Урок развития речи. Сочинение "Все весны дыханием согрето"
Урок развития речи в 6 классе.
Сочинение на тему: «Все весны дыханием согрето»
Цели урока:
Повторить с учащимися сведения о составных частях сочинения (композиции); развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений, закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.
Развитие связной речи учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения.
Воспитание эстетического вкуса учащихся; привитие любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Репродукция картины И. Левитана «Март»;
рисунки детей о весне;
стихи о весне, поговорки, пословицы, народные приметы;
запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» и «Пение птиц в весеннем лесу»;
плакаты, карточки, «волшебная палочка»;
бумажный кораблик, разноцветные листики.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободным, спокойным, ровным. (Включается запись пения птиц).
Вы на лесной полянке. Ярко светит весеннее солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда скажу «пять», вы откроете глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем только радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. Будем слушать ее песни, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки.
(Учитель читает стихотворение)
Пришла, улыбнулась –
Затихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора.
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
Дети рассказывают пословицы, поговорки, приметы о весне.
Увидел грача – весну встречай.
Не пугай зиму – весна придет.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если перелетные птицы летят стаями – к дружной весне.
- Давайте все вместе произнесем слово «весна». Что вы представляете, когда слышите это слово?
- А теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свои чувства, настроение от этого слова определенным цветам. (Учащиеся поднимают цветные листики)
А сейчас проведем игру «Весенняя эстафета». Передавая друг другу «волшебную палочку», вы называете слово, которое связано с весной. (Ребята говорят слова)
Игра «Собери весенний букет».
(На доске написаны слова: ванчикиоду, дышилан, кифиал, кильваси….)
Самостоятельная работа.
(Задания написаны на зеленых листочках, которые «принес» в своем волшебном мешке гномик)
Слово учителя. (Читает стихотворение)
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Слышите, какие необычные слова? Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеек, но не обычный, а поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его по весенним волнам. Кто хочет прочитать стихи о весне? (Дети передают друг другу кораблик и читают стихи А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и др.)
- А как вы считаете, трудно сочинять стихи? Давайте побываем в гостях у поэта, в его поэтической мастерской. (Учитель раздает отрывок из стихотворения А.Плещеева, в котором пропущены прилагательные. Ученики вставляют подходящие прилагательные. Затем учитель открывает записанное на доске стихотворение поэта, ученики находят в нем прилагательные, сравнивают, дают оценку)
И весел звучный лес, и
Ветер меж берез.
Уж веет ласково, а
Белые березы
Роняют тихий дождь своих
Алмазных слез,
И улыбаются сквозь слезы.
Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка)
Вот как услышал музыку весны П.И. Чайковский. Послушайте и постарайтесь представить весеннюю картину. (Пьеса «Апрель. Подснежник»)
Физминутка.
Легенда о подснежнике.
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.
Конкурс рисунков учащихся о весне. (Оформлен стенд в классе)
А вот как изображали весну известные русские художники. (Вывешивается репродукция картины И. Левитана «Весна»).
(Включается музыка)
Молчаливое рассматривание картины.
Анализ картины. Беседа.
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- Какие чувства вызвала?
- Какие изменения в природе дают почувствовать, что приближается весна?
- Каким стал снег?
- Каков цвет неба?
- Каков весенний воздух?
- Какие весной деревья?
- Что вы видите на переднем плане?
- Какие звуки весны можно услышать, стоя на крыльце?
- Чем вам понравилась картина?
Устное рассказывание по плану. (План написан на доске)
План.
Весна – чудесное время года.
Природа весной:
а) небо;
б) воздух;
в) снег в марте;
г) солнце;
д) деревья.
3. За что я люблю весну.
Словарная работа.
Снег – плотный, серый, грязный, осел, подтаял…
Небо – голубое, ясное, высокое….
Воздух – теплый, прозрачный…
Работа учащихся над сочинением в черновиках. Редактирование. (Слабым учащимся дается дифференцированное задание на карточках)
Работа учащихся в чистовиках. (Красочно оформленные учащимися открытки)
Сдача работ.
Обобщение.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- С какими видами искусства вы познакомились?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Любите ли вы писать сочинения?
16. Домашнее задание: подобрать загадки о весне.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ляшенко Людмила Владимировна
→ ViktoriaLyashenko79 02.04.2009 0 5589 1696 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.