Программа детского школьного экологического объединения "Друзья природы"


















Программа детского школьного экологического объединения «Друзья природы»







Тип программы: авторская

Возрастной контингент: 13-15 лет







Автор программы:

учитель географии и биологии

Долгова Галина Валентиновна



Очер



Наименование программы

Программа детского школьного экологического объединения «Друзья природы»

Разработчик программы

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Очерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Учитель географии и биологии Долгова Галина Валентиновна

Координатор программы

Методический Совет

МБС(К)ОУ «ОС(К)ОШ-и VIII вида»


Основные исполнители программы

Учащиеся с 7 по 9 класс

Условия реализации программы

  • Минимально достаточная ресурсно-финансовая обеспеченность программы.

  • Компетентность педагога, реализующего программу.

  • Положительная мотивация воспитанников на реализацию программы.

Основные направления программы

просветительская - связанная с пропагандой экологических знаний среди учащихся школы, среди жителей микрорайона, воспитанников детских садов и близ лежащих школ микрорайона.

природоохранная - связанная с санитарной уборкой прикрепленных территорий и экологического состояния скверов микрорайона.

добровольческая - экологическая защита, пропаганда здорового образа жизни, участие в акциях волонтерской деятельности

Срок реализации программы

2011-2012 уч.год

Основные разделы программы

Пояснительная записка Основные цели Задачи Ожидаемы результаты Перспективный план работы Тематическое планирование



Программа

ДШЭО «Друзья природы»

Пояснительная записка

Слово "экология" сегодня понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, на грязные дворы, на взрослых, которые моют машины на берегах водоема, сливают в него мазут, бросают мусор. Это то, что мы наблюдаем изо дня в день.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу. Привить, бережное отношение к природе и научить учащихся экологической культуре, возможно вовлекая учащихся в деятельность по охране родного края.

Детское объединение ориентировано на учащихся, желающих больше узнать о природе родного края, а так же на детей заинтересованных вопросами экологии и охраны окружающей среды.

Программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы и познавательную способность каждого ребенка. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные возможности каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь.

Выбор форм и методов работы ориентирован на возрастные, психологические особенности детей. Предпочтение отдано практической деятельности учащихся.

У объединения есть своя символика: эмблема, галстук, значок.

На эмблеме изображены 2 ели и лиственное дерево - символы хвойных и лиственных лесов, произрастающих в нашем районе. Голубые изогнутые линии представляют реку Очер и малые реки Очерского района.

Галстук из ткани цвета неба, воды и земли (морская волна), по краям красная окантовка - символ жизни.

Девиз: Живи и созидай! Природу охраняй!

Разработан УСТАВ школьного экологического объединения «Друзья природы"

1.В уставе прописаны Общие положения

2. Цели и задачи детского объединения

3. Прописано членство, права и обязанности

4. Определена структура объединения

Используются самые разнообразные формы и методы работы:

  • волонтерство;

  • акции;

  • работа «Зеленого патруля»;

  • экологические конкурсы и игры;

  • беседы со сверстниками из других школ;

  • выпуск и распространение буклетов и газет;

  • встречи с руководителями администрации Очерского поселения и отдела по охране окружающей среды и природопользования. 

Основные цели:

  • воспитание любви к природе;

  • привлечение учащихся к активному и осознанному восприятию окружающей среды

Задачи:

  • участие в экологических исследованиях, в акциях волонтерской деятельности;

  • проведение мероприятий по защите окружающей природной среды;

  • организация работы «Зелёного патруля»;

  • оказание помощи учителям в проведении предметных недель и воспитательных мероприятий;

  • проведение работы по озеленению школы и классных   помещений;



Программа рассчитана на 1 год

Участники программы учащиеся с 7 по 9 класс

Форма реализации программы – индивидуальная, групповая и массовая

Количество часов – 34 часа

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня общественной активности детей в вопросах сохранения окружающей среды;

  • привлечение внимания администрации города к экологическим проблемам нашего микрорайона

  • Создание информационной копилки «Друзья природы», где накопленный материал может использоваться для проведения классных и воспитательских часов, уроков географии, природоведения, биологии и внеклассных мероприятиях (сюда входят сценарии праздников и игр, фотоальбом экологических фотографий, презентации о природе и охране родного края)

Автор программы: учитель географии Долгова Галина Валентиновна



















ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ детского объединения

«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» на 2011-2012год

Тема

Цель

Месяц

Ответственный

1



Акция «Чистый берег»

Защита и сохранение малых рек

Сентябрь

Долгова Г.В

2

Живая газета «Помоги реке»

Распространение листовок «Мы за чистые реки»

Повышение заинтересованности учащихся вопросами сохранения окружающей среды, знакомство с экологической информацией, развитие чувства причастности к решению местных проблем.

Октябрь



Экологический сектор

3



Конкурс рисунков «Вода +Я = Друзья»

Проведение игры в классе «ГУО»- «Загадка»


Развитие детской творческой инициативы в продвижении идей ценности воды, экономии и сбережения водных ресурсов для будущих поколений

волонтёрство

ноябрь



Культмассовый сектор

4.



Живая газета: «Семь чудес Земли Очерской »



Листовки в защиту елей.



Знание родного края



Защита елей.

декабрь



Информационный сектор

Экологический сектор

5



Конкурс фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы»

Дружеские посиделки ( в классе ГУО)







волонтёрство

Январь

Информационный сектор

Экологический сектор

Культмассовый сектор

6.

Конкурс «Путешествие 2012» (1-9, ГУО)

Изучение родного

края

Февраль -март

Информационный сектор

Экологический сектор

Культмассовый сектор

7

Викторина «Знаешь ли ты свой край»

(5-9 классы)



Формирование знаний у учащихся о родном крае



март



Информационный сектор

8



Живая газета на тему: Всемирный день Земли (22 апреля)







показать, что разнообразие жизни на земле стремительно ухудшается по вине человека, убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязи с природой

апрель



Информационный сектор Экологический сектор

Культмассовый сектор

9

Игра «12 записок», для класса «ГУО»

волонтёрство

май

Культмассовый сектор

10

Зелёный патруль «Укрась кусочек планеты»

Привлечь школьников и население микрорайона на уборку сквера

В течение года

Экологический сектор

11

Волонтерские акции


В течение года

Экологический сектор


















Тематическое планирование

Тема

Количество часов 34

Методическая литература

Теория

Практика

Всего часов

16

Всего часов

18

I.

1

Вводное занятие

Выбор актива. Утверждение плана работы детского объединения.

Школьный конкурс «Самый зелёный класс» (в течение учебного года)



1


Ресурсы Интернета

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

II.

Конкурс «Помоги реке»

5

8

Ресурсы Интернета

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

2

Участие во всероссийской акции «Чистый берег»,

Участие в краевом конкурсе социально-экологической рекламы «Вода+Я=Друзья»

0,5

0,5

Ресурсы Интернета

3

- История реки Очер

- Плакат на тему «Здоровье рек – в наших руках»

0,5

0,5

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

4

- Сочинить песню и кричалку в защиту реки Очер

- Презентация «Вода – источник жизни» (подготовка презентации к конкурсу)


0,5

0,5

Ресурсы Интернета


5

Агитационная работа в 6 классе «Здоровье рек – в наших руках»


1


6

Распространение листовок в микрорайоне школы «Мы за чистые реки»

- Презентация «Вода – источник жизни» (подготовка презентации к конкурсу)

0,5

0,5

Ресурсы Интернета


7

- Презентация «Вода – источник жизни» (подготовка презентации к конкурсу)

1


Ресурсы Интернета


8

-Акция «Чистая улица – чистый город», распространение листовок и уборка бытового мусора по ул.Школьная.


1

Ресурсы Интернета


9-10

-Подготовка к живой газете на тему «Помоги реке», на общешкольной линейке

2


Ресурсы Интернета


11

-Выступление на общешкольной линейке с живой газетой «Помоги реке»


1


12-13

-Подготовка проведения игры «Загадка», в классе «ГУО»

- Конкурс рисунков «Вода +Я = Друзья»

1

1

Ресурсы Интернета


14

Проведение игры «Загадка», в классе «ГУО»


1


III.

Семь чудес Земли Очерской

3

4


15

Подготовка живой газеты: «Семь чудес Земли Очерской » и листовки в защиту елей.

1


Ресурсы Интернета

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

16

Живая газета на тему «Семь чудес Земли Очерской », на общешкольной линейке.


1


17

Распространение листовок в защиту елей.


1


18

Подведение итогов работы ДШЭО «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 1 полугодие

0,5

0,5


19

Дружеские посиделки в классе «ГУО»


1

Ресурсы Интернета

20

Конкурс фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы»

О,5

0,5


21

Подведение итогов конкурса фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы»

1



IV.

Путешествие 2012

4

3


22

Школьный конкурс «Путешествие 2012» для учащихся 1-9 классов.

1


Ресурсы Интернета

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

23

Задание №1 представление команды с 1 по 9 класс, ГУО


1


24

Задание №2 описание достопримечательности города Очер

1

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

25

Задание №3 Викторина «Знаешь ли ты свой край»

1

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

26

Задание №4 Газета Моя малая родина Очер

1

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

27

Задание №5 Акция «Добрых дел»



1


28

Подведение итогов конкурса «Путешествие 2012»

1



V.

Сохраним жизнь на Земле

3

3


29

Подготовка живой газеты на тему: Всемирный день Земли

1


Ресурсы Интернета


30

Подготовка живой газеты на тему: Всемирный день Земли

Распространение листовок «Сохраним жизнь на Земле»


1

Ресурсы Интернета


31

Живая газета на тему: Всемирный день Земли

Зелёный патруль «Укрась кусочек планеты»


1


32

Игра «12 записок», для класса «ГУО»,

Акция «Чистый сквер»


1


33

Экскурсия в музей Нецветаева (ДШЭО «Друзья природы»)

1



34

Подведение итогов работы детского объединения «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 2 полугодие, уч.год.

1





Содержание курса.

  1. Вводное занятие

Выбор актива школьного экологического объединения «Друзья природы», составление плана работы 2011-2012 учебного года и утверждение на ДШЭО «Друзья природы».

Разработка положения школьного конкурса на «Самый зеленый класс»

  1. Конкурс «Помоги реке» с целью защитить и сохранить малые реки России и своей малой Родины.

Организовать волонтерскую деятельность для детей – инвалидов «класс Особый ребенок», провести игру «Загадка».

Первое задание Представление команд

Каждая команда придумывает себе название, девиз и эмблему, а также для представления размещает свои фотографии и полный список всей команды.

Второе задание История реки

В данном задании команды узнают и описывают историю рек и водоемов, находящихся на территории Очерского района.

Практическая работа:10 сентября Всероссийская Акция "Чистый берег".

По итогам акции составляли отчет, содержащий следующие материалы:

3-5 фотографий (до акции, во время и после уборки с мешками убранного мусора и чистой территорией)

-описать место проведения акции и сколько км или м береговой линии убрали;

-указать количество человек в команде, количество человек, которых привлекли к работе и общее количество участников акции

-описать какую агитационную работу проводили с местным населением во время акции или будете проводить позже (указать срок);

-указать объем убранного мусора (проводили или нет раздельный сбор ТБО (твердых бытовых отходов), так как есть возможность сдать пластик по цене 4 рубля за 1 кг)

Практическая работа: Третье задание Плакат или транспарант

В этом задании необходимо придумать и нарисовать плакат или транспарант (формата не менее А1), посвященный защите рек или водоемов от загрязнения.

Практическая работа: Четвертое задание Песня или кричалка

В этом задании команды придумывают «кричалки» или переделывают известные песни, посвятив их защите рек или водоемов от загрязнения.

Практическая работа: Пятое задание Агитационная и просветительская работа

Команды выполняют задание: организовать и провести агитационную и просветительскую работу среди населения (родители своего класса, подшефные д/сады, жители близлежащих к водоемам домов и т.д.).

Практическая работа: Волонтерская деятельность проведение игры «Загадка», в классе «ГУО» (дети- инвалиды)

Практическая работа: Проведение школьного конкурса рисунков «Вода +Я = Друзья»

  1. Семь чудес Земли Очерской.

Подготовка презентации «Семь чудес Земли Очерской». Подготовка материала для распространения листовок в защиту елей среди школьников и местного населения. Разработка положения и проведение школьного конкурса фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы»

Подведение итогов работы ДШЭО «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 1 полугодие.

Практическая работа: Выступление с презентацией на классных часах с 5 по 9 классы.

Практическая работа: Распространение листовок «Пусть ель живет из века век»

Практическая работа: Волонтерская деятельность «Дружеские посиделки» в классе «ГУО»

Практическая работа: школьный конкурс «Самый зеленый класс»

  1. Школьная игра «Путешествие 2012», увлекательное путешествие по родному краю.

Первое задание: Представление команды

Практическая работа: Второе задание: Описание достопримечательности города Очер

Третье задание: Викторина «Знаешь ли ты свой край»

Практическая работа: Четвертое задание: Газета Моя малая родина Очер

Практическая работа: Пятое задание: Акция «Добрых дел»

  1. Сохраним жизнь на Земле.

Живая газета на тему: Всемирный день Земли. Подведение итогов работы детского объединения «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 2 полугодие, учебный год.

Практическая работа: Экскурсия в краеведческий музей имени А.В.Нецветаева

Практическая работа: Распространение листовок «Сохраним жизнь на Земле» среди школьников и местного населения.

Практическая работа: Зелёный патруль «Укрась кусочек планеты», очистить от бытового мусора ул. Школьную

Практическая работа: Волонтерская деятельность игра «12 записок», для класса «ГУО»,

Практическая работа: Акция «Чистый сквер»



Литература:

Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»

Ресурсы Интернета:

http://web2edu.ru/River.aspx

http://www.mizemlyaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=316&Itemid=100

http://www.novogor.perm.ru/index/0-68

http://www.ochior.ru/ru/about/history/

http://www.mojgorod.ru/permsk_obl/ocher/index.html

http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/permskiy_kray/ocherskiy_rayon/ocher/3914/index.html

http://ocher.moy.su/

http://aleksh.ucoz.ru/index/sajty_dlja_uchitelej/0-26

http://www.proshkolu.ru/

Приложение 1.



УСТАВ
школьного экологического объединения
«Друзья природы"

1.В уставе прописаны Общие положения

1.1. Экологическое детское объединение «Друзья природы"    

МСК ОУ «ОСОКШ-И», именуемая в дальнейшем «Объединение", является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся школьников. Объединение действует на территории города Очер.

    1.2. Полное наименование Объединения на русском языке: Детское экологическое объединение муниципального специального коррекционного образовательного учреждения Очерской специальной коррекционной общеобразовательной школы– интернат «Друзья природы"

     1.3 Сокращенное наименование Объединения на русском языке: МСКОУ «ОСКОШ-И» «Друзья природы"

2. Цели и задачи детского объединения

2.1 Цель создания Объединения:

    Экологическая - участие в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды

3. Права и обязанности

3.1. Членами объединения могут быть физические лица, достигшие 12 – летнего возраста

3.2. Прием в члены объединения осуществляется на основании письменного заявления вступающего

4. Друзья природы объединения имеют право:

4.1. Принимать участие в городских и краевых экологических акциях и мероприятия;

4.2. Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;

4.3. Выражать и отстаивать интересы объединения

4.4. Избирать и быть избранным в руководящие органы объединения

5. Члены объединения обязаны:

5.1. Строить свою деятельность в соответствии с целями

5.2. Пропагандировать деятельность объединения в соответствии с его целями

5.3 Информировать о своей деятельности членов детского коллектива

6. Определена структура объединения

6.1. Руководящим органом объединения является Актив, который созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть

6.2. В актив объединения входят учащиеся 12 -16 лет

6.3. Актив объединения:

  • Принимает и утверждает устав и вносит в него изменения и дополнения

  • Планирует работу на год

  • Заслушивает отчеты

  • Проводит выборы Председателя детского объединения



Приложение 2.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБОЗРЕНИИ

ЖИВАЯ ГАЗЕТА

Это познавательное и организаторское дело, обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений. Авторы-исполнители в образной форме сообщают, о новостях в жизни детского объединения, дают оценку происходящим событиям и раскрывают его перспективы.

Цель: живая газета имеет главной целью помочь школьникам правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настраиваться на решение ценных задач.

Задачи:

1. Положительный опыт объединения, заслуживающий распространения и развития;

2. Радостные события в жизни объединения и окружающей среде;

3. Радостные перспективы жизни и т.д.

Весь материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приемов), например: перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортаж, живые картинки, карикатуры, шуточные оды, эпиграммы, "шуточная энциклопедия", теневой театр, световые страницы, песни и т.д.

Живую газету можно выпускать эпизодически . Она будет продолжаться не более 5-10 минут. Подготовка к выпуску живой газеты начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирается название, составляется план номера и жанры выступлений, решается, в каких частях выступают все участники, а в каких - отдельные группы, распределяется работа по дальнейшей подготовке.



Положение 3.

Школьный конкурс: «Самый зеленый класс»

1.Общие положения о конкурсе «Самый зеленый класс»

Цель конкурса:

Содействие формированию у учащихся эстетической культуры.

Задачи:

Расширить знания учащихся о комнатных растениях.

Воспитать бережное, гуманное отношение к природе.

Воспитание трудолюбия.

Проводится для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают: класс, классные руководители, а также родители.

Конкурс проводится в течении учебного года с сентября по май

2. Организация конкурса.

1. Общешкольный конкурс «Самый зеленый класс» проводится в течение учебного года, а итоги его подводятся в декабря и мае.

2. Участие в конкурсе оценивается:

Членами детского школьного экологического объединения «Друзья природы»;

Представители администрации;

Педагоги;

Родители.

Жюри используют следующие критерии:

· Количество растений в классных комнатах.

· Дизайн.

· Наличие редких растений.

· Уход за комнатными растениями.

Победитель награждается ценным подарком и почетной грамотой, участники благодарностями.






Полный текст материала Программа детского школьного экологического объединения "Друзья природы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгова Галина Валентиновна  GflaDDD
22.07.2012 2 3574 619

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК