Заключительный урок литературы в 7 классе в форме игры
Шабанова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы
МВСОУ ОСОШ г. Инта
Методическое сопровождение
Правила игры.
Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название.
Последовательность хода команд определяется жеребьевкой.
На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде.
В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью «Знаток»). Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение.
После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов ( красный – очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый – не интересно).
Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос «Кот в мешке», если он выпадает, то команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команды получает удвоенное количество баллов, если не правильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.
Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на бабочку. После завершения игры необходимо нажать на слайде 2 в верхнем правом углу на гиперссылку (бабочку), после чего перейдем на последний слайд.
Задания.
Блок – 1 «Термины»
10 баллов: Дайте определение былины как жанра литературы.
20 баллов: Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека – это ….
30 баллов: Дайте определение повести как жанру литературы.
40 баллов: Один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.
50 баллов (кот в мешке): Что называется кульминацией?
Блок – II «Кто автор?»
10 баллов: «Песнь о вещем Олеге» написал …..
20 баллов: «О чем плачут лошади» написал …..
30 баллов: Автор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»?
40 баллов: Кто автор рассказа «Цифры»?
50 баллов (кот в мешке): Автор трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?
Блок – III «Узнай текст»
10 баллов: Все на
пиру наедалися,
Все на
пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
20 баллов: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол…»
30 баллов: Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
40 баллов: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».
50 баллов (кот в мешке): «Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, перешли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река».
Блок – IV «Герои»
10 баллов: «Весь он был складной, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях».
20 баллов: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».
30 баллов: «Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горы, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все называли его …»
40 баллов (кот в мешке): «Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой».
50 баллов: «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое»».
Блок – V «Чьи слова?»
10 баллов: - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум?
20 баллов (кот в мешке): Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
30 баллов: - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!
40 баллов: Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его волей вольною,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому!
50 баллов: Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Блок – VI «Описание»
10 баллов: «Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка коня и путы с серебряными бляхами».
20 баллов: «В сундуках, которыми была заполнена ее комната, было решительно все, чтобы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у …», и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала».
30 баллов: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие».
40 баллов (кот в мешке): «Вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца».
50 баллов: «Наконец они минули предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье».
Правильные ответы
Блок – 1
10 – Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях
20 – Рассказ
30 – Один из видов эпического произведения; больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман
40 – Стихотворение в прозе
50 – Момент наивысшего действия в художественном произведении
Блок – 2
10 – А.С.Пушкин
20 – Ф.А.Абрамов
30 – В.В.Маяковский
40 – И.А.Бунин
50 – Л.Н.Толстой
Блок – 3
10 – Былина «Садко»
20 – «Поучение» Владимира Мономаха
30 – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
40 – «Детство» М.Горький
50 – «Тихое утро» Ю.П.Казаков
Блок – 4
10 – Дед Каширин
20 – Данко
30 – Юшка
40 – Отец Николеньки
50 – Два генерала
Блок – 5
10 – Очумелов
20 – Княгиня Трубецкая
30 – Тарас Бульба
40 – Купец Калашников
50 – Вещий Олег
Блок – 6
10 – Изба Тараса Бульбы
20 – Комната Натальи Савишны
30 – Дом деда Каширина
40 – Комната Хорошего Дела
50 – Запорожская Сечь
Методическое сопровождение
Правила игры.
Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название.
Последовательность хода команд определяется жеребьевкой.
На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде.
В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью «Знаток»). Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение.
После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов ( красный – очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый – не интересно).
Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос «Кот в мешке», если он выпадает, то команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команды получает удвоенное количество баллов, если не правильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.
Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на бабочку. После завершения игры необходимо нажать на слайде 2 в верхнем правом углу на гиперссылку (бабочку), после чего перейдем на последний слайд.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабанова Наталья Александровна
→ Natalja 18.05.2009 0 8800 2000 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.