Исследование на развитие нравственности у учащихся


Попов Сергей Иванович

Учитель профессионально-трудового обучения

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17 VIII вида"

















































Исследование на развитие нравственности у учащихся.


Нравственного воспитания учащихся – одна из наиболее важных задач педагогики. Приобщение учащихся к искусству позволяет развивать нравственность, а так же познавательную активность, зрительную память, аналитическое и образное мышление, наблюдательность.

Благодаря интеграции «Столярного дела» и кружка декоративно-прикладного творчества учащимся предоставляется возможность изготавливать более сложные, более объёмные изделия. Учащиеся оформили мастерскую и оформляют школу. При изготовлении таких изделий в мастерской царит атмосфера созидания, заинтересованности, непринуждённости, состояние вдохновения, у учащихся появляется взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание за общее дело. Особое место занимает изготовление серии деревянных резных панно «Омские храмы», при их изготовлении учащиеся воспитываются духовно и нравственно. Некоторые работы подарены ребятами в храмы Омска.

Учащиеся кружка «Народные промыслы» провели исследование по теме: «Интеграция предмета «Столярное дело» и кружка «Народные промыслы», как фактор развития нравственного воспитания учащихся».

В течение полугодия мальчики 8а класса занимались на интегрированных занятиях «Столярного дела» и кружка «Народные промыслы». А ребята 8б класса занимались только на уроках «Столярного дела». Во время занятий предлагалось несколько вариантов изготовления изделий:

  1. Изготовление изделий для себя.

  2. Изготовление изделий для оформления школы.

  3. Изготовление изделий для подарков в детский дом, детские сады и т.д.

Большинство ребят из 8б класса предпочли 1-й вариант, а мальчики из 8а класса в подавляющем большинстве предпочитали 2-й и 3-й варианты. Мальчики 8а класса, изготавливая резные панно Омских храмов, говорят, что даже думать о плохом не могут, в голову им приходят только «светлые» мысли.

Мы решили подтвердить с помощью тестов, что связь уроков «Столярного дела» и кружка «Народные промыслы» развивает нравственное воспитание учащихся.

В начале нашего исследования, в сентябре, мы провели первичную диагностику учащихся 8а и8б классов, по методике разработанной кандидатом психологических наук С.М. Петровой.

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «в», «б» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени. (Бланк с пословицами см. приложение №1). Для успешного проведения диагностики необходима анонимность.

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение количества выборов. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся. И наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

За 100% нравственной воспитанности взято 15 выбранных пар «а» и «в».

Ребята выбрали пары пословиц следующим образом:

В 8а классе из 10 мальчиков: 5 выбрали -10пар «а», «в»

2 выбрали -12пар «а», «в»

2 выбрали -13пар «а», «в»

1 выбрал -15пар «а», «в»

В целом % нравственной воспитанности класса оказался = 77

В 8б классе из 9 мальчиков: 4 выбрали -10пар «а», «в»

2 выбрали -11пар «а», «в»

1 выбрал -12пар «а», «в»

2 выбрали -14пар «а», «в»

В целом % нравственной воспитанности класса оказался = 76

В конце нашего исследования, в марте, была также проведена повторная диагностика с целью, выявить нравственную воспитанность учащихся. Для выходящей диагностики учащимся предложен тест составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой.

Учащимся был дан тест с 31 вопросом, на каждый вопрос дано три ответа под буквами «а», «б», «в», ребята должны выбрать один из предложенных ответов и обозначить его знаком *. (Тест см. приложение №2).

За 100% нравственной воспитанности берётся количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Под буквой «а» сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.

Под буквой «б» сосчитать * на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.

Под буквой «в» сосчитать * на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31.

В 8а классе 13 и более указанных выше вариантов из 10 мальчиков выбрало -9, что составляет 90%.

В 8бклассе 13 и более указанных выше вариантов из 9 мальчиков выбрало -7, что составляет78%.

Если проанализировать результаты тестирования, то можно сделать следующий вывод: у ребят, которые занимаются на интегрированных занятиях «Столярного дела» и кружка «Народные промыслы», уровень нравственного воспитания выше. Из этого следует, что работа на совместных занятиях очень полезна, так как нравственные молодые люди очень нужны как школе, так и после её окончания, государству, независимо от того какую профессию они выберут, и на каких должностях будут работать.


























Приложение №1

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живётся, у кого денежка ведётся;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чём не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живёт, тот долго живёт;

г) жизнь прожить - не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги - дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ни чего не делает;

б) бережёного Бог бережёт;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьётся как рыба об лёд;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибёшь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживёшь, так и прослывёшь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живёт, то и нас не минет;

б) живу, как живётся, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10.а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

11.а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12.а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) чёрный день придёт – приятели откажутся.

13.а) ученье - свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрёшь.

14.а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживёшь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15.а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где твёрд закон, там всяк умён;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
































Приложение №2

Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и обозначить, его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку ( или малоприметного юношу), которая ( который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое моё дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаёте, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашёл;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8. Сдаёте экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось пропустит;

в) на свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трёх предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) по экзотическим странам;

в) по одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчёт;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспомнить.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придётся;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы, знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своём желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный тёплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трёх вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пёс с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учёбы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтёте?

а) самому (самой) приготовить все блюда;

б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) пригласить друзей на кофе.

22. Вдруг узнаёте, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чём чаще всего думаете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) она мне просто не нужна.

27. Уезжая из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далёкое горное село. Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имён великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.


Полный текст материала Исследование на развитие нравственности у учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Сергей Иванович  Popov64
25.12.2012 0 2632 406

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК