Урок-путешествие по роману А. Пушкина "Евгений Онегин" по теме "Роль художественной детали"; 9 класс
Д И Д Л О (Didelot)
Шарль Луи
(1767-1837)
И С Т О М И Н А
Авдотья Ильинична
(1799-1848)
К А Т Е Н И Н
Павел Александрович
(1792-1853)
К Н Я Ж Н И Н
Яков Борисович
(1742 -1791)
О З Е Р О В
Владислав Александрович
(1769-1816)
С Е М Е Н О В А
Екатерина Семеновна
(1786-1849)
Ф О Н В И З И Н
Денис Иванович
(1744 -1792)
Ш А Х О В С К О Й
Александр Александрович
(1777-1846)
Урок-путешествие по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Путешествуя с Пушкиным…
Роль художественной детали в раскрытии авторского замысла.
9-10 класс
Цели урока:
-всем ходом урока подчеркнуть значимость личности Пушкина, его творчества для русской литературы, для русского человека;
показать умение Пушкина владеть словом, учить словом и воздействовать словом на читателя.
-познакомить ребят с приметами времени, деталями быта, интерьера, внешнего облика, образа жизни дворян 19 века по 1 главе романа Пушкина «Евгений Онегин» с целью постижения авторского замысла;
- показать важность, значимость художественной детали для воссоздания колорита эпохи, понимания поведения героев и идеи автора;
- развивать навык исследовательской работы при чтении произведения;
-воспитывать вдумчивого читателя; истинного ценителя художественного слова
-поддержать интерес к предмету при изучении трудных произведений.
Оборудование:
-портрет А.С.Пушкина, выставка портретов современников Пушкина или презентация этих портретов: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин, Дидло .
- приметы времени: веер, перчатки, цилиндр, канделябр со свечами – все это стоит на столе, покрытой скатертью.
- DVD проигрыватель, фрагмент из оперы «Евгений Онегин», сцена бала
-словарь литературных терминов
-рисунок франта времен Пушкина
Эпиграфы доске записаны на доске или выведены на интегрированной доске
«Сторукий богатырь духа» Пушкин
в своем пламенном любопытстве объемлет все,
всех видит и слышит, каждому отвечает».
Юлий Айхенвальд
Пушкин наблюдает в человеке то,
что находится на поверхности,
что выражает внутреннее через внешнее.
Видеть глубинное в малом,
Внутреннее во внешнем,
Понимать эпоху в «мелочах быта»
Ход урока.
Вступление.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен… («!9 октября 1825 года)
------Чьи это слова? Пушкина.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
--------Кто учит нас, как надо любить? Пушкин
Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка лишился поп языка,
А с третьего щелка вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
---------а это чья сказка? Пушкина
-------А когда вы впервые ощутили рядом с собой Пушкина?
-Какими строчками поэт вошел в вашу жизнь?
- Чему вы научились у Пушкина.
Учитель: С детства мы ощущаем, чувствуем рядом с собой Пушкина. Он просто и понятно учит нас различать добро и зло, любить, дружить, быть патриотом, Гражданином:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
1 тезис:
«Сторукий богатырь духа» (как говорил литературный критик Юлий Айхенвальд), Пушкин в своем пламенном любопытстве объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает».
Ответ на любой вопрос вы найдете у Пушкина. Ему до всего есть дело.
Сегодня – он наш учитель.
2 часть урока.
-Хотите знать, как жила дворянская молодежь начала 19 века, как проводил время Евгений Онегин?
Решено. Отправляемся в путешествие. Побеспокоим-ка мы Онегина, пусть принимает гостей.
Но мы с вами будем не просто гостями, мы будем исследователями.
И задача наша: посмотреть, как Пушкин умеет использовать очевидное и простое, чтобы донести обычному житейскому взгляду современника и потомка дух времени, мотивы действий и поступков людей-героев произведения.
Обычное и простое – это вещи.
Много занимательных историй могут они рассказать. Вещь характеризует человека, его социальное положение, его натуру, пристрастия, образ жизни.
В литературоведении такую вещь обычно называют …как? … художественной деталью (учитель обращает внимание на доску, где написаны словарные слова).
Учитель просит какого-нибудь ученика прочитать по словарю терминов, что такое «художественная деталь» – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, конкретизируя тот или иной образ.
Таким деталям авторы всегда уделяют большое внимание. У Пушкина мир вещей очень разнообразен. Поэт покажет нам, как соотносится вещь с художественным словом.
Однако, пора, а то слишком припозднимся.
Закройте на секунду глаза.
Слышите…стук колес по мостовой, извозчик кричит, подгоняет пару гнедых.
А вот еще одна коляска и еще, куда это они так спешат?
Кажется, раздаются звуки музыки?. Ну конечно, это бал. Поспешим и мы туда…
( идет фрагмент из оперы «Евгений Онегин», приезд Онегина на бал)
Пока идет танец на кассете, учитель говорит: 19 век - век галантных кавалеров и роскошных дам.
Посмотрите, во что одет Евгений и другие кавалеры?
Учитель показывает картинку с рисунком одежды дворянина.
Эти детали костюма относились в начале 19 века к сравнительно новым видам одежды. Фрак являлся первоначально одеждой для верховой езды. Превращение его в одежду для салона связывалось с модной наглостью английских денди.
Форма и название нижней части мужского костюма также находилась в становлении. Длинные штаны получили свое название от костюма комического персонажа итальянской сцены Панталоне.
Жилеты, хотя и были известны в 18 веке, но, как и фраки, подверглись гонению при Павле1. В сезон 1819-1820 годов в моде были жилеты из черного полосатого бархата.
Еще одна важная деталь туалета дворянина – шляпа. Она называлась БОЛИВАР
По имени прославившего ее политического деятеля Симона Боливара – вождя национально-освободительного движения в Латинской Америке, кумира европейских либералов.
И Онегин, и Пушкин носили такие шляпы (показать на выставке фото Пушкина в шляпе).
Что мы можем сказать об Онегине, взглянув на его гардероб?
Как же поэт называет молодых людей, одевающихся в такой манере по последней моде?
Обратимся к роману. Посмотрите - Глава1, строфа 4 – как денди лондонский одет
Глава 1, строфа 25 – боясь ревнивых осуждений
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
«денди, педант, франт» - эти слова-определения говорят о том, что Онегин был чрезвычайно щепетилен в одежде. Он и другие молодые люди уделяли большое внимание своему виду и тратили около 3-4 часов на одевание.
Он три часа по крайней мере
За зеркалами проводил.
Что же стоит за этими словами? Какую роль они играют в понимании характера Онегина?
Перед нами черты быта, традиций и образа жизни Онегина и всего дворянского сословия.
Учитель:
2-й тезис: Пушкин наблюдает в человеке то,
что находится на поверхности,
что выражает внутреннее через внешнее.
Теперь вы проведете небольшое исследование.
Выберите ряд вещей, принадлежащих Онегину и, разделившись на группы, составите короткую «презентацию» по пунктам:
1. Как об этой вещи говорит автор? (смотри текст)
2. Какую роль играют эти вещи, художественные детали, в жизни героя и в авторском замысле?
Выходят представители каждого ряда и выбирают предметы.
1.Страсбургский пирог и вино кометы.
(глава1, строфа ХVI).
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним rost-beef окровавленный
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный.
Страсбурга пирог – паштет из гусиной печени, который привозился в консервированном виде (нетленный), что было в то время модной новинкой (консервы изобрели во время наполеоновских войн).
Вино кометы – шампанское урожая 1811 года, года кометы.
Ростбиф – блюдо английской кухни, модная новинка в меню конца 1810-1820годов
Что стоит за этими предметами?
Жизнь столичного дворянства, «золотой молодежи», которая проводила время в пирах и веселье.
Способствовало такое времяпрепровождение глубокому развитию ума, души нашего героя?
Нет, рано чувства в нем остыли…
2. Духи в граненом хрустале и пилочки (нессер).
Описание петербургского кабинета Евгения глава 1, строфа 24
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов…
Духи в начале века были модной новинкой. Это не только предмет роскошного интерьера кабинета богатого дворянина. Это и своеобразная характеристика человека. Это примета времени – Онегин – щеголь, изнеженный барин.
Через внешнее автор раскрывает образ жизни и характер Онегина.
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
Изобретает для забав…
Для роскоши, для неги модной –
Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.
Театральный билет на балет Пушкина «Руслан и Людмила», главную роль в котором танцевала Авдотья Истомина, прима-балерина, создавшая пушкинские образы на сцене.
Глава 1, сторофа17 и 20
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
( раек – верхняя галерея- место пребывания демократического зрителя)
Театр в пушкинскую эпоху был не только зрелище, но и место общественных собраний. Широкая осведомленность публики в закулисных интригах, протекциях, оказываемых тем или иным актрисам со стороны театральной дирекции или известных сановников, придавала овациям и свисткам оттенок политических акций.
Опять же за всем этим стоит описание жизни, времяпрепровождения не только Онегина, но и всего дворянства.
Обратите внимание на галерею театральных деятелей, о которых часто упоминает Пушкин в 1 главе, особенно в 18 строфе (читает). Учитель показывает фотографии этих деятелей: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин, Дидло) .
Волшебный край! Там в стары годы
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Там и Дидло венчался славой…
ФОНВИЗИН) Денис Иванович -русский писатель, просветитель. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».
Пушкин очень ценил творчество Фонвизина, поэтому он назван первым.
Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин -это все известные, знаменитые в то время театральные деятели, драматурги, к творчеству которых Пушкин относился очень по-разному.
Зато искусство СЕМЕНОВОЙ Екатерины Семеновны безусловно ценил.
(1786-1849), российская актриса. Прославилась на петербургской сцене (1803-26) в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина. Искусство Семеновой высоко ценил А. С. Пушкин.
КНЯЖНИН Яков Борисович [-русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии «Дидона» (1769), «Росслав» (1784), «Вадим Новгородский» (1789), комедия «Хвастун» (1784-1785), либретто комических опер.
Пушкин относился к его творчеству довольно холодно. Эпитет «переимчивый» связан с упреками в заимствовании сюжетов из репертуара французского театра.
ОЗЕРОВ Владислав Александрович (1769-1816), русский драматург. Трагедии «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807); драматургия Озерова соединяет в себе черты классицизма и сентиментализма.
Пушкин к 1819 году высказывался об Озерове сдержанно, объясняя его успех игрой Семеновой.
ШАХОВСКОЙ Александр Александрович - драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии.
Шаховской был объектом сатирических нападок со стороны молодого Пушкина. Эпитет «колкий» точно определял литературную программу Шаховского, который считал, что комедия должна быть злободневной, злой, выводящей на сцене карикатурный образы современников.
КАТЕНИН Павел Александрович (1792-1853), русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН (1841). Член «Союза спасения». Гражданская поэзия 1810-20-х гг. в духе декабристского романтизма. Трагедия «Андромаха» (1809-19, поставлена 1827); комедия «Студент» (1817, совместно с А. С. Грибоедовым), переводил трагедии Ж. Расина, П. Корнеля.
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи (1767-1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 — нач. 19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал в Санкт-Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе.
Эти люди были знакомы не только Пушкину, но и Онегину. Упоминание их имен в романе расширяет наше представление об эпохе, круге общения нашего героя, его образе жизни.
Примечание: презентацию упомянутых Пушкиным современников могут провести специально подготовленные ребята.
3 часть: заключение
Человек есть тайна, на которую не следует посягать. Изобразить человека можно через его поведение, пристрастия, вещи.
3-й тезис: учитель говорит эти слова, держа в руке розу и стоя у портрета Пушкина, в конце речи кладет ее к портрету и задувает свечи.
Видеть глубинное в малом,
Внутреннее во внешнем,
Понимать эпоху в «мелочах быта» учит нас Пушкин.
Как бы не зная границ и пределов,
Не ощущая далекого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и во всем совершенный, Пушкин переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего чужого, ведь лучший учитель – это Пушкин.
Наше путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным и познавательным. Дома попробуйте самостоятельно найти художественные детали, отражающие эпоху и характер героя во 2-3 главе романа «Евгений Онегин»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Владлена Феликсовна
→ vlad-lena 06.11.2011 1 12931 1792 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.