Урок-исследование+презентация по русскому языку в 8 классе "Роль обращений в художественных произведениях"


Урок-исследование. 8класс.

Учитель МОУ «СОШ№4» г.Ржева Тверской области Баранова Т.И.

Тема « Роль обращений в художественных произведениях».


Цель: выявить роль обращений в художественной литературе. На примерах произведений А.С. Пушкина повторить постановку знаков препинания при обращении; развивать познавательный и духовный интерес к предмету.


Эпиграф: « Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения» Н.В. Гоголь

Ход урока.

  1. Сообщение темы, цели урока, запись в тетради.

Учитель:

Тема нашего урока «Роль обращений в художественной литературе».

Цель:

Пользуясь текстами А.С. Пушкина, будем исследовать роль обращений в его произведениях.

Первое задание

- Выполнить синтаксический разбор ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Мой друг отчизн . посв.тим

Души пр.красные порывы!

«К Чаадаеву»

(Побудительное,восклицательное, простое,распространённое,1гр. основа-односоставное,о.-л.,полное, осложнено обращением)


Учитель:

- Что такое обращение?

-Как вы считаете, для чего А.С. Пушкин использовал именно это обращение «Мой друг»?

А) для привлечения внимания собеседника.

- Прочитайте из домашней работы, какие еще обращения для привлечения внимания собеседника вы выписали.

1.Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной…

2.Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе.

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли.

(«19 октября 1927 г.»)

3.Пора, мой друг, пора

Покоя сердце просит –

Летят за днями дни,

И каждый час уносит частичку бытия.


ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

ЗАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ОБЪЯСНИТЬ ОРФОГРАММЫ,ПУНКТОГРАММЫ, СОСТАВИТЬ СХЕМУ.

Мой первый друг мой друг бе.це..ый!

И я судьбу бл.госл.вил

Когда мой двор уед.не..ый,

Печальным снегом занесе..ый

Твой колокольчик огласил.

СХЕМА.

Учитель:

-Для чего служат обращения в этом стихотворении? Кому оно посвящено? Какое чувство испытывает поэт?

Б)Обращения служат для выражения отношения говорящего к собеседнику. Поэт испытывает дружеское, нежное, любящее чувство.

-Ваши примеры.

1.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!(вкладывает значение не только возраста, но и любовь, и нежность).

«Няне»

2.Девицы, красавицы,

Душеньки ,подруженьки,

Разыграйтесь, девицы,

Разыграйтесь, милые!

Песня девушек из романа «Евгений Онегин»

-При помощи чего автор передаёт свою симпатию к девицам?(Определения и оценочные суффиксы)

-Какую лексику использует поэт?( Разнообразную: и возвышенную, и разговорную, и нейтральную).

-Какое ещё отношение можно выразить к собеседнику?(Презрительное,ироническое,недоброжелательное,грубое).

-Приведите примеры(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

1.Испугался старик, взмолился:

«Что ты ,баба, белены объелась?»

2.Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»


ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Ещ. пуще старуха бр.нит.ся

Дурачина ты простофиля

Выпросил дурачина к.рытО

В к.рыт. много ль к.рысти

ПРОВЕРКА.(Объяснение орфографических и пунктуационных правил.)

-Учитель:

Оценочную функцию обращения отмечал М.В.Ломоносов:»…сею фигурою можно советовать,хвалить,насмехаться…»; «все случаи ласки,мольбы, ругательств» подчёркивал А.М.Пешковский; «торжественность,риторичность»-Л.Ю.Максимов.

-Какую ещё роль выполняют обращения в произведениях А.С.Пушкина?(Учащиеся приводят примеры из домашней работы.)

В) Обращение адресовано конкретному лицу, адресату

1.Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

(«К студентам»)

2.Любезный именинник,

О Пущин дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой

(«К Пущину»)

3.Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой.

(«Из письма Вульфу»)

Учитель:

- Какие еще обращения выписали?

4.Ты ,Горчаков,счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной

«19 октября 1825 г..»…

5.Забудь,любезный мой Каверин,

Минутной резвости нескромные стихи,

Люблю я первый, будь уверен,

Твои счастливые грехи!

«К Каверину»

В) Обращения к неодушевленным предметам

Учитель: Да, для поэтического диалога А.С. Пушкина наиболее характерен адресат – не лицо, например:

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье…


Ах, лето красное!

Любил бы я тебя,

Когда б не зной ,да комары, да мухи…


- А.С. Пушкин употребляет при обращении различные типы определений: согласованные и несогласованные, приложения, использует ряды однородных обращений.

Простите, верные дубравы!

Прости, беспечный мир полей

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!


Ты не забудешь дружбы нашей

О Пущин, ветреный мудрец!


-Наличие глаголов в форме повелительного наклонения придают произведению с обращениями побудительный характер, выражают эмоциональную напряженность:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(«Погасло дневное светило»)



Таким образом, обращение может называть конкретное лицо, неодушевленный предмет, носить оценочный характер.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель:

-Записать предложение, объяснить знаки препинания и орфограммы.

Друзья мои Прекрасен наш союз писал А.С.Пушкин в послании 19 октября 1825 года обращаясь к лицеистам.

ПРОВЕРКА.

Учитель:

-Чаще всего мы используем обращения в устной, разговорной речи. Где еще используются обращения? (в письменной речи – в письмах

  • Где еще использовал Пушкин обращения? (В письмах, в эпистолярном жанре)

Учитель

- Мне хочется прочитать вам отрывки из двух писем Н.В. Гоголя, современника А.С. Пушкина, талантливого человека, к самым близким и дорогим для него людям- матери и отцу. А вы выпишите по ходу чтения все обращения, которые использовал Гоголь.

«Письмо матери»

Марии Ивановне

30 апреля 1829 г.

Санкт – Петербург

В сей день я только получил ваше письмо с деньгами… Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька, я точно сильно нуждаюсь в это время…

Теперь вы, великодушная моя маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу сделать для меня еще величайшее одолжение. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаев и нравов малороссиян наших, и потому, я знаю, любезнейшая моя, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке.

Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маменька, с радостным днем вашего ангела, желаю Вам провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не могу прислать Вам хорошего подарка. Но Вы видите мою сыновнюю любовь к Вам.

Вечно и неизменно любящий Вас сын

Н. Гоголь – Яновский



«Письмо отцу»

Василию Гоголю

Милостивый государь мой папенька!

Письмо Ваше получил я 28 сентября. Весьма рад, находя Вас, сударь мой, в добром здравии. Сделайте милость, объявите мне, поеду ли я домой на рождество?

Между прочим, прошу Вас, дражайший папенька, еще: нельзя ли каким-нибудь образом достать «Собрание образцовых сочинений в стихах и прозе»

Еще прошу уведомить меня, дорогой друг, не приедете ли вы в Нежин посетить нас и осчастливить меня своим присутствием.

Прощайте, дражайший папенька!

Ваш послушнейший и покорнейший сын Николай Гоголь-Яновский



Учитель:

- Какое отношение передается к матери?(любовное, боготворящее) К отцу?(дружеское деловое, строгое) Интересно употребление здесь обращения «сударь». Что узнали об этимологии этого слова? Употребляется ли оно сейчас?

  • В каких произведениях А.С. Пушкин использовал еще эпистолярный жанр?

(«Капитанская дочка», «Повести покойного И.П. Белкина.

От издателя»,»Дубровский»-письмо Дубровского Маше Троекуровой», »Пиковая дама»- Герман-Лизе)

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.

Самостоятельная работа.

1 группа.

Творческое задание: написать письмо от имени Петра Гринева на разрешение на брак с Машей Мироновой: - девочки – матери

- мальчики - отцу (обратить внимание на обращения, которые выписали ,стиль)

2группа.

Работа по карточкам.

Расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.

1Мороз и солнце; день чудес.ный!

Ещ. ты дремл.ш. друг пр.лес.ный,-

Пора красавица проснись…

«Зимнее утро»

2.Скользя по утреннему снегу

Друг милый пр.дадимся бегу

(Не)терп.ливого коня…

«Зимнее утро»


3.Вып.ем добрая подру.ка

Бедной юности моей

Вып.ем с горя; где же кру.ка?

Сердцу будет веселей.

«Зимний вечер»

4Ах ты мер.кое стекло

Это врёш. ты мне (на)зло.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

5.Здра.ствуй князь ты мой пр.крас.ный

Что ты тих как день (не)нас.ный?

«Сказка о царе Салтане»


3группа.

Работа с учебником (упражнение№ 262)

Задание:записать предложения, обозначить графически обращения.


Проверка.

1.Творческие задания зачитать.

2Карточки сдать без проверки.

3Ттетради собрать.


Итог урока.

Подвести итог урока я хочу словами Н.В.Гоголя, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку-исследованию» Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(ПО ГРУППАМ)


1ГРУППА-ПИСЬМО САВЕЛЬИЧА ОТЦУ ГРИНЁВА.

2ГРУППА-ЗАПИСАТЬ ДИАЛОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЙ СО СМИРНОВЫМ ВЛАДИМИРОМ ПЕТРОВИЧЕМ (ЕМУ 35 ЛЕТ,УЧИТЕЛЬ)

3ГРУППА-ПИСЬМО ДРУГУ.


РЕФЛЕКСИЯ.

-Самым интересным на уроке для меня было…

-Для меня оказалось трудным и сложным…

-Я был(а) бы рад(а)..

-На месте Татьяны Ивановны я бы…


Слайд 1
УРОКИССЛЕДОВАНИЕ по русскому языку в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ №4» города Ржева Тверской области Баранова Татьяна Ивановна
Слайд 2
Тема урока: «Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина» ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: ВЫЯВИТЬ РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА, ПОВТОРИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ, ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВА РАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К СЛОВУ, УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ
Слайд 3
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Н.В. Гоголь
Слайд 4
Роль обращений в Выполнить синтаксический разбор предложений: произведениях А.С. Пушкина Мой друг ,отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной… Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе. В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли. Пора, мой друг, пора Покоя сердце просит – Летят за днями дни, И каждый час уносит частичку бытия ОБРАЩЕНИЕ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА
Слайд 5
Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! («К студентам») Любезный именинник, О Пущин ,дорогой! Прибрел к тебе пустынник С открытою душой («К Пущину») Здравствуй, Вульф, приятель мой! Приезжай сюда зимой. («Из письма Вульфу») Обращение адресовано конкретному лицу, адресату.
Слайд 6
Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Обращение к неодушевлённым предметам
Слайд 7
При обращении используются различные типы определений приложения Ты не забудешь дружбы нашей О Пущин, ветреный мудрец! согласованные несогласованн ые Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней! глаголы повелительного наклонения придают побудительный характер выражают эмоциональную напряженность Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Слайд 8
Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина 3адание №2 Записать предложение, объяснить орфограммы, пунктограммы, составить схему, дать характеристику предложению: Мой первый друг мой друг бе… це…ый И я судьбу бл...госл…вил Когда мой двор уед…нённый Печальным снегом занес … ый Твой колокольчик огл…сил - Кому посвящено это стихотворение? Для чего служат обращения в этом стихотворении? Какое чувство испытывает поэт? Что помогает выразить это чувство?
Слайд 9
«…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться» М.В. Ломоносов Задание №3 Работа с текстом: Ещ… пущ… старуха бр…нит… ся Дурачина ты, простофиля! Выпр…сил, дурачина, к…рыто! В к…рыт… много ль к...рысти? - Какую функцию выполняет обращение в данном тексте?
Слайд 10
«…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться» М.В. Ломоносов Задание №3 Работа с текстом: Ещ… пущ… старуха бр… нится Дурачина ты, простофиля! Выпр…сил, дурачина, к… рыто! В к…рыт… много ль к...рысти?
Слайд 11
Роль обращений в эпистолярном жанре Выписать обращения, использованные Н.В. Гоголем в письмах к отцу и матери «Письмо матери» Марии Ивановне В сей день я только получил ваше письмо с деньгами… Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька, я точно сильно нуждаюсь в это время… Теперь вы, великодушная моя маменька, мой добрый ангелхранитель, теперь вас прошу сделать для меня еще величайшее одолжение. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаев и нравов малороссиян наших, и потому я знаю, любезнейшая моя, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маменька, с радостным днем вашего ангела, желаю Вам провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не могу прислать Вам хорошего подарка. Но Вы видите мою сыновнюю любовь к Вам. «Письмо отцу» Василию Гоголю Милостивый государь мой папенька! Письмо Ваше получил я 28 сентября. Весьма рад, находя Вас, сударь мой, в добром здравии. Сделайте милость, объявите мне, поеду ли я домой на рождество? Между прочим, прошу Вас, дражайший папенька, еще: нельзя ли каким-нибудь образом достать «Собрание образцовых сочинений в стихах Вечно и неизменно любящий Вас сын Н. Гоголь – Яновский и прозе» Еще прошу уведомить меня, Какое отношение передается к матери? К отцу? друг, не приедете Что узнали об этимологии словадорогой «сударь»? Употребляется лили вы в Нежин посетить нас и оно сейчас? осчастливить меня своим В каких произведениях А.С. Пушкин использовал эпистолярный
Слайд 12
Итог урока: Домашнее задание: написать письмо от имени Петра Гринева на разрешение на брак с Машей Мироновой: - девочки – матери -мальчики – отцу, использовав обращения из писем Н.В. Гоголя • Обращение служит для привлечение внимания собеседника • Обращение адресовано конкретному лицу, адресату. • Обращение к неодушевлённым предметам • Обращение носит оценочный характер
Слайд 13
Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… На месте Татьяны Ивановны я бы…
Слайд 14
Спасибо за внимание!!!

Полный текст материала Урок-исследование+презентация по русскому языку в 8 классе "Роль обращений в художественных произведениях" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баранова Татьяна Ивановна  Tatyana54
18.11.2011 2 8541 1818

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК