Исследование на развитие нравственности у учащихся
Попов Сергей Иванович
Учитель профессионально-трудового обучения
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17 VIII вида"
Исследование на развитие нравственности у учащихся.
Нравственного воспитания учащихся – одна из наиболее важных задач педагогики. Приобщение учащихся к искусству позволяет развивать нравственность, а так же познавательную активность, зрительную память, аналитическое и образное мышление, наблюдательность.
Благодаря интеграции «Столярного дела» и кружка декоративно-прикладного творчества учащимся предоставляется возможность изготавливать более сложные, более объёмные изделия. Учащиеся оформили мастерскую и оформляют школу. При изготовлении таких изделий в мастерской царит атмосфера созидания, заинтересованности, непринуждённости, состояние вдохновения, у учащихся появляется взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание за общее дело. Особое место занимает изготовление серии деревянных резных панно «Омские храмы», при их изготовлении учащиеся воспитываются духовно и нравственно. Некоторые работы подарены ребятами в храмы Омска.
Учащиеся кружка «Народные промыслы» провели исследование по теме: «Интеграция предмета «Столярное дело» и кружка «Народные промыслы», как фактор развития нравственного воспитания учащихся».
В течение полугодия мальчики 8а класса занимались на интегрированных занятиях «Столярного дела» и кружка «Народные промыслы». А ребята 8б класса занимались только на уроках «Столярного дела». Во время занятий предлагалось несколько вариантов изготовления изделий:
Изготовление изделий для себя.
Изготовление изделий для оформления школы.
Изготовление изделий для подарков в детский дом, детские сады и т.д.
Большинство ребят из 8б класса предпочли 1-й вариант, а мальчики из 8а класса в подавляющем большинстве предпочитали 2-й и 3-й варианты. Мальчики 8а класса, изготавливая резные панно Омских храмов, говорят, что даже думать о плохом не могут, в голову им приходят только «светлые» мысли.
Мы решили подтвердить с помощью тестов, что связь уроков «Столярного дела» и кружка «Народные промыслы» развивает нравственное воспитание учащихся.
В начале нашего исследования, в сентябре, мы провели первичную диагностику учащихся 8а и8б классов, по методике разработанной кандидатом психологических наук С.М. Петровой.
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «в», «б» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени. (Бланк с пословицами см. приложение №1). Для успешного проведения диагностики необходима анонимность.
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение количества выборов. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся. И наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
За 100% нравственной воспитанности взято 15 выбранных пар «а» и «в».
Ребята выбрали пары пословиц следующим образом:
В 8а классе из 10 мальчиков: 5 выбрали -10пар «а», «в»
2 выбрали -12пар «а», «в»
2 выбрали -13пар «а», «в»
1 выбрал -15пар «а», «в»
В целом % нравственной воспитанности класса оказался = 77
В 8б классе из 9 мальчиков: 4 выбрали -10пар «а», «в»
2 выбрали -11пар «а», «в»
1 выбрал -12пар «а», «в»
2 выбрали -14пар «а», «в»
В целом % нравственной воспитанности класса оказался = 76
В конце нашего исследования, в марте, была также проведена повторная диагностика с целью, выявить нравственную воспитанность учащихся. Для выходящей диагностики учащимся предложен тест составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой.
Учащимся был дан тест с 31 вопросом, на каждый вопрос дано три ответа под буквами «а», «б», «в», ребята должны выбрать один из предложенных ответов и обозначить его знаком *. (Тест см. приложение №2).
За 100% нравственной воспитанности берётся количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Под буквой «а» сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.
Под буквой «б» сосчитать * на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.
Под буквой «в» сосчитать * на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31.
В 8а классе 13 и более указанных выше вариантов из 10 мальчиков выбрало -9, что составляет 90%.
В 8бклассе 13 и более указанных выше вариантов из 9 мальчиков выбрало -7, что составляет78%.
Если проанализировать результаты тестирования, то можно сделать следующий вывод: у ребят, которые занимаются на интегрированных занятиях «Столярного дела» и кружка «Народные промыслы», уровень нравственного воспитания выше. Из этого следует, что работа на совместных занятиях очень полезна, так как нравственные молодые люди очень нужны как школе, так и после её окончания, государству, независимо от того какую профессию они выберут, и на каких должностях будут работать.
Приложение №1
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живётся, у кого денежка ведётся;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чём не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живёт, тот долго живёт;
г) жизнь прожить - не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги - дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ни чего не делает;
б) бережёного Бог бережёт;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьётся как рыба об лёд;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибёшь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживёшь, так и прослывёшь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живёт, то и нас не минет;
б) живу, как живётся, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10.а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
11.а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12.а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) чёрный день придёт – приятели откажутся.
13.а) ученье - свет, неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрёшь.
14.а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживёшь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15.а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где твёрд закон, там всяк умён;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Приложение №2
Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и обозначить, его в графе (а, б, в) знаком *.
На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку ( или малоприметного юношу), которая ( который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое моё дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаёте, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашёл;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8. Сдаёте экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось пропустит;
в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трёх предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчёт;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспомнить.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придётся;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы, знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своём желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный тёплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трёх вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пёс с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учёбы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтёте?
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) пригласить друзей на кофе.
22. Вдруг узнаёте, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает Новый год, о чём чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
27. Уезжая из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далёкое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имён великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Сергей Иванович
→ Popov64 25.12.2012 0 2639 406 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.