Статья "Применение аналитико-синтетических упражнений в процессе формирования графического навыка на современном уроке обучения грамоте"
Введение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена вопросам применения аналитико-синтетических упражнений в процессе формирования графического навыка на современном уроке обучения грамоте.
Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от них зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников положительное отношение к учебной деятельности.
Письменная речь играет значительную роль в общем познавательном развитии детей. С точки зрения В.П. Глухова, благодаря письменной речи ребенок «учится» осознавать свои действия, овладевает навыками произвольного оперирования собственными действиями и умениями[17]. Обучаясь в школе, он получает системные знания об окружающем мире, в частности, благодаря письменной речи.
Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т.д.).
В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправдано более полуторавековой практикой начальной школы.
Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции [19]:
- расчленение звучащей речи на звуки - фонемы, мельчайшие структурные единицы;
- дифференцировка их по основным признакам;
- перекодирование в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);
- обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения;
- соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Выполнение этих операций помогает ученику овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием (пока вне связи с рукодвигательным).
Психофизиологическую природу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (Н. Г. Агаркова, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, А.Р.Лурия) [4].
Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (Н. Г. Агаркова, П. Л. Горфункель,).
С самого начала освоения графических навыков у детей младшего школьного возраста должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге[21].
Но как показывает практика, количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения.
Исследование методов М. М. Безруких и Т. Е. Хохлова показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы [8].
Причин для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто "не видит", как и когда начинаются многие трудности, еще чаще - пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма.
Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен на первых этапах обучения.Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого [3].
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что существует противоречие между теоретическими положениями по проблеме обучения письму и практической деятельностью учителей начальных классов.
Объект исследования - формирование графического навыка у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования графических навыков у младших школьников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ковтун Ирина Николаевна
→ Публикатор 15.11.2018 0 2659 60 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.