План-конспект по русскому языку "Однородные члены предложения"; 8 класс
Учитель: Елена Сагадатулловна Галина
Тема урока: «Однородные члены предложения»
Цели:
формирование умения постановки знаков препинания при однородных членах с различными союзами.
Задачи:
образовательная: научить находить однородные члены, определять их синтаксическую роль; формировать умения составлять схемы предложений с однородными членами;
воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.
Место урока в системе: 1.
Ход урока
1. а)Организационный момент
б) Лингвистическая разминка (2мин)
Учитель: Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй слог и т.д.
Арахис, баловать, добыча, досуг, жалюзи, завидно, каталог, квартал, кухонный, намерение, обеспечение, свекла, стиральный, столяр, щавель, эксперт.
Ответы: на 1-й слог: кухонный, свекла; на 2-й слог: арахис, добыча, досуг, завидно, квартал, намерение, стиральный, столяр, щавель, эксперт; на 3-й слог: баловать, жалюзи, каталог, обеспечение.
2. Этап выявления и формулирования проблемы исследования, прояснения неясных вопросов.(5мин)
Все лицо и руки
Залепил мне снег
Мне в сугробе горе, 1
А ребятам смех!
Весело текли вы,
Детские года! 3
Вас не омрачали
Горе и беда.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнешь
И домой тихонько 2
Нехотя бредешь.
(И. З. Суриков)
Учитель: Восстановите правильный порядок строф, учитывая имеющиеся в них орфограммы. В первой строфе есть слово с сомнительной согласной. Во второй – глаголы 2-го лица с шипящими на конце.
Учитель: Найдите синтаксические конструкции, которые есть в каждой строфе. Скажите, как они называются..
Учитель. Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: «Однородные члены предложения»
Учитель: Сформулируйте цель урока.
Учащиеся: Вспомнить изученный материал об однородных членах предложения и расширить его; учиться находить и использовать в речи однородные члены предложения.
2. Этап планирования и разработки учебных действий(2мин)
Учитель: Подумайте, с чего начнем.
Учащиеся высказывают свои предположения
3. Этап сбора данных, сбора наблюдений и доказательств, анализа и синтеза их. (20мин)
Учитель: Вернемся к стихотворным строкам.
Как связаны между собой однородные члены предложения?
Вспомните, какие члены предложения называются однородными и при помощи какого вида связи они соединяются между собой.
Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости вносят коррективы.
Учитель: Продолжим ваши наблюдения. Прочитайте предложения и найдите основание, по которому их можно разделить на группы.
1.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)
Слышался шум бора да движение поезда вдали.
Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства. (А. П. Чехов)
2. Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен.
Виднелись или песчаные равнины, или далекие горы.
Отъезд состоится либо сегодня, либо завтра.
Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.
Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег.
3.Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.
Погода стояла пасмурная, но не дождливая.
Лес у нас рядом, да не грибной.
Учитель: Прочитайте предложения первой группы. Выделите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называются, если их основная функция – соединение однородных членов предложения.
Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости учителем вносятся коррективы.
Аналогичным образом проводится работа со второй и третьей группой предложений.
Учитель. Отразите ваши наблюдения с помощью схемы.
Учащиеся работают в парах.
Возможный вариант:
Сочинительные союзы
Соединительные противительные разделительные
И, да = и, ни, ни а, но, да = но, или (иль), либо, то-то, не то- не то
Не только, но и
Как, так и
Учитель. Познакомьтесь с материалом § 27, стр.135, добавьте в схему сочинительные союзы, которые не встретились в ваших наблюдениях.
Учитель. Скажите, в каких случаях ставится запятая между однородными членами?
Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости учителем вносятся коррективы.
Учитель. Скажите, когда не ставится запятая между соединительными и разделительными союзами?
Учащиеся высказывают свои предположения. Читают §27, стр.136.
Учитель. Отразите ваши наблюдения с помощью схемы или таблицы.
Учащиеся работают в группах и готовятся к защите своего объяснения.
Запятая ставится между однородными членами |
Запятая не ставится между однородными членами |
1.
Перед противительными союзами |
1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О] |
2.
Перед повторяющимися союзами |
|
3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О] |
|
4. Тренировочные упражнения (6мин)
1. Работа в парах постоянного состава.
Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составление схем предложений, подготовиться к защите своего объяснения.
Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]
2. Тест (4мин)
Вариант 1
1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…
А. на разные вопросы
В. на один и тот же вопрос
С. на какие хотят
2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …
А. относятся к одному и тому же члену предложения
В. читаются без перечислительной интонации
С. относятся к разным членам предложения
3. Найдите предложение с однородными членами
Хохот и песни слышались повсюду.
На весенней лужайке расцвели колокольчики.
Мы любим свою Родину.
4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:
А. Няня надевает Марине сапоги.
В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.
С. Прогулка отменяется.
5. Найдите предложение с однородными подлежащими:
Ослепительное солнце заглянуло в окно.
В лесу живут разные звери.
В лесу весело поют соловьи и кукушки.
6. Найдите предложение с однородными сказуемыми
Звезда горит и светит в темноте
Травка зеленеет , солнышко блестит
Над озером стоял туман
7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:
подлежащее
определение
сказуемое
8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
Захотел медведь меду, и полез на дерево.
Травка зеленеет , и солнышко блестит.
Мы любим зимой кататься на лыжах.
Вариант 2
1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…
относятся к одному и тому же члену предложения
В. читаются без перечислительной интонации
С. относятся к разным членам предложения
2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…
А. обычно выражены одной и той же частью речи
В. выражены разными частями речи
С. их не может быть в предложении
3. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются в сухих убежищах.) однородными членами являются:
сказуемые
подлежащие
дополнения
Укажите предложение с однородными сказуемыми
Ночь была тёплая.
Яркая луна освещала путь странникам.
Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.
Найдите предложения с однородными определениями.
Иногда Илюша просыпается добрый и весёлый.
В обед он с хорошим настроением идёт гулять
В саду весело щебечут птицы.
Найдите предложение с однородными подлежащими:
Налетела туча, и засверкала молния.
Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.
Сметала осень в высокие стога душистое сено.
Найдите предложение с однородными дополнениями:
Весело, весело встретим Новый год.
На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.
По высокому синему небу плыли облака.
В предложении (Снег падал медленно и бесшумно.) однородными членами являются:
сказуемые
определения
обстоятельства.
6. Рефлексия. (2 мин )
Что понравилось на уроке?
С какими трудностями вы встретились?
Над чем еще надо поработать?
7. Д/з §26, §27 Упр.275,
Литература:
1. Русский язык: учебник для 8 кл. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко .
2. Г. А. Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2009 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галина Елена Сагадатулловна
→ Влада1973 08.06.2011 5 21812 2911 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.