Программа детского школьного экологического объединения "Друзья природы"
Программа детского школьного экологического объединения «Друзья природы»
Тип программы: авторская
Возрастной контингент: 13-15 лет
Автор программы:
учитель географии и биологии
Долгова Галина Валентиновна
Очер
Наименование программы |
Программа детского школьного экологического объединения «Друзья природы» |
Разработчик программы |
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Очерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Учитель географии и биологии Долгова Галина Валентиновна |
Координатор программы |
Методический Совет МБС(К)ОУ «ОС(К)ОШ-и VIII вида»
|
Основные исполнители программы |
Учащиеся с 7 по 9 класс |
Условия реализации программы |
Минимально достаточная ресурсно-финансовая обеспеченность программы. Компетентность педагога, реализующего программу. Положительная мотивация воспитанников на реализацию программы. |
Основные направления программы |
просветительская - связанная с пропагандой экологических знаний среди учащихся школы, среди жителей микрорайона, воспитанников детских садов и близ лежащих школ микрорайона. природоохранная - связанная с санитарной уборкой прикрепленных территорий и экологического состояния скверов микрорайона. добровольческая - экологическая защита, пропаганда здорового образа жизни, участие в акциях волонтерской деятельности |
Срок реализации программы |
2011-2012 уч.год |
Основные разделы программы |
Пояснительная записка Основные цели Задачи Ожидаемы результаты Перспективный план работы Тематическое планирование |
Программа
ДШЭО «Друзья природы»
Пояснительная записка
Слово "экология" сегодня понятно и взрослым и детям. Посмотрите вокруг себя. На вытоптанные газоны, поломанные деревья и кусты, на грязные дворы, на взрослых, которые моют машины на берегах водоема, сливают в него мазут, бросают мусор. Это то, что мы наблюдаем изо дня в день.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу. Привить, бережное отношение к природе и научить учащихся экологической культуре, возможно вовлекая учащихся в деятельность по охране родного края.
Детское объединение ориентировано на учащихся, желающих больше узнать о природе родного края, а так же на детей заинтересованных вопросами экологии и охраны окружающей среды.
Программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы и познавательную способность каждого ребенка. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные возможности каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь.
Выбор форм и методов работы ориентирован на возрастные, психологические особенности детей. Предпочтение отдано практической деятельности учащихся.
У объединения есть своя символика: эмблема, галстук, значок.
На эмблеме изображены 2 ели и лиственное дерево - символы хвойных и лиственных лесов, произрастающих в нашем районе. Голубые изогнутые линии представляют реку Очер и малые реки Очерского района.
Галстук из ткани цвета неба, воды и земли (морская волна), по краям красная окантовка - символ жизни.
Девиз: Живи и созидай! Природу охраняй!
Разработан УСТАВ школьного экологического объединения «Друзья природы"
1.В уставе прописаны Общие положения
2. Цели и задачи детского объединения
3. Прописано членство, права и обязанности
4. Определена структура объединения
Используются самые разнообразные формы и методы работы:
волонтерство;
акции;
работа «Зеленого патруля»;
экологические конкурсы и игры;
беседы со сверстниками из других школ;
выпуск и распространение буклетов и газет;
встречи с руководителями администрации Очерского поселения и отдела по охране окружающей среды и природопользования.
Основные цели:
воспитание любви к природе;
привлечение учащихся к активному и осознанному восприятию окружающей среды
Задачи:
участие в экологических исследованиях, в акциях волонтерской деятельности;
проведение мероприятий по защите окружающей природной среды;
организация работы «Зелёного патруля»;
оказание помощи учителям в проведении предметных недель и воспитательных мероприятий;
проведение работы по озеленению школы и классных помещений;
Программа рассчитана на 1 год
Участники программы учащиеся с 7 по 9 класс
Форма реализации программы – индивидуальная, групповая и массовая
Количество часов – 34 часа
Ожидаемые результаты:
повышение уровня общественной активности детей в вопросах сохранения окружающей среды;
привлечение внимания администрации города к экологическим проблемам нашего микрорайона
Создание информационной копилки «Друзья природы», где накопленный материал может использоваться для проведения классных и воспитательских часов, уроков географии, природоведения, биологии и внеклассных мероприятиях (сюда входят сценарии праздников и игр, фотоальбом экологических фотографий, презентации о природе и охране родного края)
Автор программы: учитель географии Долгова Галина Валентиновна
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ детского объединения
«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» на 2011-2012год
№ |
Тема |
Цель |
Месяц |
Ответственный |
1 |
Акция «Чистый берег» |
Защита и сохранение малых рек |
Сентябрь |
Долгова Г.В |
2 |
Живая газета «Помоги реке» Распространение листовок «Мы за чистые реки» |
Повышение заинтересованности учащихся вопросами сохранения окружающей среды, знакомство с экологической информацией, развитие чувства причастности к решению местных проблем. |
Октябрь |
Экологический сектор |
3 |
Конкурс рисунков «Вода +Я = Друзья» Проведение игры в классе «ГУО»- «Загадка»
|
Развитие детской творческой инициативы в продвижении идей ценности воды, экономии и сбережения водных ресурсов для будущих поколений волонтёрство |
ноябрь |
Культмассовый сектор |
4. |
Живая газета: «Семь чудес Земли Очерской »
Листовки в защиту елей. |
Знание родного края
Защита елей. |
декабрь |
Информационный сектор Экологический сектор |
5 |
Конкурс фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы» Дружеские посиделки ( в классе ГУО) |
волонтёрство |
Январь |
Информационный сектор Экологический сектор Культмассовый сектор |
6. |
Конкурс «Путешествие 2012» (1-9, ГУО) |
Изучение родного края |
Февраль -март |
Информационный сектор Экологический сектор Культмассовый сектор |
7 |
Викторина «Знаешь ли ты свой край» (5-9 классы)
|
Формирование знаний у учащихся о родном крае
|
март |
Информационный сектор |
8 |
Живая газета на тему: Всемирный день Земли (22 апреля)
|
показать, что разнообразие жизни на земле стремительно ухудшается по вине человека, убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязи с природой |
апрель |
Информационный сектор Экологический сектор Культмассовый сектор |
9 |
Игра «12 записок», для класса «ГУО» |
волонтёрство |
май |
Культмассовый сектор |
10 |
Зелёный патруль «Укрась кусочек планеты»
|
Привлечь школьников и население микрорайона на уборку сквера |
В течение года |
Экологический сектор |
11 |
Волонтерские акции |
|
В течение года |
Экологический сектор |
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов 34 |
Методическая литература |
|
Теория |
Практика |
|||
Всего часов 16 |
Всего часов 18 |
|||
I. 1 |
Вводное занятие Выбор актива. Утверждение плана работы детского объединения. Школьный конкурс «Самый зелёный класс» (в течение учебного года) |
1 |
|
Ресурсы Интернета Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
II. |
Конкурс «Помоги реке»
|
5
|
8 |
Ресурсы Интернета Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
2 |
Участие во всероссийской акции «Чистый берег», Участие в краевом конкурсе социально-экологической рекламы «Вода+Я=Друзья» |
0,5 |
0,5 |
Ресурсы Интернета |
3 |
- История реки Очер - Плакат на тему «Здоровье рек – в наших руках» |
0,5 |
0,5 |
Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
4 |
- Сочинить песню и кричалку в защиту реки Очер - Презентация «Вода – источник жизни» (подготовка презентации к конкурсу)
|
0,5 |
0,5 |
Ресурсы Интернета
|
5 |
Агитационная работа в 6 классе «Здоровье рек – в наших руках» |
|
1 |
|
6 |
Распространение листовок в микрорайоне школы «Мы за чистые реки» - Презентация «Вода – источник жизни» (подготовка презентации к конкурсу) |
0,5 |
0,5 |
Ресурсы Интернета
|
7 |
- Презентация «Вода – источник жизни» (подготовка презентации к конкурсу) |
1 |
|
Ресурсы Интернета
|
8 |
-Акция «Чистая улица – чистый город», распространение листовок и уборка бытового мусора по ул.Школьная. |
|
1 |
Ресурсы Интернета
|
9-10 |
-Подготовка к живой газете на тему «Помоги реке», на общешкольной линейке |
2 |
|
Ресурсы Интернета
|
11 |
-Выступление на общешкольной линейке с живой газетой «Помоги реке» |
|
1 |
|
12-13 |
-Подготовка проведения игры «Загадка», в классе «ГУО» - Конкурс рисунков «Вода +Я = Друзья» |
1 |
1 |
Ресурсы Интернета
|
14 |
Проведение игры «Загадка», в классе «ГУО» |
|
1 |
|
III. |
Семь чудес Земли Очерской |
3 |
4 |
|
15 |
Подготовка живой газеты: «Семь чудес Земли Очерской » и листовки в защиту елей. |
1 |
|
Ресурсы Интернета Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
16 |
Живая газета на тему «Семь чудес Земли Очерской », на общешкольной линейке. |
|
1 |
|
17 |
Распространение листовок в защиту елей. |
|
1 |
|
18 |
Подведение итогов работы ДШЭО «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 1 полугодие |
0,5 |
0,5 |
|
19 |
Дружеские посиделки в классе «ГУО» |
|
1 |
Ресурсы Интернета |
20 |
Конкурс фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы» |
О,5 |
0,5 |
|
21 |
Подведение итогов конкурса фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы» |
1 |
|
|
IV. |
Путешествие 2012 |
4 |
3 |
|
22 |
Школьный конкурс «Путешествие 2012» для учащихся 1-9 классов. |
1 |
|
Ресурсы Интернета Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
23 |
Задание №1 представление команды с 1 по 9 класс, ГУО
|
1 |
|
|
24 |
Задание №2 описание достопримечательности города Очер |
|
1 |
Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
25 |
Задание №3 Викторина «Знаешь ли ты свой край» |
1 |
|
Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
26 |
Задание №4 Газета Моя малая родина Очер |
|
1 |
Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская» |
27 |
Задание №5 Акция «Добрых дел»
|
|
1 |
|
28 |
Подведение итогов конкурса «Путешествие 2012» |
1 |
|
|
V. |
Сохраним жизнь на Земле |
3 |
3 |
|
29 |
Подготовка живой газеты на тему: Всемирный день Земли |
1 |
|
Ресурсы Интернета
|
30 |
Подготовка живой газеты на тему: Всемирный день Земли Распространение листовок «Сохраним жизнь на Земле» |
|
1 |
Ресурсы Интернета
|
31 |
Живая газета на тему: Всемирный день Земли Зелёный патруль «Укрась кусочек планеты» |
|
1 |
|
32 |
Игра «12 записок», для класса «ГУО», Акция «Чистый сквер» |
|
1 |
|
33 |
Экскурсия в музей Нецветаева (ДШЭО «Друзья природы») |
1 |
|
|
34 |
Подведение итогов работы детского объединения «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 2 полугодие, уч.год. |
1 |
|
|
Содержание курса.
Вводное занятие
Выбор актива школьного экологического объединения «Друзья природы», составление плана работы 2011-2012 учебного года и утверждение на ДШЭО «Друзья природы».
Разработка положения школьного конкурса на «Самый зеленый класс»
Конкурс «Помоги реке» с целью защитить и сохранить малые реки России и своей малой Родины.
Организовать волонтерскую деятельность для детей – инвалидов «класс Особый ребенок», провести игру «Загадка».
Первое задание Представление команд
Каждая команда придумывает себе название, девиз и эмблему, а также для представления размещает свои фотографии и полный список всей команды.
Второе задание История реки
В данном задании команды узнают и описывают историю рек и водоемов, находящихся на территории Очерского района.
Практическая работа:10 сентября Всероссийская Акция "Чистый берег".
По итогам акции составляли отчет, содержащий следующие материалы:
3-5 фотографий (до акции, во время и после уборки с мешками убранного мусора и чистой территорией)
-описать место проведения акции и сколько км или м береговой линии убрали;
-указать количество человек в команде, количество человек, которых привлекли к работе и общее количество участников акции
-описать какую агитационную работу проводили с местным населением во время акции или будете проводить позже (указать срок);
-указать объем убранного мусора (проводили или нет раздельный сбор ТБО (твердых бытовых отходов), так как есть возможность сдать пластик по цене 4 рубля за 1 кг)
Практическая работа: Третье задание Плакат или транспарант
В этом задании необходимо придумать и нарисовать плакат или транспарант (формата не менее А1), посвященный защите рек или водоемов от загрязнения.
Практическая работа: Четвертое задание Песня или кричалка
В этом задании команды придумывают «кричалки» или переделывают известные песни, посвятив их защите рек или водоемов от загрязнения.
Практическая работа: Пятое задание Агитационная и просветительская работа
Команды выполняют задание: организовать и провести агитационную и просветительскую работу среди населения (родители своего класса, подшефные д/сады, жители близлежащих к водоемам домов и т.д.).
Практическая работа: Волонтерская деятельность проведение игры «Загадка», в классе «ГУО» (дети- инвалиды)
Практическая работа: Проведение школьного конкурса рисунков «Вода +Я = Друзья»
Семь чудес Земли Очерской.
Подготовка презентации «Семь чудес Земли Очерской». Подготовка материала для распространения листовок в защиту елей среди школьников и местного населения. Разработка положения и проведение школьного конкурса фотографий «Природа нашего города» или «Чудеса природы»
Подведение итогов работы ДШЭО «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 1 полугодие.
Практическая работа: Выступление с презентацией на классных часах с 5 по 9 классы.
Практическая работа: Распространение листовок «Пусть ель живет из века век»
Практическая работа: Волонтерская деятельность «Дружеские посиделки» в классе «ГУО»
Практическая работа: школьный конкурс «Самый зеленый класс»
Школьная игра «Путешествие 2012», увлекательное путешествие по родному краю.
Первое задание: Представление команды
Практическая работа: Второе задание: Описание достопримечательности города Очер
Третье задание: Викторина «Знаешь ли ты свой край»
Практическая работа: Четвертое задание: Газета Моя малая родина Очер
Практическая работа: Пятое задание: Акция «Добрых дел»
Сохраним жизнь на Земле.
Живая газета на тему: Всемирный день Земли. Подведение итогов работы детского объединения «Друзья природы» и школьного конкурса на «Самый зеленый класс» за 2 полугодие, учебный год.
Практическая работа: Экскурсия в краеведческий музей имени А.В.Нецветаева
Практическая работа: Распространение листовок «Сохраним жизнь на Земле» среди школьников и местного населения.
Практическая работа: Зелёный патруль «Укрась кусочек планеты», очистить от бытового мусора ул. Школьную
Практическая работа: Волонтерская деятельность игра «12 записок», для класса «ГУО»,
Практическая работа: Акция «Чистый сквер»
Литература:
Авторы: М.Н.Гусев, Н.А.Даминова «Земля Очерская»
Ресурсы Интернета:
http://www.mizemlyaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=316&Itemid=100
http://www.novogor.perm.ru/index/0-68
http://www.ochior.ru/ru/about/history/
http://www.mojgorod.ru/permsk_obl/ocher/index.html
http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/permskiy_kray/ocherskiy_rayon/ocher/3914/index.html
http://aleksh.ucoz.ru/index/sajty_dlja_uchitelej/0-26
Приложение 1.
УСТАВ
школьного
экологического объединения
«Друзья
природы"
1.В уставе прописаны Общие положения
1.1. Экологическое детское объединение «Друзья природы"
МСК ОУ «ОСОКШ-И», именуемая в дальнейшем «Объединение", является основанным на членстве добровольным, самоуправляемым общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся школьников. Объединение действует на территории города Очер.
1.2. Полное наименование Объединения на русском языке: Детское экологическое объединение муниципального специального коррекционного образовательного учреждения Очерской специальной коррекционной общеобразовательной школы– интернат «Друзья природы"
1.3 Сокращенное наименование Объединения на русском языке: МСКОУ «ОСКОШ-И» «Друзья природы"
2. Цели и задачи детского объединения
2.1 Цель создания Объединения:
Экологическая - участие в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды
3. Права и обязанности
3.1. Членами объединения могут быть физические лица, достигшие 12 – летнего возраста
3.2. Прием в члены объединения осуществляется на основании письменного заявления вступающего
4. Друзья природы объединения имеют право:
4.1. Принимать участие в городских и краевых экологических акциях и мероприятия;
4.2. Вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
4.3. Выражать и отстаивать интересы объединения
4.4. Избирать и быть избранным в руководящие органы объединения
5. Члены объединения обязаны:
5.1. Строить свою деятельность в соответствии с целями
5.2. Пропагандировать деятельность объединения в соответствии с его целями
5.3 Информировать о своей деятельности членов детского коллектива
6. Определена структура объединения
6.1. Руководящим органом объединения является Актив, который созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть
6.2. В актив объединения входят учащиеся 12 -16 лет
6.3. Актив объединения:
Принимает и утверждает устав и вносит в него изменения и дополнения
Планирует работу на год
Заслушивает отчеты
Проводит выборы Председателя детского объединения
Приложение 2.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБОЗРЕНИИ
ЖИВАЯ ГАЗЕТА
Это познавательное и организаторское дело, обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений. Авторы-исполнители в образной форме сообщают, о новостях в жизни детского объединения, дают оценку происходящим событиям и раскрывают его перспективы.
Цель: живая газета имеет главной целью помочь школьникам правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настраиваться на решение ценных задач.
Задачи:
1. Положительный опыт объединения, заслуживающий распространения и развития;
2. Радостные события в жизни объединения и окружающей среде;
3. Радостные перспективы жизни и т.д.
Весь материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приемов), например: перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортаж, живые картинки, карикатуры, шуточные оды, эпиграммы, "шуточная энциклопедия", теневой театр, световые страницы, песни и т.д.
Живую газету можно выпускать эпизодически . Она будет продолжаться не более 5-10 минут. Подготовка к выпуску живой газеты начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирается название, составляется план номера и жанры выступлений, решается, в каких частях выступают все участники, а в каких - отдельные группы, распределяется работа по дальнейшей подготовке.
Положение 3.
Школьный конкурс: «Самый зеленый класс»
1.Общие положения о конкурсе «Самый зеленый класс»
Цель конкурса:
Содействие формированию у учащихся эстетической культуры.
Задачи:
Расширить знания учащихся о комнатных растениях.
Воспитать бережное, гуманное отношение к природе.
Воспитание трудолюбия.
Проводится для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают: класс, классные руководители, а также родители.
Конкурс проводится в течении учебного года с сентября по май
2. Организация конкурса.
1. Общешкольный конкурс «Самый зеленый класс» проводится в течение учебного года, а итоги его подводятся в декабря и мае.
2. Участие в конкурсе оценивается:
Членами детского школьного экологического объединения «Друзья природы»;
Представители администрации;
Педагоги;
Родители.
Жюри используют следующие критерии:
· Количество растений в классных комнатах.
· Дизайн.
· Наличие редких растений.
· Уход за комнатными растениями.
Победитель награждается ценным подарком и почетной грамотой, участники благодарностями.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгова Галина Валентиновна
→ GflaDDD 22.07.2012 2 3574 619 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.