Слайд 1
УРОКИССЛЕДОВАНИЕ
по русскому языку
в 8 классе
Выполнила
учитель русского языка и
литературы
высшей категории
МОУ «СОШ №4» города Ржева
Тверской области
Баранова Татьяна Ивановна
Урок-исследование. 8класс.
Учитель МОУ «СОШ№4» г.Ржева Тверской области Баранова Т.И.
Тема « Роль обращений в художественных произведениях».
Цель: выявить роль обращений в художественной литературе. На примерах произведений А.С. Пушкина повторить постановку знаков препинания при обращении; развивать познавательный и духовный интерес к предмету.
Эпиграф: « Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения» Н.В. Гоголь
Ход урока.
Сообщение темы, цели урока, запись в тетради.
Учитель:
Тема нашего урока «Роль обращений в художественной литературе».
Цель:
Пользуясь текстами А.С. Пушкина, будем исследовать роль обращений в его произведениях.
Первое задание
- Выполнить синтаксический разбор ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Мой друг отчизн . посв.тим
Души пр.красные порывы!
«К Чаадаеву»
(Побудительное,восклицательное, простое,распространённое,1гр. основа-односоставное,о.-л.,полное, осложнено обращением)
Учитель:
- Что такое обращение?
-Как вы считаете, для чего А.С. Пушкин использовал именно это обращение «Мой друг»?
А) для привлечения внимания собеседника.
- Прочитайте из домашней работы, какие еще обращения для привлечения внимания собеседника вы выписали.
1.Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной…
2.Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.
(«19 октября 1927 г.»)
Покоя сердце просит –
Летят за днями дни,
И каждый час уносит частичку бытия.
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ОБЪЯСНИТЬ ОРФОГРАММЫ,ПУНКТОГРАММЫ, СОСТАВИТЬ СХЕМУ.
Мой первый друг мой друг бе.це..ый!
И я судьбу бл.госл.вил
Когда мой двор уед.не..ый,
Печальным снегом занесе..ый
Твой колокольчик огласил.
СХЕМА.
Учитель:
-Для чего служат обращения в этом стихотворении? Кому оно посвящено? Какое чувство испытывает поэт?
Б)Обращения служат для выражения отношения говорящего к собеседнику. Поэт испытывает дружеское, нежное, любящее чувство.
-Ваши примеры.
1.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!(вкладывает значение не только возраста, но и любовь, и нежность).
«Няне»
2.Девицы, красавицы,
Душеньки ,подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разыграйтесь, милые!
Песня девушек из романа «Евгений Онегин»
-При помощи чего автор передаёт свою симпатию к девицам?(Определения и оценочные суффиксы)
-Какую лексику использует поэт?( Разнообразную: и возвышенную, и разговорную, и нейтральную).
-Какое ещё отношение можно выразить к собеседнику?(Презрительное,ироническое,недоброжелательное,грубое).
-Приведите примеры(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
1.Испугался старик, взмолился:
«Что ты ,баба, белены объелась?»
2.Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Ещ. пуще старуха бр.нит.ся
Дурачина ты простофиля
Выпросил дурачина к.рытО
В к.рыт. много ль к.рысти
ПРОВЕРКА.(Объяснение орфографических и пунктуационных правил.)
-Учитель:
Оценочную функцию обращения отмечал М.В.Ломоносов:»…сею фигурою можно советовать,хвалить,насмехаться…»; «все случаи ласки,мольбы, ругательств» подчёркивал А.М.Пешковский; «торжественность,риторичность»-Л.Ю.Максимов.
-Какую ещё роль выполняют обращения в произведениях А.С.Пушкина?(Учащиеся приводят примеры из домашней работы.)
1.Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
(«К студентам»)
2.Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой
(«К Пущину»)
3.Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой.
(«Из письма Вульфу»)
Учитель:
- Какие еще обращения выписали?
4.Ты ,Горчаков,счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной
«19 октября 1825 г..»…
5.Забудь,любезный мой Каверин,
Минутной резвости нескромные стихи,
Люблю я первый, будь уверен,
Твои счастливые грехи!
«К Каверину»
Учитель: Да, для поэтического диалога А.С. Пушкина наиболее характерен адресат – не лицо, например:
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье…
Ах, лето красное!
Любил бы я тебя,
Когда б не зной ,да комары, да мухи…
- А.С. Пушкин употребляет при обращении различные типы определений: согласованные и несогласованные, приложения, использует ряды однородных обращений.
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Ты не забудешь дружбы нашей
О Пущин, ветреный мудрец!
-Наличие глаголов в форме повелительного наклонения придают произведению с обращениями побудительный характер, выражают эмоциональную напряженность:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(«Погасло дневное светило»)
Таким образом, обращение может называть конкретное лицо, неодушевленный предмет, носить оценочный характер.
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель:
-Записать предложение, объяснить знаки препинания и орфограммы.
Друзья мои Прекрасен наш союз писал А.С.Пушкин в послании 19 октября 1825 года обращаясь к лицеистам.
ПРОВЕРКА.
Учитель:
-Чаще всего мы используем обращения в устной, разговорной речи. Где еще используются обращения? (в письменной речи – в письмах
Где еще использовал Пушкин обращения? (В письмах, в эпистолярном жанре)
Учитель
- Мне хочется прочитать вам отрывки из двух писем Н.В. Гоголя, современника А.С. Пушкина, талантливого человека, к самым близким и дорогим для него людям- матери и отцу. А вы выпишите по ходу чтения все обращения, которые использовал Гоголь.
«Письмо матери»
Марии Ивановне
30 апреля 1829 г.
Санкт – Петербург
В сей день я только получил ваше письмо с деньгами… Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька, я точно сильно нуждаюсь в это время…
Теперь вы, великодушная моя маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу сделать для меня еще величайшее одолжение. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаев и нравов малороссиян наших, и потому, я знаю, любезнейшая моя, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке.
Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маменька, с радостным днем вашего ангела, желаю Вам провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не могу прислать Вам хорошего подарка. Но Вы видите мою сыновнюю любовь к Вам.
Вечно и неизменно любящий Вас сын
Н. Гоголь – Яновский
«Письмо отцу»
Василию Гоголю
Милостивый государь мой папенька!
Письмо Ваше получил я 28 сентября. Весьма рад, находя Вас, сударь мой, в добром здравии. Сделайте милость, объявите мне, поеду ли я домой на рождество?
Между прочим, прошу Вас, дражайший папенька, еще: нельзя ли каким-нибудь образом достать «Собрание образцовых сочинений в стихах и прозе»
Еще прошу уведомить меня, дорогой друг, не приедете ли вы в Нежин посетить нас и осчастливить меня своим присутствием.
Прощайте, дражайший папенька!
Ваш послушнейший и покорнейший сын Николай Гоголь-Яновский
Учитель:
- Какое отношение передается к матери?(любовное, боготворящее) К отцу?(дружеское деловое, строгое) Интересно употребление здесь обращения «сударь». Что узнали об этимологии этого слова? Употребляется ли оно сейчас?
В каких произведениях А.С. Пушкин использовал еще эпистолярный жанр?
(«Капитанская дочка», «Повести покойного И.П. Белкина.
От издателя»,»Дубровский»-письмо Дубровского Маше Троекуровой», »Пиковая дама»- Герман-Лизе)
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.
Самостоятельная работа.
1 группа.
Творческое задание: написать письмо от имени Петра Гринева на разрешение на брак с Машей Мироновой: - девочки – матери
- мальчики - отцу (обратить внимание на обращения, которые выписали ,стиль)
2группа.
Работа по карточкам.
Расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
1Мороз и солнце; день чудес.ный!
Ещ. ты дремл.ш. друг пр.лес.ный,-
Пора красавица проснись…
«Зимнее утро»
2.Скользя по утреннему снегу
Друг милый пр.дадимся бегу
(Не)терп.ливого коня…
«Зимнее утро»
3.Вып.ем добрая подру.ка
Бедной юности моей
Вып.ем с горя; где же кру.ка?
Сердцу будет веселей.
«Зимний вечер»
4Ах ты мер.кое стекло
Это врёш. ты мне (на)зло.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
5.Здра.ствуй князь ты мой пр.крас.ный
Что ты тих как день (не)нас.ный?
«Сказка о царе Салтане»
3группа.
Работа с учебником (упражнение№ 262)
Задание:записать предложения, обозначить графически обращения.
Проверка.
1.Творческие задания зачитать.
2Карточки сдать без проверки.
3Ттетради собрать.
Итог урока.
Подвести итог урока я хочу словами Н.В.Гоголя, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку-исследованию» Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(ПО ГРУППАМ)
1ГРУППА-ПИСЬМО САВЕЛЬИЧА ОТЦУ ГРИНЁВА.
2ГРУППА-ЗАПИСАТЬ ДИАЛОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЙ СО СМИРНОВЫМ ВЛАДИМИРОМ ПЕТРОВИЧЕМ (ЕМУ 35 ЛЕТ,УЧИТЕЛЬ)
3ГРУППА-ПИСЬМО ДРУГУ.
РЕФЛЕКСИЯ.
-Самым интересным на уроке для меня было…
-Для меня оказалось трудным и сложным…
-Я был(а) бы рад(а)..
-На месте Татьяны Ивановны я бы…
Автор: Баранова Татьяна Ивановна
→ Tatyana54 18.11.2011 2 8519 1818 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.