Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным места"

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным места"

Анонс урока

Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Программа: Под редакцией М. М. Разумовской

Учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным места

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели:

  1. Знание особенностей СПП с придаточным места.

  2. Формирование умения конструировать предложения данного вида, расставлять в них знаки препинания и правильно употреблять такие предложения в речи.

  3. Формирование умения находить СПП в художественных текстах.

Задачи:

  1. Уметь различать омонимичные конструкции.

  2. Знать особенности СПП с придаточным места.

  3. Уметь конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.

  4. Находить СПП с разными видами придаточных в художественных текстах.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

- определять особенности СПП с придаточным места;

- конструировать предложения данного вида;

- расставлять в них знаки препинания;

- находить такие синтаксические конструкции в художественных текстах.

Оборудование, наглядность:

Проектор, презентация, текст рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока

Примечание

Организационный момент:

Приветственное слово учителя. Беседа вопрос-ответ: С чем вы пришли сегодня на урок?

Мотивационный момент урока:

Объясните различия этих двух предложений?

1) Тогда Кирилл бросился бежать в даль, где над туманной степью висела мохнатая чёрная туча.

2) Тогда Кирилл бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая чёрная туча.

(СПП с придаточным определительным и СПП с придаточным обстоятельственным: места. Пример неполной омонимии, т. к. слова написаны по-разному.) Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определить тему урока и поставим цели.

Сообщение темы и цели урока: (определяют дети)

СПП с придаточным места. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

Работаем с новым материалом:

    1. Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 84-85. выпишите кратко в тетради особенности СПП с придаточным места.

    2. Проверяем записи в тетради.

Отрабатываем новый материал:

  1. Выполним упр.127 по заданию (составить СПП с придаточным места).

  2. Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с придаточным места делают нашу речь выразительной и более полной.

Физкультминутка:

Соберите и прочитайте рассыпавшееся по частям предложение (по рядам): Один из лингвистов произнёс: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

- Кто такой лингвист?

- Определите, какое предложение у вас получилось.

Продолжаем отрабатывать новый материал:

  1. Выполняем упр. 128 по предложенному заданию по вариантам, схемы зарисовываем на доске (списать, расставить знаки препинания и составить схемы предложений).

  2. Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что в пословицах, поговорках и афоризмах наблюдается изменение порядка частей СПП с придаточным места с целью усиления смыслового значения придаточной части.

Применяем полученные знания на практике:

  1. Найдите в рассказе Л. Н. Толстого примеры изученных СПП с разными видами придаточных и оформите эти примеры в таблицу…(которая будет состоять из 3 колонок: определительное, изъяснительное и обстоятельственное - места).

  2. Проверяем записанную таблицу и делаем вывод, что в тексте Л.Н. Толстого наиболее употребительные придаточные изъяснительные и определительные, а обстоятельственные места встречается редко. Но использование разных видов СПП, делает речь более полной и выразительной.

Подведем итог:

Давайте представим, что мы собираемся с вами в поход. Что нам надо взять с собой? А зачем? Теперь обратимся к нашему сегодняшнему уроку, чтобы вы взяли с собой с урока? А зачем? (ответы детей)

Домашнее задание:

Для всех: Выполнить упр.133 по предложенному заданию.

На выбор:

  1. Продолжить заполнить таблицу 2-3 примерами СПП из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Сложноподчинённое предложение и место в нём придаточного». Для доказательства разных случаев местоположения придаточных предложений, используйте примеры, записанные на уроке (стр.172-173 ГИА-9, вариант 8).

Рефлексивный момент: Закончите предложение

  1. Сегодня я узнал…

  2. На уроке я научился…

  3. Мне захотелось…

  4. Жаль, что…

  5. Главным на уроке было…

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.


  1. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

  2. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / сост.О. А. Финтисова. – Волглград: Учитель, 2007.


  1. http://festival.1september.ru





9.00-9.02


Слайд 2


9.02-9.05







9.05-9.07

Слайд 3


9.07-9.09



9.09-9.14


Слайд 4

9.14-9.17


9.17-9.19



9.19-9.20


9.20-9.23

Части предложения






9.23-9.27




9.27-9.28




9.30-9.34



Слайд 5



9.34-9.35







9.35-9.36





Слайд 6

9.36-9.37









Слайд 7

9.37-9.40



5



Полный текст материала Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным места" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна  Swetusya
03.12.2011 1 7284 1364

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК