Статья «Обогащение словаря детей через экологические понятия»
МДОУ ЦРР-д/с №29 г.Ковдор
Воспитатель Точёных Татьяна Валериевна
Статья «Обогащение словаря детей через экологические понятия»
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов, решавшие задачи совершенствования содержания и методов развития речи дошкольников, показали, что эффективность этого развития существенно зависит от того как устанавливаются взаимосвязи между разными разделами обучения родному языку:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение, закрепление и активизация словаря,
- формирование грамматической правильности речи,
- развития связной речи;
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Обогащение словаря детей через экологические понятия». Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.
Для реализации поставленной цели, для себя наметила:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме;
выявить особенности развития словаря дошкольников;
разработать направления и содержание работы по формированию словаря;
провести экспериментальное обучение по обогащению словаря детей;
проследить динамику изменения уровня развития словаря детей в процессе углубленной работы по теме: «Обогащение словаря детей через экологические понятия».
Расширяя представление детей о природе на занятиях по развитию речи, воспитываю у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаю следующие задачи:
Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;
Формировать умения правильно употреблять в речи слова;
Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
Воспитывать эстетические чувства к родной природе;
Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
Учить
детей связно рассказывать о явлениях
природы, объяснять их, составлять
творческие рассказы и сказки на
экологические темы.
В углубленной
работе над темой «Обогащение словаря
детей
дошкольного возраста через экологические
понятия» придерживалась следующих
принципов:
- принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
- принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
- принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для их развития;
- принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития;
На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.
Работая с детьми 3-4 лет, заметила, что развитие речи детей наилучшим образом происходит при ознакомлении детей с природой родного края, с природными явлениями, в процессе наблюдения.
Эти занятия проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (действия, движения и т.п.) Этим самым развивается речь детей, пополняется словарный запас, дети узнают много нового, прививается любовь к природе родного края. Например, дети знакомятся с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, как животные приспосабливаются к зиме и т.д.
В основе углубленной работы над этой темой я использовала наиболее актуальные программы по дошкольному образованию, получившие гриф Минобразования России: Программа А.А.Леонтьева «Школа 2100»; «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; программа экологического воспитания дошкольников А.И.Ивановой «Живая экология», которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Для реализации поставленных задач:
- подобрала для работы методическую, психолого-педагогическую литературу;
- дидактический тематический материал;
- провела анкетирование родителей;
- разработала перспективные планы занятий по развитию речи с элементами экологии;
- разработала серию конспектов: «В гостях у лесных зверей»; « Как зимуют звери»; « В осеннем лесу»; «Заколдованный лес»; «В гостях у Весны», «Волшебное перышко»; «Прощание со снеговиком» и др.
- составила подборку художественного слова, комплексы физкультурных минуток, пальчиковых игр;
- подобрала и изготовила дидактические игры – пособия, таких как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «От какого дерева лист?»; «Чьи плоды?» и др.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому я поставила перед собой цель научить детей свободно пользоваться ими. И уже дети подготовительной к школе группы почти все при раскрытии причины используют в речи сложноподчиненное предложение, а при описании предмета – простые распространенные: «Весной солнце пригревает, поэтому тает снег и бегут ручьи» и др.
Основными приемами обучения при составлении различных видов предложений являлись вопросы и предполагаемый образец речи педагога. Так при составлении предложений по предметным картинкам я задавала вопросы, в ответах на которые дети давали определения свойства и качества предметов. Ориентируясь сначала на образец педагога, затем следуя моим указаниям, дети постепенно подходили к самостоятельному построению фразы.
Существуют различные формы работы по обогащению словаря детей, одними из таких форм являются наблюдения, экскурсии. Каждый раз, готовясь к их проведению, намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяла различные приемы активизации речи детей, таких как:
- внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это?.., Что это?.., Кто спрятался?»
- просьба произнести слово;
- совместное проговаривание слова;
- отраженное произнесение слова;
- самостоятельное произнесение слова;
- договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.
Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закреплялись в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С.Герасимова «Последний снег», К.Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному, творческому использованию.
Начиная со средней группы давала детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения являлись главной целью («Слова-признаки»; «Подбор слов-действий», «Какая? Какие?» и др).
Заботясь о расширении запаса слов детей, стремилась к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Так, с детьми старшего дошкольного возраста использовала ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков детей.
Например:
1. Подбор эпитетов к предмету. Например: Какие бывают кошки? (Большие, маленькие, пушистые, ласковые, разноцветные....)
2. Узнавание по эпитетам предмета. (Например, я предлагаю детям отгадать: «Что это? Растет у дома, зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая».
3. Подбор к предмету действий (глаголов). Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает
4. Подбор к действиям предмета. (Например, на небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? - Солнце.)
5. Подбор к действию объектов. (Например: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п.)
6. Подбор обстоятельств. (Солнце светит как? – Ярко, неохотно, несмело….)
7. Вставление детьми пропущенных слов. (Педагог читает предложения, дети - вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д.) Давая детям такие предложения, стараюсь хорошо обдумать их содержание; чтобы были не слишком элементарными и не затрудняли детей.
8. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). (Я читаю главное предложение, а дети доканчивают придаточное). Например, в лесу будет много ягод, если будет…( хорошая погода).
9. Составление предложения с несколькими данными словами. И др.
Все эти упражнения помогли не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным.
Чтобы повысить интерес у детей на занятиях использую различные виды игровой деятельности:
- сюжетно-ролевые игры;
- игры с правилами без сюжета;
- имитационные игры и игры-упражнения с предметами;
- игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.
Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря детей. Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
Занятия по развитию речи всегда провожу:
- с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовичок, по теме: «Озеро» – водяной, по теме: «Животные» - покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» - покровительница растений – богиня Флора;
- с использованием разнообразных наглядных пособий: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал.
- использованием различных пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению словаря детей. Например, если дождь идёт при солнышке - значит, скоро прекратится; ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.
- с использованием информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ позволяет значительно стимулировать познавательный интерес детей, обеспечивать мотивацию к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности детей на протяжении всего занятия (составила презентации по развитию речи на темы: «Составление описательного рассказа о зиме», «Контрасты», «В огороде», «Весна», «Детеныши животных», «Домашние животные», «Кто в лесу живет?», «Кто спит зимой?», «Птицы», «Противоположности», «Сад и огород», «Деревья в разное время года»).
Немаловажную роль в развитии речи, в пополнении словарного запаса ребенка играют родители.
Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а значит и развития речи, а родители – самые важные, главные, значимые для этого люди. Поэтому перед собой поставила задачу — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи, для этого использовала различные формы и методы работы:
- посещение семей воспитанников на дому, с целью выявления подбора книг, картинок, игрушек, настольных игр о природе;
- групповые родительские собрания («Ваше общение с ребёнком», «Игрушки вашего ребёнка для активизации словаря ваших детей», «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность», «Как построить нормальные отношения с ребёнком» и др.), на которых обращала внимание родителей на важность развития речи и обогащения словаря детей;
- консультации «Детям нужна красота», «Что должны знать дошкольники о природе Мурманской области», «Куда пойти в выходной день с ребенком летом», «Прогулка в лес за ягодами» и др.;
- занятия с участием родителей;
- совместные экскурсии: «Экскурсии к Ковдозеру в разное время года», «Экскурсии на лесную полянку в разное время года», «Мы – друзья природы»;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- тематические беседы и консультации логопеда по проблемам речи;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями, по проблемам развития речи и обогащения словаря детей;
- телефон Доверия;
- почта Доверия: рубрика «Ваши вопросы – наши ответы»;
- оформление родительских уголков, где отражались задачи развития речи, основные виды занятий в группе, на примере показаны уровни речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.);
- ежеквартальный выпуск групповой газеты «АБВГДейка»;
- папки - передвижки «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «По совету всему свету», «Времена года»;
- групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Вот мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные нашего края»;
- библиотека – передвижка: «Советуем почитать»,
- показ комплексных занятий, состоящих из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители смогли бы повторить в семье - с целью ознакомления родителей с процессом формирования речи детей;
- оформление проектов «Во саду ли в огороде», «Животные нашего края», изготовлении рукописной книги «Уникальность животного мира Кольского полуострова»;
- оформление рукописной книги «Сделка» для участия в XI Международном конкурсе детской рукописной книги.
- выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где размещались рассказы, сказки о живой и неживой природе, придуманные детьми).
Такой подход побуждал родителей, детей и нас, педагогов, к творческому сотрудничеству между собой, устранилась отчужденность, появилась уверенность, решались многие проблемы. А тесное сотрудничество с родителями способствовало обогащению словаря детей. Анализ результатов диагностики словаря детей подготовительной к школе группы по обогащению словаря через экологические понятия показал, что к концу учебного года исчез низкий уровень, значительно вырос высокий уровень словаря детей по всем темам экологических понятий, особенно по темам: «Вода», «Птицы», «Деревья». Итоговые занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, убедили меня, что выбранные мной методы и приемы способствовали активизации словаря дошкольника, повышению уровня экологической культуры, развитию психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств.
Список использованной литературы:
Бородич А.М. Методика Развития речи детей. - М.1981.
Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 - № 2.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: РАО, 2001.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Точёных Татьяна Валериевна
→ tatyankatoc 24.01.2011 6 5672 571 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.