Презентация + урок литературы в 5 классе на тему «Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Пояснительная записка.
Данный ресурс представляет собой разработку первого из двух уроков литературы по программе Г. С. Меркина по теме «Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Урок сопровождается презентацией. Основная задача вступительного урока – дать представление о сказке как жанре фольклора, подготовить школьников к подробному пересказу сказки, а главное, заинтересовать ребят, побудить их к заинтересованному чтению.
Автор разработки – Вокуева Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ Дракинская СОШ Лискинского района Воронежской области.
Разработка урока.
Тема «Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Цели: познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках; развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа; способствовать воспитанию добрых чувств.
Ход урока.
Предварительное домашнее
задание: вспомнить русские народные
сказки, прочитать сказку «Царевна-лягушка».
Встреча со сказкой – это радость для
каждого человека, особенно для ребёнка.
Вы уже опытные читатели сказок и знаете
их довольно много. Какие русские народные
сказки вы вспомнили? А что нас привлекает
в сказках? Конечно же, чудеса, превращения,
волшебные сказочные предметы и сказочные
персонажи. Какие волшебные предметы
встречаются в русских народных сказках?
Какие сказочные персонажи
действуют?
Демонстрируется титульный
слайд, тему урока дети записывают в
тетрадь.
Давайте попробуем дать определить,
что такое сказка. Обратимся к учебнику
литературы, стр. 29. Внимательно прочитаем
и запишем в тетради формулировку. Кто
запомнил? Расскажите.
Демонстрируется
слайд №2.
А теперь прочитайте, что говорили о
сказке замечательные писатели А. Н.
Толстой, А. С. Пушкин.
Демонстрируется
слайд №3.
Теперь поговорим о видах сказок. Выделяют
три вида сказок: сказки о животных,
сказки бытовые и, конечно, самые
интересные, волшебные сказки.
Демонстрируется
слайд №4, дети записывают в тетради
виды сказок и отвечают на вопрос.
Сказки о животных, в них особый смысл,
ведь звери и птицы очень похожи на
людей, поэтому помогают нам понять
человеческие характеры, взаимоотношения
людей. Давайте вспомним характеры
сказочных персонажей. Какими бывают
заяц, лиса, медведь? Приведите примеры
сказок.
Бытовые сказки совсем другие.
Они тесно связаны с реальной жизнью,
поэтому очень похожи на быль. Вымысел
сливается с реальностью. Очень часто
в таких сказках высмеивают такие
качества, как жадность, трусость,
лживость, корыстолюбие.
Волшебные
сказки поражают наше воображение.
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч
противостоят героям, которые защищают
своих любимых, борются со злыми силами
и обязательно одолевают их.
А теперь
немного поиграем. Давайте вспомним
сказки, иллюстрации к которым вы увидите
и определим их вид.
Демонстрируются
слайды с 5 по 11, дети дают ответы.
Сказки имеют особое построение. Я думаю,
что вы это замечали. Сказки часто
начинаются с какой-либо присказки.
Например, «На море на океане, на острове
Буяне стоит бык печёный, а возле него
нож точёный ». Цель присказки – привлечь
внимание слушателей, она воспринимается
как весёлая прибаутка, шутка, часто
присказка не связана по смыслу с самой
сказкой. За присказкой следует зачин,
который готовит нас к восприятию сказки,
переносит нас в сказочный мир. Зачин
связан с содержанием сказки, так как в
нём указываются время и место действия.
«Жили-были дед да баба…». Иногда в
сказках имеется концовка, которая ещё
раз возвращает нас к мысли о том, что в
сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу
сыграли, долго пировали; и я там был,
мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало».
Демонстрируется слайд
12, выполняется задание.
Поговорим о некоторых языковых
особенностях сказок. В сказках бывают
постоянные эпитеты: «добрый молодец»,
«красна девица», «чисто поле»), гиперболы
(преувеличения): «две пары железных
сапог протёр», «быстрее молнии».
Найдите
в учебнике на стр. 31 определение, что
такое эпитет. Прочитайте и запишите
первую строчку до слова «предмета».
Запомните.
Демонстрируется слайд
13, записывается информация в тетрадь.
Дома вы читали сказку «Царевна-лягушка».
Понравилась она вам?
Демонстрируется
слайд 14.
Есть ли в этой сказке присказка? А зачин? Прочитайте его. С чего начинается действие?
К каким фрагментам даны
иллюстрации?
Демонстрируются
слайды с 15 по 23. Дети называют фрагменты.
Выборочный пересказ с элементами
анализа. Основное внимание уделить
характеру Ивана-царевича и Василисы.
Домашнее задание: Стр. 28-31, рассказать об особенностях сказок; подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка», охарактеризовать главных героев (устно).
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, т. III, СПб., 1869.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010.
Меркин Г. С. «Литература» 5 класс, 2009.
Русские сказки. М., 1986
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вокуева Ирина Павловна
→ Vokueva-Irina 13.07.2011 9 77054 19302 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.