Арт-технологии в обучении и социализации детей с умеренной умственной отсталостью
Страница
Агаева И.В.
Захарова М.В.
ОГОУ СКО ШИ № 18 VIII вида
г.Ульяновск
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
первое – это правильное установление конечных целей
всякого рода деятельности и второе – отыскание
соответствующих средств, ведущих к конечной цели."
Аристотель
Каждый учитель выбирает более целесообразные технологии в обучении и воспитании учащихся. Нам показались наиболее интересными и эффективными арт-технологии и обучение в сотрудничестве. Результатом из применения в течение целого года обучения стало театрализованное дефиле с сюрпризом «Сказка пришла».
Суть арт-технологии в том, что это обучение интеллектуальной деятельности, во всех её проявлениях, осуществляется средствами художественного творчества. В работе учителя бывают такие моменты, когда чувствуешь эмоциональное обеднение обучения и осознаёшь односторонность развития своих учеников и в такие моменты можно и нужно обратиться к искусству не только на уроке, но и во всей системе обучения. Арт-направление выбрано в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой "мягкостью" по сравнению с другими методами.
Арт-технология является ещё и здоровьесберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей.
При использовании технологии обучения в сотрудничестве мы придерживались принципа общего дела: группа детей работала над одним заданием, но при его выполнении предусматривалось распределение ролей между членами группы не только артистов, но и ролей-операций в трудовых группах при пошиве сценических костюмов и изготовлении элементов декораций. Роли и объекты труда обычно распределяли сами учащиеся при направляющей роли учителя в обсуждении, в некоторых случаях учитель давал обоснованные рекомендации. Качество работы зависит не от одного ученика, а всей группы. Таким образом, образовалась группа из одиннадцати детей разных классов, где каждый ребёнок смог не стесняясь самовыразиться, и творческой группы учителей для реализации проекта «Сказка Пришла – театрализованной представление с сюрпризом».
Состав группы: Агаева И.В., социальный педагог, учитель музыки высшей категории; Афанасьев Ю.А., учитель трудового обучения первой категории; Захарова М.В., учитель трудового обучения высшей категории.
Цель проекта: включение детей с ОВЗ в доступные им творческую и трудовую деятельность; развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (движения под музыку, в игре на музыкальных инструментах), освоение элементарных форм художественного ремесла.
Задачи: 1) выявление и развитие способностей обучающихся с ОВЗ, введение в более сложную предметную и социальную среду; 2) развитие целесообразной активности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, понимание собственной результативности; 3) накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
Подготовительный этап. Группой учителей был разработан и предложен к осуществлению творческий проект: «Сказка пришла» - театрализованное дефиле с сюрпризом…(работа с детьми с умеренной умственной отсталостью)
На уроках музыки с детьми обсуждались характеры героев сказки-фильма «Приключения Буратино» и их соответствие выбранным музыкальным отрывкам. Формировалась мотивация детей в выборе роли в соответствии с их возможностями. Обсуждались детали костюмов по описанию в книжке. При создании костюмов учитывались пожелания детей. Слушание песен, обсуждение образов, характеров героев сказки доставляли детям огромное удовольствие. Для представления были привлечены учащиеся с шифром диагноза F 71 из 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов в количестве 11 человек. Составление музыкальной композиции учителем Панченковым А.Н.
Этап основной работы. На уроках ритмики и музыки разучивались движения, перестроения дефиле, ритмические упражнения с бубнами и на металлофонах для «Сюрприза» в композиции. На уроках по ремеслу девочки выполняли доступные для них операции по пошиву: скалывание деталей, смётывание, строчка по разметке, удаление намётки, замётывание и застрачивание края для продёргивания резинки. Продёргивание резинки присутствует во всех костюмах. Все участвовали в изготовлении бантиков для костюма Мальвины (24 штуки): обтачать, вывернуть, выправить углы, сложить прямоугольник в бант и закрепить ручными стежками. Для лягушат была сконструирована юбка- баллон из полос ткани (спонсорская помощь магазина портьерных тканей).Физкультурные паузы проводились под музыку из х/ф «Приключения Буратино». Вся работа выполнялась девочками под руководством и с помощью учителя Захаровой Марины Валентиновны с большой ответственностью, взаимопомощью, в хорошем настроении и с огромным желанием хорошо выступить. Родители оказали посильную спонсорскую поддержку на приобретение тканей, фурнитуры для костюмов детей-артистов. Мальчишки в столярной мастерской учились шлифовать детали после выпиливания: спинка кресла для Тротилы, ключик для Буратино - вместе с учителем Афанасьевым Ю. А.
Этап демонстрации достижений.
На общешкольном родительском собрании.
На областном Фестивале детского самодеятельного творчества.
В канун праздника Весны и Труда – общешкольная фотокомпозиция.
Классное родительское собрание с фото демонстрацией достижений каждого ребёнка класса 6,7,8 В
Монтаж фильма-выступления и его публикация http://www.youtube.com/watch?v=uFb3b7wX8K0
Составление презентации об участии детей в процессе подготовки к выступлению с последующей публикацией на сайте Pedsovet.su сообщество взаимопомощи учителей.
Вывод. Проект максимально адаптирован к индивидуальным возможностям каждого ребёнка – участника театрализованного дефиле и способствует формированию внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего пространства, к изучению и пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой.
План работы
№ |
Виды работ
|
Сроки |
Исполнители |
Примечание |
1. |
Разработка общего сценария проекта |
Сент.-ноябрь
|
Агаева И.В Захарова М.В. Афанасьев Ю.А. |
Добавление в работу проекта для записи музыкального сопровождения Панченкова А.Н. |
2. |
Привлечение к сотрудничеству и спонсорской помощи родителей учащихся |
Нояб-дек 2010/2011 |
Агаева И.В., Головина Л.Н. |
Привлечение классного руководителя 6,7,8,В класса |
3. |
Обсуждение с детьми сценария, костюмов, музыкального сопровождения |
Нояб-дек 2010/2011 |
Агаева И.В., Захарова М.В. |
|
4. |
Взаимопосещение уроков для выявления возможностей учащихся с целью включения их в трудовую деятельность по пошиву костюмов, изготовлению декораций и доведения информации до родителей. |
Нояб-март 2010/2011 |
Агаева И.В., Захарова М.В., Афанасьев Ю.А., Головина Л.Н. |
Максимальное привлечение девочек к пошиву костюмов шлифовке, покраске декораций с учетом их возможностей и способностей |
5. |
Накопление фото и видео материалов |
Весь период работы творческой группы |
Захарова М.В.,
|
|
6. |
Проведение репетиций театрализованного дефиле. |
Февраль - апрель 2011 |
Агаева И.В. |
|
7. |
Представление проекта творческой группы на родительском собрании |
Март 2011 |
Агаева И.В., |
Театрализованное дефиле 25.03.11 |
8. |
Консультации оргкомитета о включении композиции в сценарий Фестиваля. |
Март 2010 |
Агаева И.В.,
|
Заявка на участие в Фестивале |
10 |
Проведение заседаний творческой группы по мере накопления наработок или возникновения проблем. |
Весь период существования группы |
Агаева И.В., Захарова М.В., Афанасьев Ю.А. |
|
11 |
Классное родительское собрание по итогам работы за год |
апрель-май 2011 |
Захарова М.В., Головина Л.Н |
Фотоматериалы по этапам работы на уроках трудового обучения. |
Специально организованное коррекционное обучение и психосоциальное сопровождение детей и подростков и их родителей способствуют повышению «качества жизни» этих людей с ОВЗ и их наиболее успешной социальной интеграции. Применение коррекционно-развивающих программ и выбранных нами арт-технологий и технологий сотрудничества в обучении детей с умеренной степенью умственной отсталости способствует улучшению адаптации и развитию у них способностей межличностного общения в семье и с окружающими людьми. Определение адаптационного потенциала у умеренно умственно отсталых детей и подростков, наличия познавательного интереса, социальной активности, навыков общения и использование арт-технологий в их обучении и воспитании ведёт к преобладанию положительных эмоциональных состояний, что способствует большей результативности в работе с этой категорией обучающихся и их родителей.
Литература
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы. М., 2004.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.
Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1995, №1.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1972.
Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ: дифференциация уровней и вариантов// Альманах ИКП РАО - 2010. № 14
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996
Апрель 2011 года
Презентация об опыте использования
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
http://narod.ru/disk/9089195001/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8F71%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.ppt.html (очень медленно для Word 97-2003)
Для Word 2007 скачивание быстрое по любой из ссылок:
или http://narod.ru/disk/9169694001/АртТехнологииF71_Захарова.pptx.html
Видео «Сказка пришла - театрализованное дефиле с сюрпризом» - результат использования арт-технологий в обучении и социализации детей с умеренной умственной отсталостью
http://www.youtube.com/watch?v=uFb3b7wX8K0
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агаева И.В., Захарова М.В.
→ МарВалЗахар 02.04.2011 6 7957 957 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.