Разработка к уроку русского языка "Орфограммы в приставках"
Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания слов с орфограммами в приставках; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.
Оргмомент.
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей (своих коллег). Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Для того, чтобы настроиться на урок, мы оценим настроение, с которым вы сегодня приступаете к работе.
А Б В Г Д Е Ж
Ваше настроение, с которым вы сегодня приступаете к работе
Для начала вспомним "Стилистические фигуры речи"
Развиваем зрительную память.
1) гроссмейстер
2) иероглиф
3) идиллия
4) дистиллированный
5) времяпрепровождение
6) грейпфрут
7) аккомпанемент
В течение 1–2 минут изучите написанные слова, обратите особое внимание на те, в которых вы могли бы сделать ошибки (найдите «ошибкоопасные» места).
Выполним следующее задание. Вспомните и запишите в тетради слова в следующем порядке:
1) слово под номером 2; (иероглиф)
2) слова, в котором две буквы Л; (идиллия, дистиллированный)
3) слово, в котором есть приставка пре; (времяпрепровождение)
4) слово, в котором есть буква Ф; (грейпфрут)
5) слово, в котором две буквы С; (гроссмейстер)
6) слово, начинающееся на а, с двумя к в середине; (аккомпанемент)
Меняемся тетрадками, проверяем работу соседа.
Сегодня на уроке мы будем повторять орфограммы, которые прошли на предыдущих уроках. Потому что Повторенье – мать (чего?) ..(ученья).
Что вы помните о приставках? Что это такое? (часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов) Приставку называют ещё префикс.
ПРЕФИКС (франц. prefix, от лат. praefixus — прикрепленный впереди) (приставка), часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Какие правила на правописание приставок мы знаем?
(вспоминаем правило)
Из приведенного списка слов, юноши, выберите слова с приставкой от- , а, девушки, с приставкой о-: отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
Ответ:
от-: отбор, отведать, отвернуть, отгул, откусить, отлив, отпечаток, отрезок. о-: отвердеть, отравление, отряхнуть, отупеть.
Пояснение: в словах отель, отцовский и отчизна нет приставки.
Синтаксический анализ предложения.
Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь..
Учащиеся самостоятельно выполняют синтаксический анализ предложения.
После выполнения задания осуществляется проверка и дается характеристика предложения (по цели высказывания – повествовательное; по интонации – невосклицательное; по количеству основ – простое (одна грамматическая основа предложения); по наличию главных членов – двусоставное; по наличию второстепенных членов – распространенное; осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием)
Морфологический разбор сущ. Крестьянин (нариц., одуш., конкр., м.р., 2 скл.; в им.п., ед.ч. Обновляет (кто?) крестьянин.
Во время диктовки заполните слева направо перфокарту – табличку. В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (Ъ или Ь в зависимости от принятого решения).
По окончании работы соедините линией (Ъ), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, то задание выполнено правильно.
Задание 1. Решите, что напишете, – ь или ъ.
1. Подъем, адъютант, вьюнок, бильярд, вьюшка.
2. Пьедестал, предъюбилейный, обезьяна, павильон, семь.
3. Батальон, съестной, изъян, объявление, четырехъярусный.
4. Серьезный, съехать, рельефный, фортепьяно, съезд.
5. Семья, объект, разъединить, въедливый, безъязыкий.
На странице приведен фрагмент.