Урок развития речи. Сочинение "Все весны дыханием согрето"


Урок развития речи в 6 классе.

Сочинение на тему: «Все весны дыханием согрето»


Цели урока:

  • Повторить с учащимися сведения о составных частях сочинения (композиции); развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений, закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.

  • Развитие связной речи учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения.

  • Воспитание эстетического вкуса учащихся; привитие любви и бережного отношения к природе.


Оборудование:

  • Репродукция картины И. Левитана «Март»;

  • рисунки детей о весне;

  • стихи о весне, поговорки, пословицы, народные приметы;

  • запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» и «Пение птиц в весеннем лесу»;

  • плакаты, карточки, «волшебная палочка»;

  • бумажный кораблик, разноцветные листики.


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободным, спокойным, ровным. (Включается запись пения птиц).

Вы на лесной полянке. Ярко светит весеннее солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда скажу «пять», вы откроете глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем только радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?


Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. Будем слушать ее песни, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки.

(Учитель читает стихотворение)

Пришла, улыбнулась –

Затихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды.

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев, за работу

Взялись трактора.

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора!»


  1. Дети рассказывают пословицы, поговорки, приметы о весне.

    • Увидел грача – весну встречай.

    • Не пугай зиму – весна придет.

    • Из березы течет много сока – к дождливому лету.

    • Если перелетные птицы летят стаями – к дружной весне.

- Давайте все вместе произнесем слово «весна». Что вы представляете, когда слышите это слово?

- А теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свои чувства, настроение от этого слова определенным цветам. (Учащиеся поднимают цветные листики)


  1. А сейчас проведем игру «Весенняя эстафета». Передавая друг другу «волшебную палочку», вы называете слово, которое связано с весной. (Ребята говорят слова)


  1. Игра «Собери весенний букет».

(На доске написаны слова: ванчикиоду, дышилан, кифиал, кильваси….)


Самостоятельная работа.

(Задания написаны на зеленых листочках, которые «принес» в своем волшебном мешке гномик)


  1. Слово учителя. (Читает стихотворение)

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…


Слышите, какие необычные слова? Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеек, но не обычный, а поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его по весенним волнам. Кто хочет прочитать стихи о весне? (Дети передают друг другу кораблик и читают стихи А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и др.)


- А как вы считаете, трудно сочинять стихи? Давайте побываем в гостях у поэта, в его поэтической мастерской. (Учитель раздает отрывок из стихотворения А.Плещеева, в котором пропущены прилагательные. Ученики вставляют подходящие прилагательные. Затем учитель открывает записанное на доске стихотворение поэта, ученики находят в нем прилагательные, сравнивают, дают оценку)


И весел звучный лес, и

Ветер меж берез.

Уж веет ласково, а

Белые березы

Роняют тихий дождь своих

Алмазных слез,

И улыбаются сквозь слезы.


  1. Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка)

Вот как услышал музыку весны П.И. Чайковский. Послушайте и постарайтесь представить весеннюю картину. (Пьеса «Апрель. Подснежник»)


  1. Физминутка.


  1. Легенда о подснежнике.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.


  1. Конкурс рисунков учащихся о весне. (Оформлен стенд в классе)


  1. А вот как изображали весну известные русские художники. (Вывешивается репродукция картины И. Левитана «Весна»).

(Включается музыка)

    • Молчаливое рассматривание картины.

    • Анализ картины. Беседа.

- Какое впечатление произвела на вас картина?

- Какие чувства вызвала?

- Какие изменения в природе дают почувствовать, что приближается весна?

- Каким стал снег?

- Каков цвет неба?

- Каков весенний воздух?

- Какие весной деревья?

- Что вы видите на переднем плане?

- Какие звуки весны можно услышать, стоя на крыльце?

- Чем вам понравилась картина?

  • Устное рассказывание по плану. (План написан на доске)

План.

  1. Весна – чудесное время года.

  2. Природа весной:

а) небо;

б) воздух;

в) снег в марте;

г) солнце;

д) деревья.

3. За что я люблю весну.


  1. Словарная работа.

Снег – плотный, серый, грязный, осел, подтаял…

Небо – голубое, ясное, высокое….

Воздух – теплый, прозрачный…


  1. Работа учащихся над сочинением в черновиках. Редактирование. (Слабым учащимся дается дифференцированное задание на карточках)


  1. Работа учащихся в чистовиках. (Красочно оформленные учащимися открытки)


  1. Сдача работ.


  1. Обобщение.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С какими видами искусства вы познакомились?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Любите ли вы писать сочинения?

16. Домашнее задание: подобрать загадки о весне.



Полный текст материала Урок развития речи. Сочинение "Все весны дыханием согрето" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ляшенко Людмила Владимировна  ViktoriaLyashenko79
02.04.2009 0 5589 1696

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК