Урок литературы по теме "К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы лирики" (10 класс)
АВТОР МАТЕРИАЛА: БЕГАЛИЕВ РУСТАМ НУРМАНБЕТОВИЧ
МЕСТО РАБОТЫ: МКОУ ТАЕЖНИНСКАЯ СОШ №7
ДОЛЖНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
http://www.batushkov.ru/bio.shtml
http://biography.5litra.ru/115-batyushkov-konstantin-nikolaevich-2-variant.html
http://www.prosv.ru/metod/belyaeva10/6.htm
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРЕ
10 класс
№ урока: |
6 |
Тема: |
К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова |
Цели: |
1) образовательная: познакомить учащихся с биографией поэта и его вершинными произведениями; учить находить отличия и сходства в мотивах творчества разных поэтов; 2) развивающая: развивать навыки анализа стихотворного произведения; 3) воспитательная: прививать интерес к русской поэзии XIX века. |
Оборудование: |
Тексты стихотворений Батюшкова |
Использованные материалы: |
http://www.batushkov.ru/bio.shtml http://biography.5litra.ru/115-batyushkov-konstantin-nikolaevich-2-variant.html |
Ход урока
2 мин |
1. Оргмомент. |
мин |
2. Проверка домашнего задания. |
мин Во время лекции (рассказа учителя) ученики составляют опорные записи. Возможный вариант таких записей приведен в приложении к уроку |
3. Лекция с элементами беседы. – Имя этого русского поэта вы уже, быть может, слышали. Константин Николаевич Батюшков. Сегодня я расскажу вам его биографию, мы поговорим об основных датах и мотивах его творчества, а также попробуем найти отличительные черты романтизма в его стихах и в стихах В. А. Жуковского. К. Н. Батюшков родился 29 мая 1787 года в Вологде. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Получив прекрасное домашнее воспитание, Константин в 1797-1802 гг. учится в петербургских пансионах, в совершенстве овладевает французским, итальянским и латинским языками. С декабря 1802-го по январь 1807-го он служит чиновником в Министерстве народного просвещения. Дебютировал в печати сатирой «Послание к стихам моим» (1805). С этого времени сатирические жанры стали ведущими в его ранних стихах. Его литературные занятия поощрял дядя – известный в то время писатель Михаил Никитич Муравьев. В 1807 году Батюшков записывается в народное ополчение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но он остался в армии и в 1808-1809 гг. участвовал в войне со Швецией; лишь после полугодовой жизни на зимних квартирах в Финляндии он вышел в отставку. С этого времени формируется своеобразный жизненный облик Батюшкова-«странствователя», «первого онегинского типа русской литературы» (Д. Д. Благой). «Онегинство» Батюшкова проявляется как внутренне – в постоянной душевной неуспокоенности, так и внешне – в острых приступах «хандры», «охоты к перемене мест». Он почти не жил на одном и том же месте более полугода. С 1808 года (после вторичной женитьбы отца и раздела имения) «единственным верным приютом» для Батюшкова становится имение матери в селе Хантоново Череповского уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий р-н Вологодской области). Однако в деревне Батюшков тяготился одиночеством, стремился к друзьям, а попадая в столицы, снова рвался к деревенскому уединению. Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на берегах Леты» открывает зрелый этап творчества Батюшкова. В стихотворениях 1810-1812 гг. Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодостью соединяется у него с предчувствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. Создавая русские образцы «легкой поэзии», он тем самым начинает переосмысливать ее традиции. Во время Отечественной войны 1812 года Батюшков испытал на себе все «ужасы войны». Война заставила его переосмыслить прежние идеалы, отказаться от прежних симпатий. «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и ее окрестностях, – пишет поэт, – поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством». Свои патриотические чувства он выразил в послании «К Дашкову» (1813), в котором заявил об отказе от прежней тематики своего творчества до тех пор, ...пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь, и к родине любовь. Клятву свою он выполнил: в 1813–1814 гг. был в заграничном походе русской армии против Наполеона, участвовал в сражениях. Свои впечатления о войне Батюшков отразил в стихотворениях «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн» и в очерках в прозе «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путешествие в замок Сирей». Таким образом, Батюшков становится поэтом-«фронтовиком». Его современников поражала точность изображения войны, дух эпохи, мироощущение русского солдата. В 1814–1817 гг. к Батюшкову приходит литературный успех и слава «первого поэта» России. Но он пишет все меньше и меньше, и пишет совсем не то, чего от него ожидают. Он отказывается от сатир и эпиграмм. В его творчестве появляются философские и религиозные размышления («К другу», «Надежда»), мотивы трагической любви («Разлука», «Пробуждение», «Элегия») и вечного разлада художника-творца с действительностью («Гезиод и Омир, соперники», «Умирающий Тасс»). Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово славянофил. Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений – от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина, могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил. Он сблизился с кружком Алексея Николаевича Оленина – салоном, где процветал культ античности. Дом Оленина был одним из культурных центров Петербурга. «В гостиной Олениных... почти ежедневно встречалось несколько литераторов и художников... Сюда обыкновенно привозились все литературные новости... известия о театрах, книгах, о картинах» (Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах. М.-Л., 1966. С. 108). В 1817 году вышел сборник Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», имевший большой успех у читателя. В первом, прозаическом томе были собраны очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе были объединены стихи, сгруппированные по жанровому признаку. В 1819 г. Батюшков выехал в Италию, к новому месту службы. Но наследственная склонность к душевному заболеванию, служебные неприятности и внутреннее чувство «раздвоенности» привели к тяжелым последствиям: в 1821 году Батюшков начал ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой болезнью. Несмотря на заботу друзей, на лечение в лучших клиниках, вернуться к нормальной жизни Батюшкову не удалось. Эта болезнь длилась 33 года. Последние годы он прожил у родственников в Вологде и умер от тифозной горячки. Из произведений последнего периода до нас дошли только фрагменты: основная часть была уничтожена самим поэтом в припадке болезни, некоторые остались в виде замыслов («Русалка» – поэма в «русском духе», обобщающий труд по истории русской словесности и др.). Стихотворения, объединенные в два цикла «Из греческой антологии» и «Подражания древним», отличаются совершенством художественной формы. Батюшков без прикрас воплощает исчезнувшую красоту античности, передает цельное мироощущение человека «идеальной» эпохи. Батюшков стал главой так называемой «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Гавриил Романович Державин и Василий Васильевич Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни – дружбы, любви – сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей». Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811–1812, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения – слог так и трепещет, так и льется – гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Период его анакреонтического творчества охватывал 1805–1812 гг. Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преимущественно очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»). Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Современники восхищались его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин — «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817–1818) и «Подражаниями древним» (1821) он подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык из «Странствований Чайльд-Гарольда»). |
мин |
4. Чтение и анализ стихотворения «Мои Пенаты». – Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «A mes penátes» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733—1816), французского поэта-классика, и «La chartreuse» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709—1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов (а ранее – автора эпикурейских посланий).
(Перед чтением стихотворения или после его прочтения желательно провести краткую словарную работу, объяснить учащимся значение некоторых малопонятных слов. Например: Пенаты – боги-покровители домашнего очага (рим. миф.). Перен. – дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны. Пермес – ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.). «Богинь пермесских дар» – т. е. вдохновение. Лары – души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.). Лилета – вымышленное имя возлюбленной. Аония – область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы (греч. миф.). Сретать – т. е. встречать (старосл.). Отсюда «сретенье» — «встреча». Стигийские берега – берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч. миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной. Парнасский исполин – Г. Р. Державин, автор стихотворений «Лебедь», в котором он подражал Горацию, и «Соловей» – образцов интимной лирики. Пиндар – древнегреческий поэт. Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В. А. Озерова «Эдип в Афинах». Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, «коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны». На реке Суне в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад». Платон и Агатон – в пьесе Карамзина «Афинская жизнь» изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон. Колыбель славы – в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» есть такие слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его». Сильф – дух воздуха (герм. миф.). Здесь имеется в виду И. Ф. Богданович, автор популярной в то время поэмы «Душенька». Мелецкий – Ю. А. Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен. Федр – латинский баснописец I века н. э. Пильпай (Бидпай) – древний индийский баснописец. Дмитриев – И. И. Дмитриев, поэт и баснописец, ближайший соратник Карамзина, писавший в «легком», горацианском роде. Хемницер – И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность. Феб – Аполлон, бог искусств. Хариты – три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.). Пиериды – музы. Фортуна – богиня судьбы (рим. миф.). «Сложи печалей бремя» – намек на трагически сложившиеся отношения Жуковского с М. А. Протасовой. Вакх – бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии», отличавшиеся необузданностью и разгулом (греч. и рим. миф.). Аристипп – греческий философ-гедонист V–IV веков до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение. «Аристиппов внук» – здесь имеется в виду П. А. Вяземский, на-званный так за прославление культа наслаждений. «Пока бежит за нами Бог времени седой» – образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто. Парки – богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.). При обрыве нити человек умирал. «Наемных ликов глас» – имеется в виду хор, отпевающий покойников. Цевница – пастушья свирель; в пер. знач. – поэзия вообще.)
Вопросы и задания к стихотворению (фронтальный опрос): – О чем это стихотворение? На какие смысловые части можно его разделить? Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы? – Какие земные радости прославляет поэт в стихотворении? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека? – Почему Батюшков считает, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище «роскошной» действительности? Как это его характеризует? – Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта? – Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? – Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма? – Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского? – К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра. – Подтвердите текстом характеристику стихотворения «Мои пенаты», данную Пушкиным: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется – гармония очаровательна». (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. – 1958. – Т. 7. – С. 581.) – Мы видим, что в этом стихотворении поэт прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, – это любовь и творчество. В своих «пенатах» он желает видеть только единомышленников и друзей – Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской». |
мин |
5. Чтение и анализ стихотворения «Радость» (вольный перевод одноименного стихотворения итальянского поэта Д. Б. Касти [1721–1803]). Вопросы и задания (фронтальный опрос): – Каким настроением проникнуто стихотворение? Как помогает создать это настроение ритмика и метрика текста? – Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению, объясните встречающиеся в нем мифологические образы. Какой смысл придают тексту многочисленные мифологические реалии? – Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер. – Какие вечные ценности провозглашает поэт в этом стихотворении самыми важными? Почему? – Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков «р» и «л»?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Любимец Кипридин – любимец Афродиты (Киприды), ступившей на землю из пены морской на острове Кипре. Лира Тиисская – по имени Тийи, возлюбленной Аполлона (греч. миф.). Камены – богини-покровительницы искусств и наук (рим. миф.). Грации – то же, что хариты. Филлида – условное имя возлюбленной. Цитера – одно из имен Афродиты; один из островов, где был культ Афродиты. Пафос – город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие ее культа. |
мин |
6. Чтение и анализ стихотворения «Вакханка». – Проанализируем последнее стихотворение Батюшкова, которое называется «Вакханка». Его высоко оцененил В. Г. Белинский. Это стихотворение представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э. Парни «Déguisements de Venus» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть…» Вопросы и задания к стихотворению (фронтальный опрос): – Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие образы и картины вам представились? – Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают тексту мифологические образы? – Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте? – Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней? – Каков образ лирического субъекта стихотворения? – Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков «р», «л», «в»? – Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха? – Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста? – Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Эригона – дочь афинянина Икария, которую Вакх обучил виноделию. Эвр – теплый юго-восточный ветер. Нагло – здесь: внезапно. Ланиты – щеки. Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент. Эвоэ! – дикий крик, издававшийся участниками вакханалий.
К. Н. Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым. |
мин |
7. Подведение итогов. – В. Г. Белинский заметил однажды: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Для А. С. Пушкина Батюшков был признанным кумиром во время учебы в Царскосельском лицее. На протяжении своего творческого пути Пушкин по-разному относился к наследию своего предшественника, но постоянно использовал и развивал его художественные открытия. Пушкин продолжал по существу ту же линию развития психологической убедительности и ощутимости художественного изображения, по которой шел Батюшков в своих литературных поисках. Кроме новых художественных форм Батюшков открывал новые возможности для литературной идеологии. Так, он впервые употребил обозначение «век железный» применительно к XIX веку; ему же принадлежит и образ «черного человека» (выражение человеческого «двойничества»). Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности. Его ранние стихи – это образец художественного мастерства: они отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам того же Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы». Критик отмечает «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха». «Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» Сам же Батюшков с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги, поди узнай теперь, что в нем было». Многое Батюшков и не смог выразить в законченном виде. Поэтому Белинский сделал закономерный вывод: «Батюшкову немного недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности». |
2 мин Пояснить. |
8. Домашнее задание. Задания по вариантам, группам или индивидуально: – Сопоставьте «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина. Есть ли в них основания для сопоставления? – Сопоставьте стихотворение Батюшкова «Радость» и стихотворение Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Есть ли здесь основания для сопоставления? – Ответить на вопросы: 1) Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? 2) Чем, по-вашему, стихотворения Батюшкова похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются? |
Вариант опорной записи учащихся
18 мая 1787 г. – родился К. Н. Батюшков, принадлежавший к старинному дворянскому роду.
1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.
1805 г. – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».
1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.
1808 г. – участие в русско-шведской войне на территории Финляндии.
1809–1812 годы – сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века. Борьба с «Беседой любителей русского слова» — апологетом литературного «староверия» и политической реакционности — в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.
1814 г. – участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»).
1815 г. – выход в отставку, переезд в Москву.
1817 г. – опубл. сборник «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.
1821 г. – последние стихи.
1822–1855 гг. – Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду.
7 июля 1855 г. – Батюшков умирает от тифа.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бегалиев Рустам Нурманбетович
→ Рустам_Б 12.09.2011 0 13547 1318 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.