Урок литературы по теме "Изображение русского характера в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" для 9 класса
Автор: Клейменова Ольга Алексеевна
Место работы: ГОУ СОШ № 623 города Москвы
Должность: учитель русского языка и литературы
Дополнительные сведения: урок-конференция по литературе для 9 класса
Изображение русского характера в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» (Урок-конференция. 9 класс)
Цели урока: осмыслить идейно-художественное, нравственное содержание рассказа; проследить, в чем автор видит величие русского характера.
Задачи урока: отрабатывать навыки самостоятельного анализа произведения и написания докладов; продолжить работу по формированию мировоззрения учащихся; развивать ораторские способности; повторить жанры газетно-журнальной публицистики (репортаж).
На доске:
Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…
А.Н. Толстой «Русский характер»
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок – урок-конференцию. Этот вид урока предполагает домашнюю самостоятельную работу над текстом произведения, и результатом этой работы должны стать доклады, подготовленные вами. Сегодня мы послушаем четырех докладчиков, обсудим их работы, зададим дополнительные вопросы.
Журналисты, присутствующие сегодня у нас на уроке, предлагаю вам принять активное участие в работе. По окончании урока каждый из вас напишет репортаж о конференции.
2. Повторение материала о репортаже как жанре публицистики:
- к какому стилю языка относится жанр репортаж?
- в чем особенность репортажа как жанра?
(описание и оценка событий, очевидцем которых журналист был лично)
- как создать эффект присутствия?
( настоящее время глаголов, передача атмосферы, настроения присутствующих)
План репортажа:
краткая справка о сути репортажа
рассказ очевидца (мнения участников, авторская позиция)
заострение проблемы
3. Объявление темы урока и тем докладов.
Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Нравственный поединок Соколова и Мюллера.
Актуальность произведения Шолохова «Судьба человека»
А мы с вами должны ответить на вопрос: «Как тема урока и слова Толстого звучат в каждом из докладов?»
4. Прослушивание и обсуждение докладов.
5. Подведение итогов.
- Итак, какие же качества присущи истинно русскому характеру?
- В чем феномен русского характера?
Да, русский характер – это не отвлеченное понятие. У него есть основа: мужество, патриотизм, несгибаемая воля, любовь к ближнему, нетерпимость к жестокости и неправде, ко всякому злу.
Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван. И образы эти вырастают до обобщения – перед взором читателя в будущее шагает вся Россия.
5. Домашнее задание: написать репортаж о проведенной конференции.
6. Выставление и обоснование оценок.
Список источников информации:
Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской 7 класс часть 2
М.А.Шолохов «Судьба человека»
А.Н.Толстой «Русский характер»
О.Н.Петрова «Принципы анализа художественного произведения»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клейменова Ольга Алексеевна
→ Клейменова 14.10.2011 1 7505 1582 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.