Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными
Цели и задачи:
Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Развивающая: продолжить развитее речи учащихся, навыков грамотного письма.
Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответ-ствии с нравственными принципами общества.
Ход урока:
I ОНУ (приветствие и целеполагание)
Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.
Учитель объявляет тему урока.
Как вы думаете. Какова цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.)
Сегодня урок пройдет необычно: в форме соревнования. Каждый ряд –это команда. Вашу работу на уроке будут оценивать эксперты
II Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были составить монологическое высказывание на лингвистическую тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» и подобрать из художественной литературы примеры.. один учащийся отвечает у доски остальные готовятся ответить на вопросы.
Задание классу: перечислить 1 вариант – чем отличаются сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, 2 вариант – что общего.
Индивидуальные задания (карточки)
Отвечая правильно. Вы приносите баллы своей команде. (от 1до3 баллов)
Каскад примеров.
Эксперты отслеживают правильность примеров. За каждый правильный пример команда получает 1 балл
III Синтаксическая эстафета.
Сейчас команда получит задание. Работу вы выполняете в парах. Выполнив задание, передаете следующей паре. За правильно выполненное задание вы получаете 1 балл, та команда, которая выполнит работу первая и без ошибок получит в зачет дополнительный балл.
Вам нужно расставить знаки препинания, определить вид придаточного.
1. Мы едем охотиться туда где много водится зайцев.
2. Напишите когда вы приедете.
3. Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.
4. Я думал о том что случилось.
5. Мы давно знали откуда появились эти слухи.
6. Уля не сразу сообразила что произошло.
7. Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход
8. Путники увидели море только когда поднялись на вершину горы.
IV Работа с учебником.
А теперь откройте учебники на стр. 82. Упр.118 (1-4 предлож.) Прочитайте задание. Упражнение выполняется у доски ( макс 2 балла) (3 предлож., 4-е са-мостоятельно в тетрадях (1 балл)
V Комплексный анализ текста.
Ребята, скоро придет замечательный праздник – Новый год. В домах будут стоять ели и сосны, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.
Сейчас вы прослушаете рассказ. Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени¬ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил ГОЛОВУ палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.ТЕСС).
Участвуя в работе над текстом, помните, что каждый правильный ответ идет и в личный зачет и в зачет команде.
Определите тему и основную мысль.(1 балл)
Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным. (1 балл)
Какой художественный прием использует автор, для раскрытия основной мысли рассказа? Докажите.(2 балла)
Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.
Сколько предложений выписали. Проверьте себя.(слайд)
Один член команды объясняет постановку знаков препинания, в это время вто-рой рисует на листе схему и прикрепляет ее на доску.
Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъясни-тельным. Составьте схему, объясните постановку знаков препинания.
Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.(по жребию определяется вид работы для каждой команды: компьютер, орфография, пунктуация.
VI Итог урока.
Чему вы сегодня научились на уроке?
Домашнее задание: упр.122
Эксперты подводят итоги игры, выводится на экран диаграмма. Выставляют-ся оценки, награждается команда победитель.
Внимание!
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле!
На странице приведен фрагмент.