Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина
Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся; систематизация и обобщение знаний школьников о жизни и творчестве А. С. Пушкина; воспитание интереса и уважения к внутреннему миру человека.
Тип урока: контроль знаний.
Форма урока: диалог с элементами путешествия.
Оборудование: карта «Пушкинские места», выставка книг об А С. Пушкине, портреты поэта.
ХОДУРОКА
/. Сообщение темы и задач урока
II. Эмоциональный настрой учащихся на работу
Чтение отрывка из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Вступительное слово о том, что Пушкин многолик и многогранен, прост и непостижим, доступен ребенку и всегда интересен взрослому.
III. Работа над темой урока
1. Чтение
Учащиеся наизусть читают стихотворения, а также отрывок из сказок и одно стихотворение по выбору.
2. Беседа с учащимися
- Что послужило внешним толчком для написания стихотворения «Узник»? (Посещение кишиневского острога в 1821 году)
- Какова главная мысль стихотворения? (Стремление к свободе)
- Стихотворение «Цветок» воспринимается совершенно иначе и вызывает другие чувства. Сравните их. (В «Узнике» звучат тоска, надежда, порыв вырваться на свободу. В «Цветке» — размышления о том неведомом человеке, который вложил цветок в книгу.)
- Как вы думаете, откуда автор берет темы и сюжеты своих произведений? (Пушкин много путешествует, встречается с людьми. Их рассказы, предания, а также воспоминания, настроения, раздумья поэта легли в основу многих стихотворений и сказок.)
- Вы помните, что однажды А.С. Пушкин вписал в альбом дочери П. А. Осиповой, 15-летней Евпраксии Вульф, стихотворение «Если жизнь тебя обманет...»? Какие его строки можно было бы использовать в качестве жизненного девиза? Почему? (Первые строки. Эти строки помогают оставить неудачи и печали в прошлом и настроиться на лучшее.)
- У каждого свой Пушкин. Вы слышали это не раз. Понятно ли вам, что это значит? (Каждый находит в нем то, что интересно и важно для него)
- Вспомните свое первое знакомство с поэтом. Как это произошло? И что запомнилось? (С помощью сказок, услышанных и прочитанных еще до школы. Запомнились мелодичные стихи, волшебные приключения героев сказок.)
- Каким человеком предстает перед нами автор таких разных произведений? (Поэт умеет увлечь волшебными историями ребенка. Он проникает в мысли, надежды, сомнения людей разного возраста и характера. Он мечтает о свободе, восхищается красотой и величием, грустит о прошлом и с оптимизмом думает о будущем.)
- Что еще можно сказать об А. С. Пушкине? Вспомните наиболее важные моменты его жизни.
3. Сообщения учащихся
1-й ученик. А. Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина 26 мая 1799 года. Домашнее образование было бессистемным, но А. Пушкин все же вынес из него безупречное знание французского языка и страсть к чтению. Весной 1811 года отец подал прошение о приеме Александра в Царскосельский Лицей — новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.
2-й ученик. 8 января 1815 года лицеисты сдавали экзамен. Незадолго до этого по распоряжению лицейского начальства Пушкину надлежало сочинить стихи ко дню торжественного акта, на котором должны присутствовать «высокие особы». Пушкин назвал свое приветствие «Воспоминания в Царском Селе». Услышав это произведение, Державин, присутствовавший на экзамене, благословил юного поэта.
3-й ученик. В 1817 году Пушкин закончил лицей и переехал в Петербург. Его имя известно. Смелые стихи поэта отмечены царем. В мае 1820 года Пушкин отправляется в первую ссылку. Он путешествует по Кавказу, Крыму.
В Одессе попадает под надзор графа Воронцова. По доносу графа поэта отправляют в новую ссылку — в Михайловское.
4-й ученик. О восстании 14декабря 1825 года поэт узнает в Михайловском. Пушкина вызывают к царю. Вновь столица. Своих симпатий поэт не скрывает. В тяжелую эпоху, последовавшую после восстания декабристов, много пишет. Известно его послание в Сибирь.
5-й ученик. Знаменитая Болдинская осень 1830 года. За три месяца создано около 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последних главы «Евгения Онегина». А в 1931—1933 годы. Пушкин создает серию сказок.
6-й ученик. Женитьба на первой красавице света Наталье Гончаровой. Все больше забот. Все чаще конфликты. Самый острый из них — с Жоржем Дантесом. 26 января 1837 года Пушкин посылает барону Геккерну резкое письмо по поводу его приемного сына. Дуэль неизбежна. Она состоялась на Черной речке. 29 января 1837 года в 2 ч 45 мин. После двух дней страданий Пушкин умер. После смерти Пушкина среди его рукописей найдено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
4. Слово учителя
Пушкин — гениальный поэт и удивительный человек. О нем всегда много писали. Жизни и творчеству А. С. Пушкина посвящено огромное количество книг и произведений изобразительного искусства. И это не только книги для взрослых.
С любовью хранятся в многочисленных музеях Пушкина его рукописи, книги, вещи, предметы обстановки.
5. Путешествие по пушкинским местам
1-й экскурсовод. Музей в Царском Селе. Лицей. Сюда поступил в 1811 году. Пушкин. Этот гостеприимный «храм науки» стал для него домом до 1817 года.
2-й экскурсовод. Село Михайловское, где находится музей-усадьба.
Пушкин бывал здесь в 1819 году, а с 1824 по 1826 год находился в ссылке. В 1836 году Пушкин приехал сюда в последний раз: он привез для погребения мать. Здесь написаны многие стихи, проза, главы «Евгения Онегина».
3-й экскурсовод. Село Тригорское в двух километрах от Михайловского. Это бывшее имение Осиповых-Вульф, соседей и друзей Пушкина.
4-й экскурсовод. Деревня Выра Гатчинского района Петербургской области, где находится музей литературных героев, созданный по повести «Станционный смотритель». Пушкин был здесь не менее 13 раз. По преданию, именно здесь разыгрались события повести.
5-й экскурсовод. Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке в Петербурге. Пушкин поселился здесь 12 сентября 1836 года и собирался прожить не менее двух лет. Но 27 января 1837 года был смертельно ранен. Здесь он умер. Тысячи людей пришли сюда почтить память поэта.
6. Беседа
- Зачем нужны музеи Пушкина? (Чтобы сохранить память о поэте)
- Что бы вы хотели увидеть из экспонатов такого музея? Почему? Во многих музеях хранятся портреты Пушкина. Они очень разнообразны.
7. Художественная галерея
Искусствоведы представляют репродукцию портретов Пушкина кисти В. Тропинина, О. Кипренского, В. Серова, К. Сомова и др.
8. Конкурс скульпторов
Ученики получили домашнее задание подготовить проект памятника Пушкину по специальной схеме и выступить со своими предложениями. Их оценивает конкурсная комиссия, аргументируя свои решения.
IV. Подведение итогов
Пушкин — «солнце русской поэзии», самая значительная фигура в русской литературе.
У каждого свой Пушкин. Читатели ищут и находят в его произведениях то, что им интересно, важно, созвучно их мыслям и настроениям. А если человек проникнет в глубинный смысл его поэзии и прозы, то сможет постичь и то, что прежде было ему недоступно.
Поэтому мы вновь и вновь будем возвращаться к творчеству А.С. Пушкина.
V. Домашнее задание
Устное рассуждение на тему «Чем мне интересен Пушкин».
Домашнее задание к уроку по группам
• Чтецы: чтение наизусть стихотворений: «Узник», «Кавказ», «Цветок», «Если жизнь тебя обманет...», двух отрывков из сказок.
• Литературоведы готовят рассказ о наиболее значительных событиях жизни А. С. Пушкина.
• Искусствоведы готовят рассказ о портретах А. С. Пушкина (худ. В.Тропинин, О. Кипренский, В. Серов, К. Сомов).
• Экскурсоводы изучают материалы о музеях Пушкина.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гарчева Ирина Анатольевна
→ irishkagar 25.04.2009 2 15939 1817 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.