Урок обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я


Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся.


Организационный момент.


Создание благоприятной рабочей обстановки.


Включение учащихся в деятельность

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение

Дети настраиваются на работу









Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.


2.Актуализация знаний учащихся














































Физминутка


Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.







































Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.


-К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков), расскажите о них



-Назовите признаки гласных звуков,

согласных звуков.




Игра «Назови звук»

-Я буду называть слова, (можно показать картинку и проговорить слово) а вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку и доказать свой выбор (аист, мост, бант, парта, иголка, рак)


Работа в парах.

Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слов: ОСА, ЛУК, ДЫМ






















Упражнение «Запомни»

Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.



Самолёты загудели, Самолёты полетели.

На полянку тихо сели, и снова полетели.



Дети объясняют, что звуковички одежде красного цвета это гласные звуки, а в одежде сине –зелёного цвета - согласные звуки.


При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.

При произношении согласных звуков во рту есть преграда и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, слог не образуют.


По каждому названному звуку дети объясняют, какой он, гласный или согласный, и почему.




Дети вспоминают правила работы в парах:

- думаю сам;

-высказываю свое мнение;

-выслушиваю соседа;

-приходим к общему мнению. Составление детьми схем в тетради.

П роверка. Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»:

-звезда наверху- всё правильно

-звезда посередине- есть 1-2 ошибки

-звезда внизу- есть 3 и более ошибок.



Дети проговаривают вместе с учителем.

3. Введение нового знания

Ознакомление с ролью букв в обозначении звука [а] после твёрдых и мягких согласных, с их важной ролью ориентиров при чтении.













































«Открытие» детьми нового знания



















Работа по усвоению форм А, Я (конструирование, сравнение, отыскивание букв А, Я среди других в алфавите, запись печатными букв)

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»




.



-Составим


-Кто из вас сумеет отгадать слово к данной схеме?


-Согласных и гласных звуков много и мы используем одинаковые значки; поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков, и какое слово зашифровано.

Учитель показывает картинку мака: расскажите о звуковом составе слова

-Назовите гласный звук. Кто из вас знает, какой значок- буква есть для обозначения звука [а] в этом слове?

Показ буквы А,а

-Какой звук мы будем обозначать этой буквой?

- схема

А

Составление звуковой схемы слова МЯЧ





-Назовите гласный звук в этом слове.

- А кто из вас знает, какой значок- буква есть для обозначения звука [а] в этом слове?

Показ буквы Я, я

-Какой звук мы будем обозначать этой буквой?

-Давайте прочитаем по схемам: МАК МЯЧ

-Что вы заметили при чтении?



-В слове МЯЧ для обозначения звука [а] нужна другая буква, это буква Я



Я

-Как узнать: когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда буква Я?



-Буквы А, Я показывают, как читать согласные перед ними.

А- сигнал, что согласный читать твёрдо, Я- сигнал, что согласный читать мягко.

-И так мы с вами не умея ещё писать, открыли правило грамотного письма: если звук [а] стоит после



т о пишем А, если звук [а] стоит после

то пишем Я.

Предположения детей: рак, сом, дом, кот, дым, пар, нос и т.д.










Дети проводят звуковой анализ слова



Предположения детей.





-Буквой А обозначим звук [а]












-В этом слове тоже звук [а]


Предположения детей





-Буквой Я обозначим звук [а]




-В слове МАК звук [м] читается твёрдо, а в слове МЯЧ звук [м*] читается мягко.

(в зависимости от подготовки класса этот вывод могут сказать и дети)








Предположения детей, а может быть они сами выведут правило: после твёрдых согласных звук [а] обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я.


4.Превичное закрепление.







Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.


- С чем познакомились? Что узнали нового?

-Можно сказать, что мы всё узнали про звук [а] и буквы А, Я

-Значит, на следующем уроке мы…

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока

-Продолжите предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!


Высказывания детей





Предположения детей


Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим









УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

Тема:

«Звук [а] и его обозначение буквами А, Я»






Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель

начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»




Новоалтайск 2010



УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс


Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока:

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука. Познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы А, Я- как ориентиры чтения.

2.Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

3.Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

4.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- Ожидаемые результаты:

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;





Слайд 1
УМК «Гармония» Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №166 г. Новоалтайска Алтайского края» Новоалтайск 2010
Слайд 2
Моё настроение
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
А
Слайд 9
Я
Слайд 10
Слайд 11
Спасибо за урок!
Слайд 12
Используемые источники http://www.allwomens.ru/search/Чтотакое иголка http://pigeonne.ucoz.ru/blog/angelochki/2010-01-16-31 http://www.world-of-love.ru/forum/showthread.php?p=397769 http://shtuchka.sitecity.ru/album_2207182643.phtml?pix=6 http://www.priut2008.narod.ru/ http://freemarket.kiev.ua/message/389287.html http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?conEntryId=89147 http://pricheska.net/forums/showthread.php?t=310 http://www.ua.all-biz.info/buy/goods/?group=1052169 http://black-cat.in.ua/news/2009-06-18-1812 http://loremipsum.wordpress.com/category/serious-business/ http://www.ircenter.ru/ru/company/?page=24&record_id=3294 http://www.magik.ru/article/r-3.php http://avatori.ru/category/263/b2866/ http://stranamasterov.ru/konkurs_last_work/2?page=2 http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t181574-250.html http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t181574-200.html

Полный текст материала Урок обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хохлова Ирина Борисовна  221786
17.08.2010 11 10312 2995

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК