Конспект урока обществознания "Наука и образование"; 10 класс
Общество |
10 класс / 22.12.20 |
Тема урока: «Наука и образование»
Цель: углубить представления учащихся о науке и образовании как компонентах культуры, раскрыть функции, показать связь науки и образования и их влияние на формирование культуры;
Оборудование: раздаточный материал, доска, иллюстрации;
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Отчет дежурного. Эмоциональный настрой.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы начали изучать раздел: «Основные сферы общественной жизни».
— Какие сферы общественной жизни мы выделяем?
Экономическую; |
Политическую; |
Социальную; |
Духовную (культурную); |
— Что такое «КУЛЬТУРА»?
Культура – все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
— Из каких компонентов состоит культура?
В одной притче рассказывается, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь». «Допустим, я научил тебя многому», – продолжил мудрец и с этими словами начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. – «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь, но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть, теперь тебе предстоит узнать гораздо больше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного.
Итак, вы уже догадались, о каких компонентах культуры сегодня пойдёт речь?
Да, тема нашего урока: «Наука и образование».
— Какова цель нашего урока?
Выяснить роль науки и образования в формировании культуры
— Что мы должны узнать?
что такое наука
функции науки
что такое образование
функции образования
определить связь науки и образования
влияние науки и образования на формирование культуры
показать связь науки и образования
Что же такое наука. Термин «наука» многозначный. Вам предложены определения науки из различных словарей. (Лист заданий)
Изучение нового материала.
Понятие наука имеет несколько значений, прежде всего:
Наука — это система знаний и способы добывания таких знаний.
Что же такое наука. Термин «наука» очень многозначный.
Систематизируйте значение термина наука:
Наука
как особая система знаний |
как особый вид деятельности |
как особая система общественных организаций, учреждений (т.е. как социальный институт) |
Рассмотрим, что включают в себя эти значения: (Приложение 2)
Обобщая все значения термина, можно сказать:
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Физкультминутка
Теперь мы можем определить каково предназначение науки, её функции.
Наука выполняет 3 основные функции: (Приложение 1)
культурно-мировоззренческую: формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры
социально-производственную: Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники всё больше зависит от успехов научных исследований
познавательно-прогностическую: Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.
Мы с вами можем гордиться тем, что крупнейшие научные открытия (по мнению исследований это 50 %) сделаны в нашей стране. Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиация и космонавтика, фотосинтез, лазеры, витамины, наркоз, паровозы, лучшие в мире подводные лодки и многое другое создали российские ученые.
В опрос классу: что же отличает науку от других компонентов культуры? Каковы характерные черты науки?
Объяснения учителя:
Многозначность понятия «наука» создаёт и различные классификации наук.
По направленности и по непосредственному отношению к практике науки делят на фундаментальные и прикладные.
—Как вы можете объяснить эту классификацию?
Фундаментальные – изучают в «чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.
*опережают в своём развитии прикладные
Прикладные – служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач.
По объекту изучения науки делят на: естественные, гуманитарные,
технические.
Задание
Посмотрите на список школьных предметов, которые вы изучаете в 10 классе и распределите предметы по объекту изучения. Какой вывод можно сделать?
Школьные предметы охватывают изучение всех видов наук.
— Какие предметы Вы добавили, а может, есть какие, Вы бы исключили из школьной программы ?
Еще в древности арабы говорили, что главное украшение человека – это его знания.
Знания мы получаем в процессе обучения.
Задание
Вам предложен фрагмент из Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Прочитайте документ и определите функции образования.
Закрепление.
Сравните функции культуры, науки и образования.
Что значит сравнить? – Найти общее и отличия.
Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества? (Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д)
Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса? (Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к наука продвигает за собой весь технический прогресс)
В чем состоит взаимосвязь науки и образования? (образование подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм)
Какова роль образования в современном обществе? (очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть ее способности и таланты)
Оценивание.
Я желаю, чтобы ваши знания были крепкими и надежными, чтобы они радовали вас и ваших родителей, а не огорчали, чтобы они помогали вам в жизни и приносили пользу нашему обществу!
Домашнее задание.
Задание №1
Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы; одна болезнь меняется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведенный факт. Какие функции и особенности науки он иллюстрирует?
Рефлексия.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука — это творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеев Алексей Анатольевич
→ Алексей9360 22.01.2024 0 767 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы