Урок "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина"; 10-11 класс


Слайд 1
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. «Явился Пушкин, и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное – стал развязен, естествен, стал вполне русским языком». В.Г. Белинский «Есть имена, как солнце! Имена – Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена!» И. Северянин
Слайд 2
Самый богатый стиль речи – художественный …    -Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. -Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? -Какие средства художественной выразительности вам известны?
Слайд 3
Терминологический диктант Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? Образное определение? Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого - либо явления? Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого - либо явления? Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному?
Слайд 4
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением? Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок?
Слайд 5
Ключ к терминологическому диктанту. Проверь себя!: 1.Метафора 2.Сравнение 3.Эпитет 4.Метонимия 5.Гипербола 6.Литота 7.Ирония 8.Аллегория 9.Олицетворение 10.Перифраза 13.Антитеза 11.Анафора 12.Эпифора 14.Градация 15.Инверсия
Слайд 6
«Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка» План. 1. 2. 3. Язык художественной литературы – вершина литературного языка. Двуязычие в эпоху Киевской Руси. Предшественники Пушкина,подготовившие реформаторскую деятельность:     М.В. Ломоносов – создатель теории «трех штилей». Н.М. Карамзин против употребления народных речевых средств. Сближение литературного языка и разговорной речи Карамзиным. А.С.Шишков – противник смешения высокого стиля с низким, против заимствований.
Слайд 7
Внимание к «словенскому языку» (церковнославянскому и русскому) любителя русского слова Шишкова. «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».  Умеренность употребления церковнославянизмов и европеизмов Жуковским, Вяземским, Батюшковым.  Место А.С. Грибоедова и И.А. Крылова в истории русского литературного языка (национальная самобытность и выразительность). А.С. Пушкин – создатель национального литературного языка. «Язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин)  4. 5.
Слайд 8
Комплексный анализ художественного текста  1.Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как – нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая;    Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив… А.С. Пушкин  Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение. О чем повествуется в тексте? Какие орфограммы есть в отрывке? Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте? Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?
Слайд 9
Комплексный анализ художественного текста Задания по тексту №2:  Стиль текста? Возок несется чрез ухабы. Докажите свое Мелькают мимо будки, утверждение. бабы,  Сколько предложений Мальчишки, лавки, фонари, в отрывке? Дворцы, сады, монастыри,  Дать характеристику 2 Бухарцы, сани, огороды, предложению. Купцы, лачужки, мужики,  Роль существительных Бульвары, башни, казаки, в предложении? Аптеки, Магазины моды,  Какие из Балконы, львы на воротах перечисленных И стаи галок на крестах. названий – заимствованные слова? Их роль?
Слайд 10
Комплексный анализ художественного текста Задания по тексту №3: 3.Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи и внутри Везде блистают фонари; Еще, прозябнув, бьются кони, Наскуча упряжью своей, И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони,А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.         Стиль текста? Докажите свое утверждение. Сколько предложений в отрывке? Слов какай части речи в тексте обилие? С какой целью используется так много глаголов? Определить вид глаголов. Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте? Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении? Что происходит со словами в художественном

Полный текст материала Урок "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина"; 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Инна Васильева  innyla
21.05.2009 1 27788 4364

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК