Конспект урока "Славянские воины и богатыри, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»" + презентация (7 кл. корр. школы VIII вида)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАVIII ВИДА №657 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Интегрированный урок по литературному чтению и истории в 7 классе
Тема: Славянские воины и богатыри, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Цели: 1.Знакомство с военным искусством славян и былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Задачи: 1. Знакомство с военным искусством славян и былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник» как художественным отражением истории Древней Руси.
2. Коррекция исторических знаний и представлений; пополнение активного и пассивного словаря; развитие внимания, памяти, речи; формирование устойчивого познавательного интереса.
3. формирование положительного образа русского воина - защитника; воспитание патриотических чувств: гордости за отечественную историю, уважения к воинам.
Оборудование: Презентация «Былины об Илье Муромце» (автор Петрухина Н.А.), карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- начале XII века», учебник « История России».
Учителя: Петрухина Н.А.
Жукова Н.А.
2010-2011 уч.год
Тема: Славянские воины и богатыри, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Ход урока.
I. Организационное начало урока. Установка на восприятие материала.
-Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем изучать историю и литературное произведение на одном уроке. У вас есть возможность показать свои знания сразу по обоим предметам.
II. Повторение изученного. Работа с картой.
-Какую тему изучали на прошлом уроке истории?
-Как назывались наши древние предки?
-Покажите на карте древнерусское государство.
-Назовите соседей восточных славян. Расшифруйте анаграммы.
Плоовцы (половцы).
Епечениг (печенеги).
Вигикин (викинги).
Толивцы (литовцы).
Болрыга (болгары).
III. Работа над темой «Славянские воины и богатыри».
1. Вступительное слово учителя.
-Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю, не конфликтовать. Но в истории государств войны неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые русские земли. И славянам приходилось отражать многочисленные набеги врагов.
2. Сообщение темы урока. Запись в тетради.
3. Краткий рассказ учителя о военном искусстве славян. Словарная работа.
-Славяне мужественно защищали свою землю. Воинов называли ратниками.
Рать- войско, ополчение, воинство, армия. Табличка вывешивается на доске.
Чтобы заранее узнать о нападении врагов, строили засеку из поваленных деревьев. Здесь постоянно находился воин-дозорный.
Засека – заграждение. Табличка вывешивается на доске.
4. Вооружение славянских воинов. Работа с иллюстрацией в учебнике, слайды №19-21.
Рассмотреть, назвать, объяснить назначение.
Лук и стрелы, колчан, копьё, меч, секира, боевой топор, палица, булава,
щит, шлем, кольчуга.
5. Актуализация знаний о богатырях.
-Вспомните, как называли в древности храбрых, сильных защитников земли русской?
-Каких богатырей вы знаете? Назовите имена.
(Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
Слайд №4. Иллюстрация картины Васнецова «Три богатыря».
Кого видите на картине? Назовите. ( В центре картины Илья Муромец...и т.д.)
-Чем они вооружены?
IV. «Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
1. Вступительная беседа.
-Народ создал много художественных произведений о своих защитниках.
-Как называются истории о богатырях? Откуда взялось такое название «былины»?
-Какие былины мы изучали в 5-6 классах? Слайды №№ 6, 7
«Исцеление Ильи», «Три поездки Ильи-Муромца».
-Вспомним их основное содержание (кратко).
-Кто главный герой этих былин?
Как вы думаете, почему народ так почитал Илью Муромца?
(Свободные высказывания учащихся: старший из богатырей, из бедной семьи, сильный, справедливый).
Слайд №5.
Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома.
Жил ли такой человек, точно не установлено. Но на Руси Илью Муромца почитают как святого защитника земли русской.
-Вы видите икону с ликом Ильи. А таким его изображали художники:
слайд №19.
-Опишите Илью Муромца:
внешность, одежда, оружие.
Электронная физминутка для глаз Слайд№8
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня вы узнаете ещё одну былину об Илье Муромце. Она называется
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
3 .Чтение былины учителем.
4.Первичное выяснение понимания текста.
-Почему былина называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
-Есть ли у неё автор?
-А как создавались былины? Слайд№1 (Вещий Боян- песнотворец).
5. Чтение учащимися отрывков былины. Работа с иллюстрациями. Словарная работа.
Слайд № 9.
Словарная работа:
Нагнано-то силушки черным-черно;
Так пехотою никто тут не прохаживат.
- К какому городу
подъехал Илья? Существовал ли такой
город в Древней Руси?
Слайд №10.
Словарная работа:
А и зовут его в Чернигов воеводою.
-Почему Илья не пошёл в Чернигов воеводою?
Слайд №11.
Словарная работа с опорой на иллюстрацию:
Лазоревы
цветочки осыпалися;
Тёмны лесушки к
земле все приклонилися.
-Что преувеличено в былине? (Сила и способности Ильи и Соловья- разбойника).
Слайд №12.
Работа с иллюстрацией:
-Кого вам напоминает Соловей-разбойник? (Человека, кочевника).
-Так выглядели враги из кочевых племён, совершавших набеги на Русь.
Словарная работа:
Лук разрывчатый;
око
со косицею;
ко стремечку булатному.
Физкультминутка
Слайды №№13-17.
Словарная работа:
Стольный Киев-град.
Откулешний.
Полно-тко
слезить да отцов-матерей;
Тебе
полно-тко вдовить
да жён молодыих;
Тебе
полно-тко спущать-то.
6. Постановка проблемы. Поиск решения.
Давайте подумаем, можно ли из былин узнать об историческом прошлом нашей Родины?
-Подумайте, что в былине вымышлено? (Соловей-разбойник с его свистом, огромная сила Ильи).
-Что является исторической правдой? (Нападения врагов, княжение Владимира, сила и доблесть воинов-защитников).
-Князь Владимир – реальная историческая личность. А Киев действительно был столицей Руси.
-Как вы думаете, кого изображали в былине под именем Соловья-разбойника?
-Верно, и Соловей-разбойник, и Змей Горыныч – это всё собирательные образы врагов Русской земли.
Продолжите высказывание: «Русские богатыри – это собирательные образы …(защитников Русской земли).
Можно ли из былин узнать об историческом прошлом нашей Родины?
V. Итоги урока. Выводы.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Почему славяне вынуждены были много воевать?
-Каким оружием они пользовались?
-В каких художественных произведениях рассказывается о борьбе русских воинов с врагами?
-Как их называли в старину самых сильных и храбрых воинов?
-За что почитали и любили на Руси Илью Муромца?
-Какие чувства возникают у нас, когда мы читаем былины? (Гордость за свою историю, восхищение силой и мужеством богатырей).
VI. Оценки за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
1) Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник», ответить на вопросы после текста.
2) Учебник «История России» стр.93-95.
VIII. Организационное окончание урока.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрухина Н.А., Жукова Н.А.
→ Русичка2010 17.05.2011 9 16574 3057 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.