Арт-технологии в обучении и социализации детей с умеренной умственной отсталостью


Страница 5 из 5




Агаева И.В.

Захарова М.В.


ОГОУ СКО ШИ № 18 VIII вида


г.Ульяновск



АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

первое – это правильное установление конечных целей

всякого рода деятельности и второе – отыскание

соответствующих средств, ведущих к конечной цели."

Аристотель



Каждый учитель выбирает более целесообразные технологии в обучении и воспитании учащихся. Нам показались наиболее интересными и эффективными арт-технологии и обучение в сотрудничестве. Результатом из применения в течение целого года обучения стало театрализованное дефиле с сюрпризом «Сказка пришла».

Суть арт-технологии в том, что это обучение интеллектуальной деятельности, во всех её проявлениях, осуществляется средствами художественного творчества. В работе учителя бывают такие моменты, когда чувствуешь эмоциональное обеднение обучения и осознаёшь односторонность развития своих учеников и в такие моменты можно и нужно обратиться к искусству не только на уроке, но и во всей системе обучения. Арт-направление выбрано в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой "мягкостью" по сравнению с другими методами.

Арт-технология является ещё  и здоровьесберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей.

При использовании технологии обучения в сотрудничестве мы придерживались принципа общего дела: группа детей работала над одним заданием, но при его выполнении предусматривалось распределение ролей между членами группы не только артистов, но и ролей-операций в трудовых группах при пошиве сценических костюмов и изготовлении элементов декораций. Роли и объекты труда обычно распределяли сами учащиеся при направляющей роли учителя в обсуждении, в некоторых случаях учитель давал обоснованные рекомендации. Качество работы зависит не от одного ученика, а всей группы. Таким образом, образовалась группа из одиннадцати детей разных классов, где каждый ребёнок смог не стесняясь самовыразиться, и творческой группы учителей для реализации проекта «Сказка Пришла – театрализованной представление с сюрпризом».

Состав группы: Агаева И.В., социальный педагог, учитель музыки высшей категории; Афанасьев Ю.А., учитель трудового обучения первой категории; Захарова М.В., учитель трудового обучения высшей категории.

Цель проекта: включение детей с ОВЗ в доступные им творческую и трудовую деятельность; развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (движения под музыку, в игре на музыкальных инструментах), освоение элементарных форм художественного ремесла.

Задачи: 1) выявление и развитие способностей обучающихся с ОВЗ, введение в более сложную предметную и социальную среду; 2) развитие целесообразной активности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, понимание собственной результативности; 3) накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

Подготовительный этап. Группой учителей был разработан и предложен к осуществлению творческий проект: «Сказка пришла» - театрализованное дефиле с сюрпризом…(работа с детьми с умеренной умственной отсталостью)

На уроках музыки с детьми обсуждались характеры героев сказки-фильма «Приключения Буратино» и их соответствие выбранным музыкальным отрывкам. Формировалась мотивация детей в выборе роли в соответствии с их возможностями. Обсуждались детали костюмов по описанию в книжке. При создании костюмов учитывались пожелания детей. Слушание песен, обсуждение образов, характеров героев сказки доставляли детям огромное удовольствие. Для представления были привлечены учащиеся с шифром диагноза F 71 из 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов в количестве 11 человек. Составление музыкальной композиции учителем Панченковым А.Н.

Этап основной работы. На уроках ритмики и музыки разучивались движения, перестроения дефиле, ритмические упражнения с бубнами и на металлофонах для «Сюрприза» в композиции. На уроках по ремеслу девочки выполняли доступные для них операции по пошиву: скалывание деталей, смётывание, строчка по разметке, удаление намётки, замётывание и застрачивание края для продёргивания резинки. Продёргивание резинки присутствует во всех костюмах. Все участвовали в изготовлении бантиков для костюма Мальвины (24 штуки): обтачать, вывернуть, выправить углы, сложить прямоугольник в бант и закрепить ручными стежками. Для лягушат была сконструирована юбка- баллон из полос ткани (спонсорская помощь магазина портьерных тканей).Физкультурные паузы проводились под музыку из х/ф «Приключения Буратино». Вся работа выполнялась девочками под руководством и с помощью учителя Захаровой Марины Валентиновны с большой ответственностью, взаимопомощью, в хорошем настроении и с огромным желанием хорошо выступить. Родители оказали посильную спонсорскую поддержку на приобретение тканей, фурнитуры для костюмов детей-артистов. Мальчишки в столярной мастерской учились шлифовать детали после выпиливания: спинка кресла для Тротилы, ключик для Буратино - вместе с учителем Афанасьевым Ю. А.

Этап демонстрации достижений.

  1. На общешкольном родительском собрании.

  2. На областном Фестивале детского самодеятельного творчества.

  3. В канун праздника Весны и Труда – общешкольная фотокомпозиция.

  4. Классное родительское собрание с фото демонстрацией достижений каждого ребёнка класса 6,7,8 В

  5. Монтаж фильма-выступления и его публикация http://www.youtube.com/watch?v=uFb3b7wX8K0

  6. Составление презентации об участии детей в процессе подготовки к выступлению с последующей публикацией на сайте Pedsovet.su сообщество взаимопомощи учителей.

Вывод. Проект максимально адаптирован к индивидуальным возможностям каждого ребёнка – участника театрализованного дефиле и способствует формированию внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего пространства, к изучению и пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой.

План работы




Виды работ



Сроки


Исполнители


Примечание

1.

Разработка общего сценария проекта

Сент.-ноябрь


Агаева И.В

Захарова М.В.

Афанасьев Ю.А.

Добавление в работу проекта для записи музыкального сопровождения

Панченкова А.Н.

2.

Привлечение к сотрудничеству и спонсорской помощи родителей учащихся

Нояб-дек

2010/2011

Агаева И.В.,

Головина Л.Н.

Привлечение классного руководителя 6,7,8,В класса

3.

Обсуждение с детьми сценария, костюмов, музыкального сопровождения

Нояб-дек

2010/2011

Агаева И.В.,

Захарова М.В.


4.

Взаимопосещение уроков для выявления возможностей учащихся с целью включения их в трудовую деятельность по пошиву костюмов, изготовлению декораций и доведения информации до родителей.

Нояб-март

2010/2011

Агаева И.В.,

Захарова М.В.,

Афанасьев Ю.А.,

Головина Л.Н.

Максимальное привлечение девочек к пошиву костюмов шлифовке, покраске декораций с учетом их возможностей и способностей

5.

Накопление фото и видео материалов

Весь период работы творческой группы


Захарова М.В.,



6.

Проведение репетиций театрализованного дефиле.

Февраль - апрель 2011

Агаева И.В.


7.

Представление проекта творческой группы на родительском собрании

Март 2011

Агаева И.В.,

Театрализованное дефиле 25.03.11

8.

Консультации оргкомитета о включении композиции в сценарий Фестиваля.

Март 2010

Агаева И.В.,


Заявка на участие в Фестивале

10

Проведение заседаний творческой группы по мере накопления наработок или возникновения проблем.

Весь период существования группы

Агаева И.В.,

Захарова М.В.,

Афанасьев Ю.А.


11

Классное родительское собрание по итогам работы за год

апрель-май 2011

Захарова М.В.,

Головина Л.Н

Фотоматериалы по этапам работы на уроках трудового обучения.

Специально организованное коррекционное обучение и психосоциальное сопровождение детей и подростков и их родителей способствуют повышению «качества жизни» этих людей с ОВЗ и их наиболее успешной социальной интеграции. Применение коррекционно-развивающих программ и выбранных нами арт-технологий и технологий сотрудничества в обучении детей с умеренной степенью умственной отсталости способствует улучшению адаптации и развитию у них способностей межличностного общения в семье и с окружающими людьми. Определение адаптационного потенциала у умеренно умственно отсталых детей и подростков, наличия познавательного интереса, социальной активности, навыков общения и использование арт-технологий в их обучении и воспитании ведёт к преобладанию положительных эмоциональных состояний, что способствует большей результативности в работе с этой категорией обучающихся и их родителей.


Литература

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы. М., 2004.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.

  3. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1995, №1.

  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

  6. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1972.

  7. Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ: дифференциация уровней и вариантов// Альманах ИКП РАО - 2010. № 14

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996


Апрель 2011 года

Презентация об опыте использования

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

http://narod.ru/disk/9089195001/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8F71%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.ppt.html (очень медленно для Word 97-2003)

Для Word 2007 скачивание быстрое по любой из ссылок:

http://narod.ru/disk/9169694001/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8F71_%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pptx.html

или http://narod.ru/disk/9169694001/АртТехнологииF71_Захарова.pptx.html



Видео «Сказка пришла - театрализованное дефиле с сюрпризом» - результат использования арт-технологий в обучении и социализации детей с умеренной умственной отсталостью

http://www.youtube.com/watch?v=uFb3b7wX8K0





Полный текст материала Арт-технологии в обучении и социализации детей с умеренной умственной отсталостью смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агаева И.В., Захарова М.В.  МарВалЗахар
02.04.2011 6 7957 957

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК