Урок + презентация внеклассного мероприятия по литературе "Русская старина" для учащихся 9 - 11 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Известковый Амурского района
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Литературная игра
«Русская старина»
(для учащихся 9 – 11 классов)
Учитель русского языка и литературы
Тарасенко Светлана Ивановна
Литературная игра «Русская старина»
Цели: 1) Обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся; 2) стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений, формирование навыков общения, развитие воображения, актерских способностей; 3)воспитание грамотного и вдумчивого читателя, нравственных идеалов и эстетического вкуса.
Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные.
Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в
живой связи с действительностью, с нашим настоящим и
нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего
прошедшего, как опять-таки думаю. (И.С. Тургенев)
Примечание. К данному описанию прилагается презентация «Русская старина»
Ход игры
Вступительное слово на фоне слайдов 2, 3 (Тема и эпиграф).
Ведущий. Дорогие участники, гости, члены жюри! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить о своих корнях, о славных русичах. Как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были они лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы с вами тоже русичи. Пусть сегодня еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Сегодня мы вспоминаем культуру Древней Руси «Преданья старины глубокой» Слайд 4. Изображение Троице-Сергиевой лавры.
Представление команд (по два человека от 9, 10, 11 классов) Музыкальная пауза Слайд 5. Жеребьевка команд. 1-ая «Волхвы». 2-ая «Иваны да Марьи». 3 -ья «Стрибоги». (У каждой команды свой цвет. Вопросы задаются в зависимости от цифры и цвета)
Представление членов жюри Ведущий. Начинаем игру.
1 тур. Разминка
Кого в Древней Руси называли оратаем? пахарь
Как называлась комната монаха? келья
Торжественное обещание в Древней Руси? обет
Бог грома и молнии у древних славян? Перун
Богиня смерти у древних славян? Морена
Бог солнца, бог-творец у древних славян? Сварог
Старинная рукопись, документ? свиток
Боевой топорик с длинной рукояткой? секира
Похоронный обряд у древних славян? тризна
Имя Сергия Радонежского в миру? Варфоломей
Как звали святого, заживо сожженного за веру? Аввакум
Название монастыря в честь С. Радонежского? Троице-Сергиева лавра
Летопись – это… событие, записанное по годам
Житие – это… описание жизни святого
Поучение – это… жанр, в котором излагаются правила жизни
Автор летописи «повесть временных лет»? Нестор
Автор первого поучения в древнерусской литературе? Вл. Мономах
Автор 1-ого хождения в древнерусской литературе? Аф. Никитин
Раскрой значение слова «Преподобный» святой монах
Раскрой значение слова «просфора» хлебец
Раскрой значение слова «инок» отшельник
Слайды 5, 6. Ответы на разминку: по 0,5 за правильный ответ, максимум: 4 балла
2 тур. Задание для юношей. Ведущий: « В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах о земле о древнерусской быль записывал монах…». Попробуем и мы воплотиться в образ литературного героя, жившего в Древней Руси. У меня 3 монолога. (Капитаны команд вытягивают конверт с заданием). Внимание, игроки! Задание творческое: вы должны от 1-ого лица выразительно прочитать его, сопровождая необходимыми действиями, как-то разыграть и представиться, кто вы, из какого произведения, кто его автор.
Монолог № 1 «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов-резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячей и два с тьмою. Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиной, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы у самого сердца своего».
Монолог № 2 «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».
Монолог № 3 «Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя, исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному. Недаром многих лет свидетелем господь меня поставил и книжному искусству вразумил; когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безымянный, засветит он, как я свою лампаду – и пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».
Слайд 7. Ответы на творческое задание для юношей
3 тур. Творческое задание для девушек
Слайд 8. (фон)
Ведущий. Прочитайте выразительно на древнерусском языке «Плач Ярославны», дайте поэтический перевод наизусть данного фрагмента:
А) Обращение Ярославны к Ветру; Смотри перевод Д.Лихачева
Б) Обращение Ярославны к Днепру; «Слово о полку Игореве»
В) Обращение Ярославны к Солнцу.
4 ТУР. ДЕВУШКА-СЛАВЯНКА (выдается каждой команде контур девушки)
Ведущий. Вам предлагается силуэт девушки-славянки (взят образец из могильника Нефедьево на Волоке Славянском). От 12 частей ее тела идут стрелки с обозначениями, запишите, как звучали раньше слово «дочь» и части ее тела.
дочь – дщерь; веки - вежды; лоб - чело; губы - уста; глаза - очи; грудь - перси; шея - выя; левая рука - шуйца; правая рука - десница; плечи – рамена; пальцы - персты; щеки - ланиты
Слайд 9. Девушка-славянка. Команды показывают части тела и называют слова.
5 ТУР. УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА
Ведущий. Без устаревшей лексики невозможно представить ни одно произведение древнерусской литературы, встречаются архаизмы и в современных произведениях, многие слова непонятны. Но только не нам, знатокам русской культуры. Давайте посмотрим, как вы владеете устаревшей лексикой?
АГНЕЦ – это а) ангел б) ягненок в) огонь
БАСУРМАН – это а) национальность б) звание в) вероисповедание
КЛОБУК носят а) на голове б) на шее в) в кармане
АЛКАТЬ значит а) кричать б) жаждать в) бежать
ПРАЩУР – это а) динозавр б) отец прадеда в) болезнь
ЛЕПОТА – это а)лепные узоры б) настой липы в) красота
Слайд 10. Ответы на задания 5 тура.
По 0,5 балла за правильный ответ: 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в)
6 ТУР. БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА
Слайд 11.
Н В Ж П С Н Д М К З А Х Т С Ц Т
Е Е А И А Е У А А А О Е И А
Ведущий. Ребята, вам понятна эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а, прочитав, разозлился, порвал и выбросил вон. Что же здесь написано? Обратите внимание: в верхнем углу записаны только согласные, во втором – гласные. А ведь обычно в русских словарях они чередуются. Значит, надо читать текст …. ПО ЗИГЗАГУ! - Чья команда быстрее прочтет эту головоломку?
Слайд 12. Ответ на задание «Берестяная грамота». Расшифровка текста: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита»… («Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»). Понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего, вот он и порвал. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.
7 ТУР. СКОЛЬКО?
Слайд 13.
Ведущий. Посмотрите теперь на эту запись. (На слайде: БУКИ, ЕСТЬ, ДОБРО, АЗЪ). Как вы думаете, сколько букв здесь записано? Сколько слов можно составить?
Слайд 14. Ответ. Всего 4 буквы. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова. Составить можно одно слово: БЕДА.
8 ТУР. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Слайд 15.
Ведущий. Вычислите загаданное понятие, воспользовавшись наименьшим числом подсказок, что вы об этом еще знаете:
Они … были византийские миссионеры.
Они … проповедовали христианство.
Они ... позаботились о переводе своих произведений с одного языка на другой.
Они … создали то, чем до сих пор пользуются болгары, сербы и мы, славяне.
Они … создали свой славянский алфавит, называется он «кириллица»
Слайд 16. Ответ. Кирилл и Мефодий, создатели письменности. День славянской письменности - 24 МАЯ.
9 ТУР. Древняя Русь в живописи
Слайд 17.
Ведущий. Я показываю фрагмент картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Вы вспоминаете название полотна и его автора. Задание по картине (определенное место закрыто) спрятано под цветным кружочком, возьмите свой номер:
Что расположено в тени слева от главного плана картины, поясните.
Что расположено на заднем плане? Как оказался здесь герой картины?
Кто послужил прототипом для создания главного героя?
Слайды 18. Ответы по картине Нестерова.
10 ТУР. Древняя Русь в музыке
Ведущий. Звучит музыкальный фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь». Игрокам предлагается назвать произведение и кратко рассказать историю создания.
Слайд 19 Ответ. Опера композитора Бородина к произведению «Слову о полку Игореве». Писал 20 лет, не закончил ее, продолжил оперу композитор Римский-Корсаков.
Подведение итогов (оформление протоколов)
Выступление членов жюри. Фото участников игры на память
Литература:
Рогачевская Е. Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
Семенова М. Популярная энциклопедия. Мы – славяне!
Санкт-Петербург. Издательский дом «Азбука-классика». 2007.
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19 века / Глав. ред. М. Д. Аксенов. – М.: АВАНТА +, 2002.
Энциклопедия мирового искусства. Издательство «Белый город», 2006.
Слово о полку Игореве. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.
Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения/ авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. С. 31-41
Информация об авторе материале
1. Тарасенко Светлана Ивановна
2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района
Хабаровского края
3. Учитель русского языка и литературы
4. Высшая квалификационная категория
5. Почетная грамота Министерства Просвещения. Решение №22
от 28.09.1988. Нагрудный знак «Почетный работник общего
образования РФ» № 88783 от 18.05.2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тарасенко Светлана Ивановна
→ tarasenko-si 26.09.2011 3 8746 1290 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.