Исследование на развитие творчества учащихся




Попов Сергей Иванович

Учитель профессионально-трудового обучения

КОУ Омской области «Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17 VIII вида».

















































Исследование на развитие творческих способностей учащихся.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогике на современном этапе. Художественная декоративно-прикладная деятельность ребёнка – это одно из эффективных средств, для развития творчества учащихся. На уроках столярного дела не хватает времени для изготовления сложных художественных изделий, а на занятиях в кружке не хватает времени и возможности для отработки умения и навыков по строганию, пилению и т.д. Интеграция столярного дела и кружка даёт большую возможность изготавливать красивые сложные художественные декоративно-прикладные изделия. Благодаря тому, что ученики делают изделия декоративно-прикладного искусства от начала до конца сими, то есть от не струганной доски до красивой расписной вазы, изящной резной шкатулки и т.д., видят логическую завершённость своего труда, у них появляется огромный интерес к изготовлению этих изделий. На уроках столярного дела ученик, вытачивая деталь, мыслит, а как на эту деталь «ляжет» тот или другой расписной орнамент, и каков будет конечный результат. Чтобы сделать изделие более красивое и изящное, отличающееся индивидуальностью, ученики сами начинают искать и изучать специальную литературу. У них появляется интерес к изготовлению художественных изделий. При изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства учащиеся приобретают как трудовые, так и художественные навыки. Учащиеся кружка «Народные промыслы» провели исследование по теме: «Развитие творческих способностей при изготовлении декоративно-прикладных изделий». Основным показателем творческих способностей является гибкость мышления, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В течение года мальчики 7а и класса занимались на интегрированных уроках столярного дела и кружка. А мальчики 7б класса занимались только на уроках столярного дела. Во время уроков предлагалось несколько вариантов выполнения заданий: 1. Точное копирование образца, предложенного учителем. 2. Выполнение заданий с привнесением своего дополнения. 3.Творческий подход к выполнению задания. Большинство ребят из класса 7б предпочли 1 реже 2 и совсем мало 3 вариант, а из класса 7а выбирали 2 и 3 вариант, что говорит об их интересе к работе, стремлению проявить творческую фантазию. За этот период времени было выявлено несколько главных недостатков конечных результатов работ, если изделие выполнялось только на уроках технологии: - проявление недостатков в навыках владения художественным материалом; - несоответствие внешней формы с задуманным сюжетом; - хуже представление конечного результата. Ребята, которые изготавливали изделие на интегрированных занятиях перечисленных затруднений не испытывают и ошибок допускают мало. При этом, выполненные ими работы отличаются художественным вкусом, а в процессе выполнения работы ребята обязательно применяют творческий подход. При помощи тестов можно подтвердить, что интегрированные уроки развивают творческие способности учащихся. В начале исследования была проведена первичная (входящяя) диагностика творческих способностей в 7а,б классах. Для этого использовали тест на выявление креативности (творческих способностей) Методика Торренса. Инструкция: дан бланк с окружностями. Необходимо дорисовать их, составить картинку.

Интерпретация:

  • Высокий: 6-5

  • Средний:4-3

  • Низкий:2-1

Для обработки результатов проверяется гибкость и оригинальность мышления. Беглость в выполнении и сложности изображения. Так же использовали тест на определение креативности (творческих способностей) Методика «Четыре скрепки» (О. И. Мотков) Инструкция: даны 4скрепки. Необходимо составить из них различные фигуры. Для обработки результатов проверяется продуктивность-общее число фигур; гибкость мышления – число фигур разных типов; оригинальность – число редко встречающихся в группе сюжетов. В конце исследования была проведена повторная (выходящая) диагностика творческих способностей в этих же классах. Для этого использовали тест на выявление креативности (творческих способностей) Методика Торренса. Инструкция: дан бланк с 6 недорисованными карточками. Необходимо дорисовать их. Дорисовать что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название снизу в строке.

Интерпретация:

  • Высокий: 6-5

  • Средний:4-3

  • Низкий:2-1

Для обработки результатов проверяется гибкость и оригинальность мышления. Беглость в выполнении и сложности изображения. Так же использовали тест на определение креативности (творческих способностей) Методика «Девять точек» (Я. А. Пономарёв). Инструкция: провести, не отрывая от руки, через все 9 точек 4 прямых отрезка, не проводя дважды по одной линии. Педагог заранее рисует на доске матрицу из 9 точек: Все записывают их на своих листках бумаги и пытаются решить задачу. Через 7 минут можно дать желающим подсказку: «Попробуйте выйти за пределы квадрата точек». Дело в том, что люди начинают интуитивно решать в пределах квадрата. Преодоление этого навязываемого образа даётся не каждому. Творчество предполагает выход за пределы обычного, стереотипного, привычного решения. Лучший показатель креативности – самостоятельное решение этой задачи. Анализируя результаты практических работ и тестирования, можно сделать вывод, что у ребят, которые занимаются на интегрированных занятиях предмета « Столярное дело» и кружка декоративно прикладного творчества «Народные промыслы», лучше развиты творческие способности. Об этом говорят и результаты различных региональных и международных конкурсов детского творчества таких как «Золотая Сибирь», «Белая берёза», «Кружева Прииртышья», «Если душа родилась крылатой», «Рождественские традиции» и др., где ребята на протяжении последних становятся Лауреатами, Призёрами, Победителями. Кроме этого ребята занимаются оформлением мастерской и школы.










Полный текст материала Исследование на развитие творчества учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Сергей Иванович  Popov64
25.12.2012 1 2017 385

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК