Рабочая программа курса РЕМЕСЛО 9
РЕМЕСЛО 9 класса (F 71)
(швейное дело и рукоделие),
12 часов в неделю,
408 часов в год
Июль 2011
Областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 VIII вида» г. Ульяновска
Захарова Марина Валентиновна
Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 9 классе построена по принципам последовательности и преемственности обучения и пополнении доступного опыта элементарных форм художественного ремесла.
Общая продолжительность обучения рассчитана на пять лет, с пятого по девятый класс. Количество учебных часов по темам не регламентируется – его определяет сам учитель, исходя из уровня подготовленности учеников. Большая часть учебного времени, более 50%, отдана урокам практического повторения, на которых не только закрепляются знания, умения и навыки, но и развивается опыт самовыражения, формируются простейшие эстетические ориентиры (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка, стремление и привычка их использования в организации обыденной жизни и праздника.
Обучение данной категории учащихся относится к третьему варианту СФГОС, который предусматривает нецензовый уровень образования, и преобладание компонента жизненной компетенции над академическим. Компонент жизненной компетенции становится доминирующим и продвижение ребенка в этом направлении становится основным искомым результатом образования. Учитывая выше изложенное, в индивидуальном режиме даётся ознакомление с приёмами работы на машине-оверлок 51А класса с электроприводом (допуск к работе по медицинским показаниям).
Именно продвижение ребёнка и устойчивая положительная мотивация при обучении в специализированной мастерской по рукоделию для девочек, делают возможным получение доступного опыта художественных ремесел: вязание крючком, вязание на спицах, работа с бисером.
По данным направлениям предлагаются начальные, элементарные приёмы работы и их использование как самостоятельно, так и в украшении бытовых вещей, ведь именно бытовое искусство передаётся от поколения к поколению, так же как сказки, поверья, и детские игры. И может быть, этот пласт культуры народа – самый живой и самый долговечный. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Первая четверть (108 часов)
Вводное занятие. 2 часа
Задачи на год. Закрепление рабочих мест. Распределение общественных обязанностей по мастерской. Ознакомление учащихся с планом работы. Повторение основных правил безопасной работы в швейной мастерской. Рабочие инструменты и приспособления для швейной работы.
Швейная машина-оверлок 10 часов
Оборудование. Швейная машина-оверлок 51А класса с электроприводом.
Технические сведения. Правила безопасной работы, назначение, общие сведения об устройстве машины 51А класса (оверлок).
Приёмы работы. Управление педалью. Приёмы работы рычагами подъёма лапки. Подкладывание ткани под лапку.
Упражнения. Включение-выключение машины. Определение силы давления на педаль. Управление скоростью продвижения ткани педалью. Положение рук при направлении ткани во время работы. Выполнение строчек по прямым срезам.
Вязание крючком 10 часов
Технические сведения. Виды вязальных крючков. Пряжа и нитки для вязания крючком.
Приёмы работы. Определение толщины вязального крючка и пряжи для работы. Образование начальной петли. Выполнение цепочки из воздушных петель. Выполнение полустолбика, прикрепляя цепочку из воздушных петель («Пико»). Закрепление нитки в конце работы.
Упражнения. Вязание цепочки из воздушных петель.
Работа с тканью - 30 часов
Изделие. Салфетка, обвязанная крючком в технике «Пико»
Технические сведения. Краевой шов двойная строчка («Московский шов»)
Приёмы работы. Раскрой по размерам прямоугольных деталей. Застрачивание края детали без намётки.
Упражнения. Обработка долевого среза двойной строчкой на образце. Обработка поперечного среза двойной строчкой на образце.
Практическое повторении - 54 часа
Изделия. Салфетки (набор для дома). Продолжить работу над незаконченным изделием.
Умения. Делать выбор изделия для пошива. Раскрой. Пошив изделия с использованием оверлока и других известных швейных операций и приёмов работы вязальным крючком.
Самостоятельная работа 2 часа
Обработка долевого среза двойной строчкой на образце.
Вторая четверть (84 часов)
Вводное занятие - 2 часа
Анализ работы учащихся в первой четверти и знакомство с планом работы на четверть.
Повторение общих правил безопасной работы в мастерской и санитарно-гигиенических требований. Проверка наличия и готовности материалов и инструментов. Определение незаконченных изделий, если такие имеются.
Швейная машина «Чайка» - 10 часов
Оборудование. Швейная машина «Чайка» с ручным и ножным приводом, исходя из возможностей обучающихся.
Технические сведения. Устройство регулятора прямой строчки и строчки «зигзаг». Расположение деталей на головке швейной машины «Чайка».
Приёмы работы. Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки и установка шпульного колпачка в челночный комплект. Установка длины стежка. Регулирование ширины «зигзага».
Упражнения. Пробные строчки «зигзаг» при различной его ширине и длине стежка. Выполнение других фигурных строчек.
Работа с тканью и бисером - 30 часов
Изделие. Салфетка (картинка), вышитая бисером в свободной технике.
Технические сведения. Инструменты и приспособления для вышивки бисером: бисерные иглы, пяльцы, нитки. Основные приёмы вышивки бисером: закрепление одиночной бусинки, шов "Вперед иголку", шов обметочный, шов арочный ("Назад иголку"), шов строчной.
Приёмы работы. Перевод рисунка для вышивания. Запяливание ткани.
Упражнения. Перевод рисунка для вышивания из книги на кальку. Перевод рисунка для вышивания с кальки на ткань с использованием копировальной бумаги. Закрепление ткани в пяльцы. Выполнение основных приёмов вышивки бисером на образце: закрепление одиночной бусинки, шов "Вперед иголку", шов обметочный, шов арочный ("Назад иголку"), шов строчной.
Практическое повторение - 40 часов
Изделия. Салфетка (картинка), вышитая бисером в свободной технике. Продолжение работы над начатым изделием.
Умения. Делать выбор изделия для работы. Перевод рисунка для вышивания с кальки на ткань с использованием копировальной бумаги Изготовление изделия с применением знакомых приёмов работы. Окончательное оформление готового изделия.
Самостоятельная работа - 2 часа
Выполнение вышивки бисером контура рисунка (геометрической фигурки)
Третья четверть (120 часов)
Вводное занятие 2 часа
Анализ достижений учащихся в освоении новых видов домашних ремёсел. Повторение правил безопасной работы.
Вязание на спицах - 34 часов
Изделие. Вязаная лента на голову (платочное вязание)
Технические сведения. Спицы вязальные. Виды спиц для вязания: круговые и прямые. Пряжа и нитки для вязания на спицах. Закрепление (закрытие) петель. Простая бахрома. Бахрома с узелками.
Приёмы работы. Определение толщины спиц и пряжи для работы. Набор петель. Лицевые петли. Определение длины нитки для бахромы. Прикрепление элемента бахромы крючком. Завязывание узелков на бахроме. Закрепление последнего ряда вязания, провязывая по две петли вместе лицевой.
Упражнения. Набор петель на две спицы, под рабочую нитку (идущую от клубка). Провязывание лицевых петель на образце (плоское платочное вязание – по лицевой и изнаночной стороне вяжутся лицевые петли). Край вязаного полотна зубчатый, а не ровный, так как последнюю петлю каждого ряда провязывают лицевой петлёй. Выполнение на образце простой бахромы крючком и бахрома с узелками.
Работа с тканью - 22 часов
Изделие. Наволочка на «молнии».
Технические сведения. Застёжка «молния».
Приёмы работы. Способы обработки «молнией» краёв детали.
Упражнения. Замётывание краёв детали на заданную ширину. Вмётывание и втачивание «молнии» на образце. Определение размера наволочки. Раскрой. Обмётывание срезов на оверлоке или зигзаге. Подготовка краёв деталей наволочки для вмётывания и втачивания «молнии». Соединение деталей наволочки стачным швом.
Практическое повторение - 60 часов
Изделия. Пошив общественно значимых изделий. Шарф (платочное вязание). Наволочки из ткани или вязаные (по выбору). Ремонт изделий. Украшение ленты, шарфа цветами из цепочки, связанной крючком и скреплённой в центре бусиной.
Умения. Делать выбор изделия. Выполнение изделия с применением знакомых приёмов работы в комбинированной технике.
Самостоятельная работа 2 часа
Обработки «молнией» краёв детали.
Четвёртая четверть (96 часов)
Вводное занятие 2 часа
Анализ результатов работы за четверть. Техническое обслуживание швейных машин. Повторение правил БР с используемыми в работе инструментами.
Вязание на спицах - 20 часов
Изделие. Образец «Чулочное вязание»
Технические сведения. Изнаночные петли. Вязание «по рисунку».
Приёмы работы. Провязывание петли за заднюю или за переднюю нитку. Изнаночные и лицевые петли «по рисунку».
Упражнения. Ровный край вязаного полотна (получается, если последнюю петлю провязывать изнаночной, а первую петлю снимать не провязывая). Выполнение чулочного вязания на образце.
Работа с тканью и вязание на спицах - 30 часов
Изделие. Сумка вязаная на подкладке, застёжка – «молния», с внутренним накладным карманом, на длинной ручке.
Технические сведения. Подкладка в изделиях, её назначение.
Приёмы работы. Втачивание молнии одновременно с подкладкой.
Упражнения. Определение размера изделии и изготовление выкройки. Раскрой деталей подкладки, накладного кармана, обработка кармана и соединение его с деталью подкладки (при желании, возможно выполнить нужное количество карманов разных размеров). Выполнение образца чулочного вязания из выдранной для работы пряжи. Расчёт количества петель на сумку, набор нужного числа петель с помощью учителя.
Практическое повторение - 42 часов
Изделия. Сумка вязаная на подкладке, застёжка – «молния», с внутренним накладным карманом, на длинной ручке.
Умения. Выполнение полотна сумки чулочной вязкой. Изготовление ручки платочной вязкой или из готовой тесьмы. Украшение сумки. Примётывание «молнии» и ручки. Соединение подкладки с верхом сумки.
Самостоятельная работа -2 часа
Обработка гладкого прямоугольного накладного кармана и соединение его с основной деталью на образце.
06.07.2011 г.
Литература
Проект специального федерального государственного стандарта начального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. / Альманах института коррекционной педагогики 14/2010.
Домашние ремёсла: Сб./сост. Е. Н. Семашко – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 256 с., ил.
Вяжем пончо: спицы / Пер. с англ. – М.; Издательство «Ниола-Пресс», 2006. – 88 с.; ил. – (Модное вязание)
Игрушки-подушки / (ред.-сост. Е. А. Бойко). – М. : РИПОЛ классик, 2009. – 192 с. : ил.
Рукоделие: Популярная энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – 287 с.: ил.
Зайцева А. А. Тапочки ручной работы / Анна Зайцева. – М. : Эксмо, 2009. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия).
Мастерица / Сост. И.А. Сокол; Худож.-оформители Б.Ф. Бублик, И.В. Осипов. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. – 431 с., [8] л. Ил. – (Женский клуб).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Марина Валентиновна
→ МарВалЗахар 20.07.2011 2 4253 632 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.