства с традициями своего края .Возьму за основу.Спасибо.
[Материал]
avatar
6 Рица0139 • 19:55, 06.04.2011
Спасибо всем за ваши отзывы, и вам всем всего хорошего!
[Материал]
avatar
5 [Материал] natasha • 19:57, 05.04.2011
Очень актуальная тема,возьму ваш опыт за основу и попробую по своему краю.Спасибо.
[Материал]
avatar
4 [Материал] natasha • 19:56, 05.04.2011
Я думаю это очень актуально.Возьму ваш опыт за основу и попробую по Алтайскому краю.
[Материал]
avatar
3 black_panther76 • 12:06, 30.03.2011
Уважаемая Татьяна Петровна!Вами проделана кропотливая работа по краеведению. Это достаточно обширная тема. К сожалению в настоящее время подрастающее поколение мало что знает об истоках своей культуры. Я в свое время разрабатывала занятия по самарскому краю, и для себя обнаружила много новой и полезной информации!
Спасибо!!
[Материал]
avatar
2 Tany@ • 21:16, 28.02.2011
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории. традиций, обычаев своего народа педагоги вводят его в мир общечеловеческих ценностей.Для меня эта тема актуальна, т.к. приходится разрабатывать занятия с использованием национально-регионального компонента.
[Материал]
avatar
1 shnuro4ek • 18:29, 29.01.2011
1093
[Материал]