Урок литературы по теме "Изображение русского характера в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" для 9 класса


Автор: Клейменова Ольга Алексеевна

Место работы: ГОУ СОШ № 623 города Москвы

Должность: учитель русского языка и литературы

Дополнительные сведения: урок-конференция по литературе для 9 класса





Изображение русского характера в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» (Урок-конференция. 9 класс)



Цели урока: осмыслить идейно-художественное, нравственное содержание рассказа; проследить, в чем автор видит величие русского характера.


Задачи урока: отрабатывать навыки самостоятельного анализа произведения и написания докладов; продолжить работу по формированию мировоззрения учащихся; развивать ораторские способности; повторить жанры газетно-журнальной публицистики (репортаж).


На доске:



Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…

А.Н. Толстой «Русский характер»

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок – урок-конференцию. Этот вид урока предполагает домашнюю самостоятельную работу над текстом произведения, и результатом этой работы должны стать доклады, подготовленные вами. Сегодня мы послушаем четырех докладчиков, обсудим их работы, зададим дополнительные вопросы.

Журналисты, присутствующие сегодня у нас на уроке, предлагаю вам принять активное участие в работе. По окончании урока каждый из вас напишет репортаж о конференции.

2. Повторение материала о репортаже как жанре публицистики:

- к какому стилю языка относится жанр репортаж?

- в чем особенность репортажа как жанра?

(описание и оценка событий, очевидцем которых журналист был лично)

- как создать эффект присутствия?

( настоящее время глаголов, передача атмосферы, настроения присутствующих)


План репортажа:

  1. краткая справка о сути репортажа

  2. рассказ очевидца (мнения участников, авторская позиция)

  3. заострение проблемы

3. Объявление темы урока и тем докладов.

    1. Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

    2. Особенности композиции рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

    3. Нравственный поединок Соколова и Мюллера.

    4. Актуальность произведения Шолохова «Судьба человека»



А мы с вами должны ответить на вопрос: «Как тема урока и слова Толстого звучат в каждом из докладов?»

4. Прослушивание и обсуждение докладов.

5. Подведение итогов.

- Итак, какие же качества присущи истинно русскому характеру?

- В чем феномен русского характера?

Да, русский характер – это не отвлеченное понятие. У него есть основа: мужество, патриотизм, несгибаемая воля, любовь к ближнему, нетерпимость к жестокости и неправде, ко всякому злу.

Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван. И образы эти вырастают до обобщения – перед взором читателя в будущее шагает вся Россия.

5. Домашнее задание: написать репортаж о проведенной конференции.

6. Выставление и обоснование оценок.




























Список источников информации:

  1. Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской 7 класс часть 2

  2. М.А.Шолохов «Судьба человека»

  3. А.Н.Толстой «Русский характер»

  4. О.Н.Петрова «Принципы анализа художественного произведения»


Полный текст материала Урок литературы по теме "Изображение русского характера в рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клейменова Ольга Алексеевна  Клейменова
14.10.2011 1 7505 1582

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК