Программа по дополнительному образованию «Фантазия красок»
Шамова Наталья Владимировна, учитель ИЗО высшей категории.
ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Программа по дополнительному образованию «Фантазия красок»
Пояснительная записка
1.Обоснование программы кружка.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
2. Цели и задачи
Цели:
1. Развитие личностного творческого потенциала обучающегося и формирование его духовности и эстетической культуры.
2. Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.
Задачи:
1. Осуществление художественного познания мира обучающихся через собственную деятельность.
2. Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, а так же духовной значимости человека.
3. Оптимизация образного мышления. Формирование основ художественных знаний.
4. Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.
5. Предоставление возможности совершенствовать способности под руководством и в совместной деятельности с художниками.
6. Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.
3. Стратегия работы
Цели:
Развитие творческих способностей ребёнка как основание духовности и личного творческого потенциала.
Развитие художественных навыков и умений.
Развитие интереса и желание к самостоятельному творчеству.
Задачи:
Формирование творческих способностей.
Воспитание эстетической потребности.
Формирование художественных навыков.
Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности.
Формирование системы обьёмно - пространственного мышления.
4. Содержание, методы и формы работы
Содержание определяется созданием максимально успешных возможностей и условий для творческого и духовного развития ребёнка. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.
Используются: выставки, экскурсии, экскурсии с элементами практических занятий, просмотр презентаций, различные практические занятия. Коллективная работа над единым замыслом.
5. Ожидаемые результаты
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.
Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом.
6. Программа деятельности
Программа предусматривает несколько основных видов деятельности:
беседы об изобразительном искусстве,
изучение народных промыслов,
знакомство с основными узорами и орнаментами,
показ приёмов рисования,
знакомство с техниками: кляксография, граттаж, набрызг, рисование отпечатком руки, пальцев, тампонированием
рисование с использованием природного материала,
участие в выставках, конкурсах.
7. Материалы и инструменты, необходимые для работы
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, декоративный гель.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов
8. Наглядные пособия:
1. Иллюстрации.
2. Натурный материал.
3. Репродукции картин.
4. Образцы рисунков.
5. Иллюстрированный план,
5. Презентации «Жанры живописи», «Натюрморт с цветами», «Истоки и современное развитие традиционных народных художественных промыслов России», «Элементы цветочного города»
Программа рассчитана на 16 занятий в год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий 45 минут.
Перспективно - тематический план занятий кружка «Фантазия красок»
1 год обучения
Месяц
|
I неделя |
II неделя |
Тема: «Краска и цвет»
|
||
Октябрь |
Художник и его инструменты
|
Цвет и образ |
Ноябрь |
Красота марийского края
|
Почувствуй себя волшебником. |
Тема: «Работа с фоном рисунка»
|
||
Декабрь |
Как делать фон рисунку «Волшебные цвета»
|
Новогодние маски |
Тема: «Работаем с формой»
|
||
Январь |
Рисовальный конструктор
|
Моя первая картина |
Тема: «Композиция»
|
||
Февраль |
Как зовут твоего героя?
|
Зимний ковер |
Март |
Сказочный лабиринт.
|
Необычные деревья (тушь)
|
Апрель |
Этот огромный космос.
|
Сказочные цветы в сказочном саду. |
Тема: «Подводим итоги»
|
||
Май |
Живой огонь Победы
|
«Волшебная поляна» |
2 год обучения
Месяц
|
I неделя |
II неделя |
|
Тема: «Сказка про осень»
|
|||
Октябрь |
Каким бывает небо в природе и на картинах художников
|
Витражи для замка волшебницы – Осени (печатаем листьями) |
|
Ноябрь |
Родимая сторонка (пастель) |
Поздняя осень в парке (пейзаж)
|
|
Тема: «Зимняя сказка»
|
|||
Декабрь |
Дворец Зимы (гуашь, холодная гамма цветов)
|
Карнавальные краски |
|
Январь |
Рождественские купола. (гуашь)
|
Пейзаж зимы холодной… (раздувание, тушь) |
|
Февраль |
Букет в холодных тонах (пастель)
|
Волшебные деревья (акварель) |
|
Тема: «Весенняя песня»
|
|||
Март |
Витражи для замка Весны (восковые мелки, акварель)
|
Все вокруг оживает… (живопись по мокрой бумаге) |
|
Апрель |
Живая клякса (кляксография) |
«Весна – красна» (пастель )
|
|
«Творческая мастерская»
|
|||
Май |
Страна фантазия.
|
Волшебство красок. |
3 год обучения
Месяц
|
I неделя |
II неделя |
«В мире изобразительного искусства»
|
||
Октябрь |
Осенние пейзажи (рисование по сырому)
|
Натюрморт «Фруктовая мозаика» (восковые мелки, акварель) |
Ноябрь |
Герои земли марийской
|
Птицы волшебного сада |
Декабрь |
Зимний лес (тычкование)
|
Дворец Деда Мороза |
«В мастерской художника»
|
||
Январь |
Рождество (рисование + аппликация)
|
Красота моря |
Февраль |
Зимние узоры (граттаж)
|
Наша армия родная |
Март |
Портрет мамы
|
Путешествие по радуге |
Апрель |
Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету)
|
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) |
«Мы все любим рисовать»
|
||
Май |
Волшебные цветы
|
Рисование на тему «Скоро лето». |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шамова Наталья Владимировна
→ НАТАЛИ1819 27.09.2011 1 3507 598 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.