МС(К)ОУ
школа - интернат VIII
вида г.Семенова
Урок
развития устной речи
на
основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности
Тема:
«ПРАВИЛА
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Подготовила:
Орлова Н.В.,
учитель
начальных классов
г.
Семенов
2010
– 2011 учебный год
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
Отработка
умения строить диалог в конкретной
ситуации в форме «вопрос – утверждение»;
Формирование
интонационной конструкции ИК – 2
(вопросительная интонация);
Коррекционная:
Воспитательная:
ХОД
УРОКА
Организационный
момент.
Речевка.
Лексические
упражнения на словообразование.
Раздаются карточки со словами.
--
Измени количество по образцу:
Автобус
– автобусы
Троллейбус
–
Машина
–
Грузовик
–
Велосипед
–
Трамвай
–
Мотоцикл
–
Слайд
№1
Упражнение
на развитие логического мышления.
Определить какая картинка потерялась.
Повторение.
(Слайд
2)
--
Сегодня я приготовила очень непростое
задание. Но я уверена, что вы справитесь.
Кто хочет попробовать? Прочитайте ряды
слов. Подумайте, из каких групп эти
слова. Продолжите ряды слов, определив
закономерность:
Огурец,
яблоко, автобус, помидор, слива, …,
свекла, …, трамвай, …, …
Обобщающая
беседа (фронтально) «по цепочке»: полные
ответы с использованием части вопроса:
--
Как можно назвать одним словом? (Слайд
3 – Показ картинок)
--
Как называется транспорт, если он
перевозит людей? Грузы?
--
Как называется пассажирский транспорт,
который перевозит людей по воде? По
воздуху? По земле? Под землей?
--
Что относится к наземному пассажирскому
транспорту?
--
Как устроен автобус? (Салон, кабина)
--
Есть ли такие части в троллейбусе? В
трамвае?
--
Как надо себя вести при проезде в
транспорте? (Слайд №4 «Выбери правильный
ответ»)
--
На каком транспорте вы отправитесь в
школу?
--
Вы сидите или стоите?
Закончи
фразу, выбрав правильный ответ. Прочитай
вслух с интонацией вопроса и вызови
ученика ответить. Например:
«Воздушный
пассажирский транспорт – это самолеты?»
- «Да! Воздушный пассажирский транспорт
– это самолеты».
Воздушный
пассажирский транспорт – это… (пароходы,
самолеты, поезда)?
Наземный
пассажирский транспорт – это … (пароходы,
автобусы, самолеты)?
Водный
грузовой транспорт – это … (баржи,
теплоходы, самолеты, трамваи)?
Подземный
пассажирский транспорт – это …(поезд,
метро, велосипед)?
В
автобусе, трамвае, троллейбусе есть …
Для
поезда в пассажирском транспорте надо…
Для
того, чтобы войти в автобус, надо подойти
к …
передней
двери,
задней
двери.
Физминутка.
Игра
«Светофор». (Учитель показывает красный
кружок – дети тихо стоят, желтый кружок
– хлопают в ладоши, зеленый – топают
на месте).
Изучение
нового материала.
Вводная
беседа по картинке «Авария» (Слайд №
7):
--
Как называется это происшествие?
--
Где случаются аварии?
--
Почему они происходят?
--
Что бывает с людьми, попавшими в аварию?
--
Какая авария может быть в метро (загорелся
поезд);
с
автобусом, с троллейбусом (столкновение
с другой машиной);
с
самолетом, с вертолетом (отказ работы
двигателей, пожар, столкновение);
с
кораблем (пожар, столкновение с ледяными
глыбами, с другими кораблями)
Тезисы:
Аварии
случаются ежедневно. По разным причинам.
Вы должны уметь себя вести в различных
ситуациях.
Прежде
всего, надо соблюдать правила перехода
через проезжую часть, и тогда вы не
попадете в аварию и не станете её
причиной.
Если
вдруг вы попали в аварию в автобусе:
первое
правило
--
не волноваться, осмотреться…
--
если можете, выбраться из автомобиля,
позвать на помощь;
--
если сами не можете выбраться или у вас
что-то повреждено, ждать помощи.
Закрепление.
Викторина
по правилам дорожного движения. (Слайды
№ 8 - №11)
Дорожный
кроссворд (Слайд № 12)
Дорожка,
по которой идут пешеходы.
Участник
дорожного движения без автомобиля (по
горизонтали).
Участник
дорожного движения в автобусе (по
вертикали).
«Разметка
– зверь» пешеходного перехода.
По
ней ходят и ездят, а ей не больно.
Участник
дорожного движения за рулем автомобиля.
Часть
дороги, где можно стоять машинам
Место,
где ожидают транспорт.
Работа
с учебником.
Итог.
--
Чем мы с вами сегодня на уроке занимались?