Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным места"
Анонс урока
Учитель: Шестакова Светлана Анатольевна
Предмет: Русский язык
Класс: 9
Программа: Под редакцией М. М. Разумовской
Учебник: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным места
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
Знание особенностей СПП с придаточным места.
Формирование умения конструировать предложения данного вида, расставлять в них знаки препинания и правильно употреблять такие предложения в речи.
Формирование умения находить СПП в художественных текстах.
Задачи:
Уметь различать омонимичные конструкции.
Знать особенности СПП с придаточным места.
Уметь конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.
Находить СПП с разными видами придаточных в художественных текстах.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:
- определять особенности СПП с придаточным места;
- конструировать предложения данного вида;
- расставлять в них знаки препинания;
- находить такие синтаксические конструкции в художественных текстах.
Оборудование, наглядность:
Проектор, презентация, текст рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока |
Примечание |
Организационный момент: Приветственное слово учителя. Беседа вопрос-ответ: С чем вы пришли сегодня на урок? Мотивационный момент урока: Объясните различия этих двух предложений? 1) Тогда Кирилл бросился бежать в даль, где над туманной степью висела мохнатая чёрная туча. 2) Тогда Кирилл бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая чёрная туча. (СПП с придаточным определительным и СПП с придаточным обстоятельственным: места. Пример неполной омонимии, т. к. слова написаны по-разному.) Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определить тему урока и поставим цели. Сообщение темы и цели урока: (определяют дети) СПП с придаточным места. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте. Работаем с новым материалом: Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 84-85. выпишите кратко в тетради особенности СПП с придаточным места. Проверяем записи в тетради. Отрабатываем новый материал: Выполним упр.127 по заданию (составить СПП с придаточным места). Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с придаточным места делают нашу речь выразительной и более полной. Физкультминутка: Соберите и прочитайте рассыпавшееся по частям предложение (по рядам): Один из лингвистов произнёс: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». - Кто такой лингвист? - Определите, какое предложение у вас получилось. Продолжаем отрабатывать новый материал: Выполняем упр. 128 по предложенному заданию по вариантам, схемы зарисовываем на доске (списать, расставить знаки препинания и составить схемы предложений). Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что в пословицах, поговорках и афоризмах наблюдается изменение порядка частей СПП с придаточным места с целью усиления смыслового значения придаточной части. Применяем полученные знания на практике: Найдите в рассказе Л. Н. Толстого примеры изученных СПП с разными видами придаточных и оформите эти примеры в таблицу…(которая будет состоять из 3 колонок: определительное, изъяснительное и обстоятельственное - места). Проверяем записанную таблицу и делаем вывод, что в тексте Л.Н. Толстого наиболее употребительные придаточные изъяснительные и определительные, а обстоятельственные места встречается редко. Но использование разных видов СПП, делает речь более полной и выразительной. Подведем итог: Давайте представим, что мы собираемся с вами в поход. Что нам надо взять с собой? А зачем? Теперь обратимся к нашему сегодняшнему уроку, чтобы вы взяли с собой с урока? А зачем? (ответы детей) Домашнее задание: Для всех: Выполнить упр.133 по предложенному заданию. На выбор: Продолжить заполнить таблицу 2-3 примерами СПП из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Написать сочинение-рассуждение на тему «Сложноподчинённое предложение и место в нём придаточного». Для доказательства разных случаев местоположения придаточных предложений, используйте примеры, записанные на уроке (стр.172-173 ГИА-9, вариант 8). Рефлексивный момент: Закончите предложение Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне захотелось… Жаль, что… Главным на уроке было… Спасибо за урок! Литература: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / сост.О. А. Финтисова. – Волглград: Учитель, 2007.
http://festival.1september.ru
|
9.00-9.02
Слайд 2
9.02-9.05
9.05-9.07 Слайд 3
9.07-9.09
9.09-9.14
Слайд 4 9.14-9.17
9.17-9.19
9.19-9.20
9.20-9.23 Части предложения
9.23-9.27
9.27-9.28
9.30-9.34
Слайд 5
9.34-9.35
9.35-9.36
Слайд 6 9.36-9.37
Слайд 7 9.37-9.40 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна
→ Swetusya 03.12.2011 1 7325 1364 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.