Конспект урока обществознания "Наука и образование"; 10 класс


Оборудование:раздаточный материал, доска, иллюстрации;

Ход урока:
I.    Организационный момент.
Приветствие. Отчет дежурного. Эмоциональный настрой.

II.    Проверка домашнего задания.

III.    Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы начали изучать раздел: «Основные сферы общественной жизни».
— Какие сферы общественной жизни мы выделяем?
Экономическую;    Политическую;      Социальную;    Духовную (культурную); 
— Что такое «КУЛЬТУРА»?

Культура  –  все виды преобразовательной деятельностичеловека, а также ее результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
— Из каких компонентов состоит культура?

В одной притче рассказывается, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь». «Допустим, я научил тебя многому», – продолжил мудрец и с этими словами начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. – «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь, но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть, теперь тебе предстоит узнать гораздо больше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного.

Итак, вы уже догадались, о каких компонентах культуры сегодня пойдёт речь?

Да, тема нашего урока: «Наука и образование».
— Какова цель нашего урока? 

— Что мы должны узнать?

Что же такое наука. Термин «наука» многозначный. Вам предложены определения науки из различных словарей. (Лист заданий)

IV.    Изучение нового материала.
Понятие наука имеет несколько значений, прежде всего:
Наука — это система знаний и способы добывания таких знаний. 
Что же такое наука. Термин «наука» очень многозначный. 

V.    Физкультминутка
Теперь мы можем определить каково предназначение науки, её функции.
Наука выполняет 3 основные функции: (Приложение1)

Мы с вами можем гордиться тем, что крупнейшие научные открытия (по мнению исследований это 50 %) сделаны в нашей стране. Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиация и космонавтика, фотосинтез, лазеры, витамины, наркоз, паровозы, лучшие в мире подводные лодки и многое другое создали российские ученые.

Вопрос классу: что же отличает науку от других компонентов культуры? Каковы характерные черты науки?

Объяснения учителя:
Многозначность понятия «наука» создаёт и различные классификации наук.

По направленности и по непосредственному отношению к практике науки делят на фундаментальные и прикладные.
—Как вы можете объяснить эту классификацию?
Фундаментальные – изучают в «чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.
*опережают в своём развитии прикладные

Прикладные – служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач.

По объекту изучения науки делят на: естественные, гуманитарные, 
технические.

Задание
Посмотрите на список школьных предметов, которые вы изучаете в 10 классе и распределите предметы по объекту изучения. Какой вывод можно сделать?

Школьные предметы охватывают изучение  всех видов наук.
— Какие предметы Вы добавили, а может, есть какие, Вы бы исключили из школьной программы ?
Еще в древности арабы говорили, что главное украшение человека – это его знания.
Знания мы получаем в процессе обучения.

Задание
Вам предложен фрагмент из Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

Прочитайте документ и определите функции образования.

VI.    Закрепление.
Сравните функции культуры, науки и образования. 
Что значит сравнить? – Найти общее и отличия.

—    Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества?  (Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д)
—    Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса? (Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к наука продвигает за собой весь технический прогресс)
—    В чем состоит взаимосвязь науки и образования? (образование подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них  - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм)
—    Какова роль образования в современном обществе? (очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть ее способности и таланты)

VII.    Оценивание.
Я желаю, чтобы ваши знания были крепкими и надежными, чтобы они радовали вас и ваших родителей, а не огорчали, чтобы они помогали вам в жизни и приносили пользу нашему обществу!

VIII.    Домашнее задание.

Задание №1
Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы; одна болезнь меняется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией  встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведенный факт. Какие функции и особенности науки он иллюстрирует?

IX.    Рефлексия.
Наука — это творческая деятельность, направленная  на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе, человеке.


Полный текст материала Конспект урока обществознания "Наука и образование"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеев Алексей Анатольевич  Алексей9360
22.01.2024 0 128 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0