Конспект урока + презентация по литературе по теме «Музыка души Фета» для учащихся 9 или 10 класса.

Конспект урока + презентация по литературе по теме  «Музыка души  Фета» для учащихся 9 или 10  класса.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа

пос. Известковый Амурского района Хабаровского края





Конспект урока

Музыка души Фета

Анализ лирического произведения

урок литературы в 9 классе











Автор: Тарасенко Светлана Ивановна

Учитель русского языка и литературы

У каждого учителя свои педагогические средства и приемы для достижения целей обучения. Я хочу предложить авторскую модель урока по одной из сложнейших тем «Анализ поэтического текста А.А.Фета». Этот урок провожу в 9 классе (можно и в 10 классе) как вступительный, когда дети практически ничего не знают об этом поэте.

Конспект урока

Музыка души.

Анализ лирического произведения А. Фета (название стихотворения учащимся не называть до окончания анализа)

Цели: 1) погрузить читателя в мир поэзии А.А.Фета; 2) формировать умения и навыки анализа поэтического текста; 3) воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: лабораторная работа.

Погружение в одно стихотворение Фета как в насыщенный раствор. Проводить этот урок лучше как вступительный к теме «Творчество А.А.Фета», создать настрой для дальнейшего изучения его лирики в старших классах, сразу после изучения творчества Ф.И.Тютчева. После такой работы ученики никогда этих поэтов не перепутают, а манеру Фета запомнят на всю жизнь.

Слайд 2. Высказывание А.Волынского о Фете: «Поэзия Фета – ожерелье из драгоценных камней в тончайшей отделке»

Учитель. И личность, и судьба, и творческая биография А.А.Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер поэтической миниатюры. Стихи его поразили современников яркостью и согласностью красок, большим эмоциональным накалом. (Обращаем внимание на высказывание А. Волынского). Удивительное сравнение.

Слайд 3. Поэзия Фета (различные мнения литературоведов)

Можно встретить и такое: каждое стихотворение Фета – камешек, брошенный в воду; туго свернутый бутон розы. Попробуйте объяснить эти ассоциации (ученики объясняют)

Слайд 4. Объяснение данных сопоставлений: какой гранью ни поверни – все играет (ожерелье); круг поэтической мысли расходится широко и тонко (камешек, брошенный в воду); каждая строка – лепесток (туго свернутый бутон розы).

Учитель. Мы сегодня с вами лабораторным путем попробуем доказать справедливость последнего сопоставления на примере одного знаменитого стихотворения Фета. (Стихотворение вслух не читать).

На доске розочка (туго свернутый бутон из 12 лепестков). Ученики выходят по одному, отрывают лепесток, и в этот момент на экране появляется строчка:

Слайд 5. Откроем 1 лепесток: «Я тебе ничего не скажу»,

Учитель работает с 1-ым ассистентом: Чем необычна строка в морфологическом плане? Кто я? Кому тебе? Герой? Героиня? (после работы на этом же слайде возникают ответы)

Слайд 6. Откроем 2 лепесток: «И тебя не встревожу ничуть»

2-ой ассистент думает над вопросом: что чувствует лирический герой? (в ходе работы возникает проверка-подсказка: беспокойство, волнение, тревога)

Слайд 7. Откроем 3 лепесток: «И о том, что я молча твержу»,

3 –ий ассистент должен заметить смену местоимений, но снова все неясно: о чем идет речь, что «то» …

Слайд 8. Откроем 4 лепесток: «Не решусь ни за что намекнуть»

4 –ый ассистент также отрывает лепесток, на экране появляется 4 строка.

Учитель просит посчитать количество слов в 1-ой строфе; назвать существительные; определить, что стало ясно читателю. В ходе работы ученики замечают: ни одного существительного, о чем говорит лирический герой, объяснить сложно. В классе находятся ученики, которые правильно думают, что речь идет о душе человека, душе лирического героя. В любом случае на экране потом появляется правильный ответ.

Слайд 9. Откроем 5 лепесток: «Целый день спят ночные цветы»,

Ассистент 5 на вопрос учителя «Что изменилось в организации поэтического текста?» замечает существенную разницу: появились существительные, а вместе с ними пришла плавность, гармония; беспорядочное состояние (волнение, тревога) как бы уходят.

Слайд 10. Откроем 6 лепесток: «Но лишь солнце за рощу зайдет»,

6 ассистент объясняет, как новые предметы изменили структуру текста.

Слайд11. Откроем 7 лепесток: «Раскрываются тихо листы».

7 ассистент вспоминает выразительные средства, это троп: олицетворение.

Слайд 12. Откроем 8 лепесток: «И я слышу, как солнце цветет»

8 ассистент проводит сопоставления между понятиями «человек» и «природа»

Учитель. Слышать цветение невозможно, но мы верим! Почему? Что происходит с душой человека? Да, под воздействием появляющихся картин душа человека успокаивается, а сердце расцветает – это образное средство (метафора)

Слайд 13. Откроем 9 лепесток: «И в больную усталую грудь»

Ассистент 9 верно подмечает, что появляется мелодия за счет ассонанса (гласный «у» ведет партию в этой строке). В душе лирического героя грусть, ему невесело.

Слайд 14. Откроем 10 лепесток: «Веет влагой ночной»,

А ссистент 1о. Снова появляется мелодия. Гласные звуки е а вступают в общий оркестр: человек и природа как бы сливаются. Сердце лирического героя поет. Это и есть музыка души.

Учитель. Ваши предположения: о чем дальше напишет Фет? Мало кто угадывает, но все пробуют.

Слайд 15. Откроем 11 лепесток: «Я тебя не встревожу ничуть»,

Ассистент 11 сразу замечает: строчки повторяются, мы это уже читали в начале лирической миниатюры. Человек и природа слились в одно целое. Ученик предполагает, какой будет последняя строчка в этом стихотворении и угадывает, так как это уже не трудно.

Учитель: Откроем последний: «Я тебе ничего не скажу».

Ассистент 12 отрывает последний лепесток и замечает маленькое отличие: во второй строке раньше было «И тебя…», а здесь местоимение «Я» употреблено дважды. Ассистент пробует убрать местоимение, получается некрасиво, нарушается музыкальный строй, строчки органичны, и мы бессильны что-то изменить в структуре текста. Данное лексическое средство – прием образности, лексический повтор.

Слайд 16. Композиция. Ученики под руководством главного лаборанта (учителя) выявляют особенности композиции стихотворения: композиция зеркальная. Вспоминаем обещание лирического героя, данное в начале произведения: «ничего никогда не скажу», а сам сказал все! Расцветают сердце лирического героя и ночные цветы: душа человека и мир природы сливаются воедино.

Учитель. Давайте и мы отдохнем. ЦВЕТОТЕРАПИЯ. Слайды 17-20 (распускаются розы)

Учитель. Стихотворение Фета «Я тебе ничего не скажу…» положено на музыку. Кто хочет послушать романс на это произведение? Удивительно: после такой работы все ученики хотят послушать, с интересом потом обсуждают музыкальное произведение. Самый лучший романс в исполнении А.Ушанова.

Учитель: Ребята, а кто слышал понятие «чистое искусство»? (отработка понятия, ребята предполагают, рассуждают). Фет был убежден, что творить надо по наитию и вдохновению. Предметом искусства могут быть природа, любовь, красота, и этому он следовал в своей поэтической практике. В поэзии же он искал «единственного убежища от всяких житейских скорбей». Поэтому невозможно классифицировать стихи Фета по жанрам и темам.

Слайд 21 Поэзия Фета – «чистое искусство»

Слайд 22. Особенности поэтической манеры Фета (ученики объясняют смысл)

Учитель обращается к слайду 23. Фет любил говорить: «Целый мир от красоты, от велика и до мала, и напрасно ищешь ты отыскать ее начало»

Домашнее задание (на выбор):

А) Написать размышление. Как вы понимаете слова Фета: : «Целый мир от красоты, от велика и до мала, и напрасно ищешь ты отыскать ее начало»

Б) Почему поэзию Фета иногда сравнивают с цветком розы?

В) Почему наш урок назывался «Музыка души»?

Учитель. На уроке русского языка мы будем писать это произведение по памяти.

Примечание. Несмотря на такой подробный конспект, одного урока достаточно. В тетрадях ребята пишут немного (только выводы), чтобы не испортить гармонию.

Литература:

  1. Лукьянченко О. А. Русские писатели. Биографический словарь справочник для школьников/ Изд. 3-е Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник. 2004.

  3. Л.Соболев. Читая лирику Фета. Литература № 10 /1997. «Первое сентября»

  4. Г. Ачкасова. О некоторых приемах изучения поэзии Фета. Литература № 2/2000.

  5. Особенности поэзии Фета. Статья в журнале «Русская словесность» №4. 1996.

  6. Амфилохиева М.В. Уроки литературы и сценарии литературно-музыкальных композиций. Книга для учителя. – СПб.: КАРО, 2008.

  7. Налетова Т.Н. Открытые уроки русского языка и литературы в старших классах / Ростов н/Д: Феникс, 2008.
























Полный текст материала Конспект урока + презентация по литературе по теме «Музыка души Фета» для учащихся 9 или 10 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тарасенко Светлана Ивановна  tarasenko-si
17.10.2011 1 9669 1725

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК