К ГИА шаг за шагом! (Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе)
Ход урока.
1. Орг. момент. Объявление темы и целей урок (Слайд № 1).
- Ребята, посмотрите, как обозначена тема нашего урока. - «К ГИА шаг за шагом!»
- Кто знает, что обозначает аббревиатура ГИА?
- Правильно, Государственная итоговая аттестация!
- Что такое орфография? (Раздел лингвистики, изучающий орфографические правила правописания слов).
- Пунктуация? (Раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их постановки).
- Морфология? (Наука о языке, в которой изучаются слова как части речи).
- Что изучает морфемика? (Состав слова).
(Слайд № 2) - Сегодня на уроке мы повторим некоторые правила пунктуации и орфографии, изученные в курсе 5-6 классов, вспомним сведения из морфологии и морфемики. Сделаем это на основе текста, к которому составлены тестовые задания. Так, постепенно, шаг за шагом, мы будем отрабатывать умения и навыки, которые впоследствии нам пригодятся для успешной сдачи экзамена по русскому языку.
2. Работа с текстом, выполнение тестовых заданий к нему (Слайд № 3).
Задание: прочитайте текст выразительно, подумайте, как можно его озаглавить («О происхождении фамилий»; «Из истории фамилий»).
(1)Истории фамилий и их значения тесно связаны с различными сословиями. (2) Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель, которыми владели князья, бояре, а позже купцы и дворяне. (3)Это такие фамилии, как Тверской, Суздальский.
(4)Простой же русский народ обходился без фамилий, довольствуясь именами, отчествами, прозвищами. (5)Так было до отмены крепостного права в 1861 году. (6)Только после этого созрела необходимость давать фамилии.
(7)Тогда в большинстве случаев именно отчества и прозвища стали исходными данными для происхождения фамилий Иванов, Силантьев, Болтунов, Заигралов.
(8)Другие фамилии образовались от места жительства ее первоносителя, от названий животных и птиц. Это такие фамилии, как Медведев, Соболев, Москвин, Тамбовцев.
(9)Часть фамилий указывает на род занятий: Кузнецов, Плотников, Сапожников.
(10)Первые достоверные данные о наличии фамилий появились после переписи населения в 1897 году. (11) Тогда переписчики часто вынуждены были сами придумывать фамилии для крестьян.
Задания для каждого ряда:
Первый ряд выполняет задания: А 1, А 4, А 7, А 10.
Второй ряд решает задания: А 2, А 5, А 8, А 11.
Третий ряд думает над заданиями: А 3, А 6, А 9, А 12.
Индивидуальные задания у доски выполняют Дорохова Алина (морфологический разбор числительного 1897 год) и Бессонова Вика (склонение порядкового числительного (в) XIV-XV (веках).
Проверку проводим следующим образом: пока один ряд отвечает, два других ряда оценивают ответы товарищей, по возможности исправляя и дополняя их. Не забываем отмечать фамилии наиболее активных учащихся и заносить их в оценочные листы! Делаем это на каждом этапе урока, чтобы в конце занятия выявить самых активных его участников!
(Слайды № 4, 5) А 1. Укажите, в каком значении употребляется слово достоверные (предложение № 10):
1. положительные
2. первостепенные
3. начальные
4. не вызывающие сомнений
(Слайды № 6, 7) А 2. Замените слово созрела из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
(Слайды № 8, 9) А 3. Из предложения 5 выпишите слово с проверяемой согласной в корне.
(Слайды № 10, 11) А 4. Из предложения 7 выпишите слово (-а), в котором (-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
(Слайды № 12, 13) А 5. Какой частью речи является слово первые (предложение 2):
1. именем прилагательным
2. именем существительным
3. именем числительным
4. местоимением
(Слайды № 14, 15) А 6. В предложении 4 найдите деепричастие и запишите его.
(Слайды № 16, 17) А 7. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(Слайды № 18, 19) А 8. В предложениях 1-5 найдите составное числительное, запишите его словами.
(Слайды № 20, 21) А 9. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение, укажите его номер.
(Слайды № 22, 23) А 10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
(Слайды № 24, 25) А 11. Среди предложений 4-6 найдите предложение с однородными членами, запишите его номер.
(Слайды № 26, 27) А 12. В данном ниже предложении расставлены все знаки препинания. Выпишите только те цифры, которые обозначают запятые при однородных членах предложения.
Первые фамилии появились в XIV-XV веках и были связаны с названиями земель,(1)которыми владели князья, (2) бояре, (3) а позже купцы и дворяне.
- Насколько продуктивной была работа класса? Какой ряд допустил наименьшее количество ошибок в тестовых в заданиях? Как вы оцениваете ответы товарищей?
3. Индивидуальная работа (слайд № 28):
1) просклонять числительное 1897 год (предложение 10);
2) выполнить морфологический разбор числительных (в) XIV-XV (веках). (Проверка осуществляется при помощи презентации)
Слайд № 29 (склонение числительного - проверка).
• И. тысяча восемьсот девяносто седьмой (год)
• Р. тысяча восемьсот девяносто седьмого (года)
• Д. тысяча восемьсот девяносто седьмому (году)
• В. как И. или Р.
• Т. тысяча восемьсот девяносто седьмым (годом)
• П. (в) тысяча восемьсот девяносто седьмом (году)
Морфологический разбор - проверка (слайд №30).
• (В) XIV-XV (веках) - числительное; отвечает на вопрос в каком?; н. ф. четырнадцатый-пятнадцатый (века); разряд – порядковые; по строению – сложные; употреблены во множественном числе, в предложном падеже; согласуются с существительным в веках; в предложении выполняют роль определений.
- Оцените ответы работавших у доски! (Устно + запись в оценочный лист)
4. Исследовательская работа обучающихся (презентация) – слайд № 31.
- Происхождение фамилий – тема, которая всегда интересна любознательным и пытливым, а именно такие ребята учатся в нашем классе. Почти все они приняли участие в подготовке исследовательской работы о происхождении личных имен и фамилий учеников класса, а Дима Медников и Саша Самородов представят эту работу.
Но сначала давайте вспомним, какая наука занимается историей личных имен и фамилий? (Антропонимика).
(Выступление учащихся)
Оценка выступления (заносится в оценочный лист)!
5.Творческое задание.
Следующее задание – творческое! Я предлагаю вам составить синквейн, связанный с ключевыми словами нашего урока -«фамилия», «имя». Можно придумать синквейн с личным именем или фамилией.
- Слайд, который вы видите на экране, поможет вам вспомнить, что такое синквейн. (Слайд № 32).
Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
(Проверяется 2-3 творческие работы. Фамилии учеников, составивших наиболее удачные синквейны, заносятся в оценочный лист).
5. Рефлексия (Слайд № 33).
- Вы получили специальные карточки для рефлексии, они помогут выяснить, насколько продуктивным получился наш урок.
“+” “–” “?”
В графу “+” записываете все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” выписываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.
«+» «-» «?»
7. Домашнее задание (слайд № 34): написать сочинение–миниатюру о происхождении фамилий известных писателей, с чьим творчеством мы познакомились недавно: М. Пришвина (1 ряд), В. Астафьева (2 ряд), В. Распутина (3 ряд). В работе использовать толковые и этимологические словари В. И. Даля, Макса Фасмера, Ю. А. Федосюка и другие источники.
8. Итоги урока. Выставление оценок. Оценочные листы. (Слайд № 35).
- Итак, мы сегодня повторили сведения из орфографии и пунктуации, морфемики и морфологии, узнали немало интересного о происхождении личных имен и фамилий. Полагаю, что работа наша была продуктивной. Давайте определим самых активных учеников сегодняшнего урока! (Дети зачитывают фамилии из оценочных листов, объясняя свой выбор и давая оценку ответам товарищей).
- Очень хочется надеяться, что и в дальнейшем вы легко преодолеете трудности, связанные с выполнением тестовых заданий на ГИА, а опыт исследовательской работы поможет вам справиться с творческими заданиями на экзамене. Всем спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипова Н. В.
→ 68Nina68 31.07.2011 4 16747 1816 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК