Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением отдельных
предметов
№ 256 ГО ЗАТО город Фокино»
Приморский край
Урок русского языка в 5 классе по УМК
В.В. Бабайцевой
Особенности
склонения существительных на -ие, -ия,
-ий
Автор: учитель русского языка и литературы
Балакирева Татьяна Анатольевна
г. Фокино, 2011
Конспект урока
Цель: закрепить правописание безударных
падежных окончаний существительных;
Познакомить с особенностями склонения
существительных на -ие, -ий, -ия.
Ход урока:
Вступительное слово учителя, сообщение
целей урока.
Работа у доски.
Задание: определите склонение
существительных, запишите их в три
колонки (1,2,3 скл.)
Тиш.., г..рой, б..хрома, повесть, здоров..е,
д..таль, шампунь, балкон, брош.., стр..на,
камыш.. тюль, во..зал, г..роиня.
- Над какими орфограммами вы работали?
Задание: выполните морфологический
разбор существительного «о хвастунишке»
3. Опрос.
- Сколько склонений имеет существительное?
(Три склонения.)
- Сколько падежей? (6 падежей.)
- Для чего нужно уметь определять
склонение и падеж? (Чтобы правильно
писать безударные окончания
существительных.)
4. Задание: прочитайте записанные
словосочетания (слайд 2); объясните
различие в написании существительных
в парах.
5. Задание: почему автор дал своим героям
такие необычные имена? (слайд 3)
(«Говорящие» имена, имена-афиши несут
информацию о характере, вкусах, главной
черте персонажа.)
- Запишите, обозначая орфограмму в
окончании существительных. Как пишутся
имена собственные, обозначающие названия
книг, фильмов?
6. Проверка работы у доски.
1 скл.: бахрома, страна, героиня;
2 скл.: герой, здоровье, шампунь, балкон,
камыш, тюль, вокзал;
3 скл.: тишь, повесть, деталь, брошь.
7. - Склонение – это постоянный или
непостоянный признак существительного?
(Постоянный).
- Выполните морфологический разбор
существительного «о хвастунишке».
(о хвастунишке – существит., обозначает
предмет, отвечает на вопрос « о ком?»,
н.ф. хвастунишка, нариц., одуш., общего
рода, 2 скл., в форме ед.ч. п.п., дополнение).
8. Объяснение нового материала.
- Сравните слова в парах. Чем они
различаются? Чем схожи? (слайд 4)
(Оба слова в паре относятся к одному
склонению, но имеют разные основы.)
- Чтобы это увидеть, поставим слова в
тв.п. и выделим окончания.
(МарьЕЙ – армиЕЙ-; поверьЕМ – довериЕМ;
сараЕм – планетариЕМ).
- У существительных сосновой на –И в
п.п. всегда пишется два «И».
Поставим эти существительные в п.п.
(о Марь + Е, но об армии + И; о поверь + Е,
но о доверии + И; о сара + Е, но о планетарии
+ И).
- У существительных ж.р. на – ИЯ в д.п.
тоже пишется окончание –И.
Сравните: обратиться к Марь + Е и
обратиться к Мари + И
Грамматические задачи (слайд 5).
- Почему у одних существительных окончание
–Е, а у других = И?
- В русском языке можно встретить две
похожие формы существительных с разными
окончаниями: мечтать о счастьЕ и счастиИ.
Чем вы объясните это явление? (Счастье
– современная форма, счастие –
устаревшая).
10. Распределите слова на две группы: 1)
с окончанием - Е; 2) с окончанием - И.
О батарее, в армии, в галерее, в музее,
об урожае, в стихотворении, на собрании,
в решении.
11. Обозначение орфограммы.
- Что является условием выбора гласной
в окончании этих слов? (То, что они
заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ). Обозначьте
орфограмму в словах предыдущего задания,
подчеркивая условия выбора двумя
чертами.
12. Изложение-миниатюра.
На космической станции, где долго живут
космонавты, много всякой еды. Есть там
борщи, окрошки, шашлыки, котлеты, компоты.
Но нет ни одной ложки – ни большой, ни
маленькой.
(Из журнала «Мурзилка»)
13. Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания (слайд
6).
Использованные материалы: