Алёша Карамазов и дети. Роль дружбы в жизни мальчиков. (Главы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
Урок литературы в 6 классе
Алёша Карамазов и дети. Роль дружбы в жизни мальчиков. (Главы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
Учитель Мочалина С.Л. МОУ «СОШ№ 162»г. Омска
Цель: знакомство с героями Достоевского, осмысление особенностей их характеров;
развитие навыков анализа художественного текста, выразительного чтения и пересказа;
воспитание уважительного отношения друг к другу.
I Вступление к уроку, мотивация учебной деятельности.
Сложна жизнь писателя Ф.М.Достоевского, через многие тяжкие испытания пришлось пойти ему .
За свои убеждения чуть не был подвергнут расстрелу, четыре года провёл в сибирской каторге, но не ожесточился сердцем. Писатель очень трогательно любил детей, особенно после смерти собственного первенца, мечтал, чтобы всем им жилось хорошо и спокойно, чтобы дети избавились от пороков, росли умными, послушными, верили в Бога. Достоевский был великим гуманистом своего времени. А кого мы называем гуманистом? Того, кто человечен, добр и любит людей. В одном из своих романов «Братья Карамазовы» Достоевский от имени героя скажет, что он не принимает мира божьего, если в его основании окажется хоть одна слезинка обиженного ребёнка! Видите, с какой строгой мерой подходил он к жизни.
Герой романа, Алёша Карамазов, очень близок самому Достоевскому. А почему он так его любит, мы узнаем сегодня на уроке, когда попытаемся разобраться в нескольких прочитанных главах большого романа.
II Небольшая справка
Алёша – младший из трёх братьев Карамазовых. Семья их очень недружная, между отцом и братьями часто возникают грубые ссоры. Алёша не в силах это выносить, поэтому он оставляет семью и уходит в монастырь, становится монахом. Лишь изредка он приходит домой, чтобы помирить отца и братьев, но это почти никогда ему не удаётся. Особенно бывает несносен старший брат Иван. Своими дикими выходками он очень похож на взбалмошного отца.
III Анализ прочитанного
Глава «Связался со школьниками»
- Чьими глазами мы видим школьников?
Конечно, глазами Алёши.
-Почему вы так считаете?
Потому что Алёша, как и сам Достоевский, очень любит детей.
- Что делает писатель, чтобы мы это поняли?
Описывая детей, он намеренно подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «детки», «ранчики», «мешочки», «курточки», «личики», «глазки». Любовь к детям он выражает через речевые средства.
- Как вы расцениваете драку мальчиков?
Дети часто ссорятся и дерутся, но эта драка нечестная: все травят одного. Мальчики жестоки. Алёша не может равнодушно пройти мимо.
- Может зря он ввязался в драку? Вот и ведёт себя в ней как-то глупо – даже не пытается заступиться за себя. Может, он слаб и просто трусит?
Алёша – взрослый человек, он, в отличие от детей, понимает, что на зло нельзя отвечать злом. Сила не в том, чтобы кинуться в драку и поддать своему обидчику, а в том, чтобы сдержать себя.
Значит Алёша сильный - не каждый простил бы незнакомому мальчишке такую обиду.
Глава «Надрыв в избе»
Алёша идёт в семью Илюши Снегирёва, чтобы во всём разобраться. Прочитаем по ролям сцену его встречи с отцом мальчика.
- Что особенно поразило вас в реакции отца Илюши?
Оказывается, штабс-капитан Николай Ильич Снегирёв вовсе не намерен наказывать своего Илюшу за то, что он кидал камнями в Алёшу и прокусил ему палец! Вместо родительских извинений, уместных в этой ситуации, мы видим какое-то злое кривляние.
- Наверное, Снегирёв - плохой отец, а его сын - гадкий и невоспитанный мальчишка?
Дети чувствуют, что здесь что-то не так. Не стал бы тогда писатель называть мальчика так ласково–Илюшей. Его агрессию как-то можно объяснить, да и у отца, видимо, есть какая-то причина так отчаянно вступиться за сына.
Она не названа в тексте хрестоматии, но рассказать её нужно, иначе характеры героев дети не сумеют понять правильно. Брат Алёши, Иван Карамазов, жестоко обидел и унизил Илюшиного отца. Он принародно оттаскал его за бороду. Об этом стало известно в городе, вот почему мальчики зло высмеивают Илюшу, а он накидывается на Алёшу как на брата обидчика своего отца.
- Теперь вам ясна причина кривляния штабс-капитана?
Да, он, наоборот, хороший отец, а Илюша – хороший, любящий сын.
-Почему Снегирёв стерпел такую выходку над собой?
Карамазов богат, ему всё дозволено, а отец Илюши беден, зависим и не может за себя постоять. Единственный, кто пытается отомстить за нанесённое оскорбление, - это его сын. Как же его за это наказывать?
- Кому в этой ситуации особенно тяжело?
Илюше – да, его травят из-за отца, но особенно нелегко несчастному отцу. Он унижен в глазах своего ребёнка и ничем не может ему помочь. Дети тяжело переживают, когда видят своих родителей слабыми.
- Как вы поняли значение слова «надрыв»?
Особое напряжение всех чувств и душевных сил, выплеск эмоций. Это слово подчеркивает, как глубоко переживают герои Достоевского несправедливость, как тяжело даётся всем собравшимся в избе этот разговор.
Главы «Коля Красоткин», «Жучка», «У Илюшиной постельки»
- Расскажите о Коле Красоткине. Как бы вы определили главную черту его характера?
Он очень хороший товарищ. Стесняется своего роста и возраста, очень хочет скорее стать взрослым. Но взрослость проявляется не в росте, а в поступках.
- Какой поступок Коли – это поступок взрослого человека?
Коля знает, как переживает больной Илюша из-за пропавшей Жучки, как винит себя в её исчезновении. Красоткин находит другую собаку, похожую на Жучку, и приводит её к постели мальчика, чтобы утешить его. Он придумал это давно, но имел силу воли не выдать свой сюрприз заранее.
- А что теперь вы скажете об Илюшиных одноклассниках?
Они совершенно изменились, смягчились их жестокие сердца. Чужая беда сплотила их, они приходят к Илюше, им очень жалко своего товарища. Принесли ему зайчика.
- Что дала умирающему Илюше эта дружба?
Она скрасила его последние дни, дала уверенность в том, что в жизни не все люди злы и жестоки, что его любят.
- А что она дала мальчикам?
Ещё вчера они кидали камнями в Илюшу и обзывали его, а сегодня они плачут у его кроватки. Это говорит о том, что их сердца всё-таки открыты добру, а жестокость была неосознанной. Они отзывчивы, сострадательны. Для них эта забота о товарище, может, значит больше, чем для самого Илюши. Он уходит из жизни, а они остаются, научившись добру.
Глава «Речь у камня»
Смерть Илюши сделала несчастными его родителей и глубоко потрясла мальчиков. Чтобы успокоить их, Алёша ведёт детей к тому самому камню, где любил гулять со своим отцом Илюша.
- Как бы вы определили главную мысль речи Алёши у камня?
Его цель – утешить детей. Как это сделать? Им нужно объяснить, что Илюша всегда будет рядом с ними, как будто он и не умирал, если дети будут о нём помнить, хранить его образ в своих сердцах. Это и есть главная мысль Алёши, которая поможет мальчикам примириться со смертью своего товарища. Вот так просто и доступно молодой послушник объясняет христианскую идею приобщения к вечной жизни человеческого духа, наставляет детей на правильный путь.
- Кто же сплотил мальчиков?
Конечно, Алёша Карамазов.
- А как считает Алёша?
Он говорит, что это сделал Илюша.
- О чём свидетельствуют его слова?
Они говорят о его скромности. Понимают это и дети, их сердца ликуют, они кричат: «Ура Карамазову!»
IV Выводы и обобщения по уроку
- За что же Достоевский любит своего героя, Алёшу Карамазова?
За его гуманное отношение к людям и особенно к детям. В этом он видит назначение его жизни: всем помогать. Мы поняли, что дети – очень податливый материал, из них легко «вылепить» всё что угодно. Что же важно? Какого наставника они встретят на своём пути, в чьи руки попадут. Радостно, что им стал честный, добрый и справедливый Алёша. Почаще бы дети встречали таких людей, как он.
- Чему же научил вас Достоевский?
Быть внимательными друг к другу.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мочалина Светлана Леонидовна
→ msl 25.04.2011 4 17190 920 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.