Конспект
открытого урока литературы 5 класс
«Рифма»
Тип урока: Урок изучения нового
материала.
Вид урока: Урок исследовательского
типа.
Цели: 1. Знакомство с понятием рифмы,
ее видами.
2.Формирование навыка анализа поэтического
текста, распознавания рифм разного
вида, а также навыка создания собственного
поэтического текста.
3. Воспитание любви и внимание к
поэтическому слову.
Использование современных образовательных
технологий: технология модульного
обучения.
Оборудование: презентация, раздаточный
материал (образовательные модули).
Ход урока: Оргмомент.
Вступительное слово учителя: Ребята,
на уроках литературы мы знакомились с
различными произведениями как в стихах,
так и в прозе. Подумайте, что отличает
стихи от прозы? (Рифма).
Слайд1. Итак, тема урока рифма. Что
это такое? Ответить на этот вопрос нам
поможет наш литературный знакомый –
Незнайка.
Слайд 2. Прочитайте отрывок из книги
Н.Носова и ответьте на вопрос, что такое
рифма (Модуль 1).
«Приключения Незнайки»
«Однажды Незнайка пришел
к Цветику и сказал:
–Слушай, Цветик, научи меня
сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
-А ты знаешь, что такое рифма?
-Рифма? Нет, не знаю.
-Рифма – это когда два слова
оканчиваются одинаково. – объяснил
Цветик. – Например: утка – шутка, коржик
– моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово
«палка».
-Селедка,- ответил Незнайка.
-Какая же это рифма: палка
– селедка? Никакой рифмы нет в этих
словах.
- Почему нет? Они ведь
оканчиваются одинаково.
- Этого мало,- сказал Цветик,-
надо, чтобы слова были похожи, чтобы
получалось складно: палка – галка,
печка – свечка
-Понял, понял! – закричал
Незнайка ,- палка – галка, печка –свечка,
книжка – шишка. Вот здорово!»
Выборочная проверка записей. Итак, мы
выяснили, что рифма – это одинаковое
звучание или созвучие строк. Попробуем
самостоятельно используя готовые рифмы,
сочинить стихи.
Слайд 3. (Модуль 2).
Играем в БУРИМЕ:
ученик
–поник , двойка- головомойка
Из школы вернулся домой
ученик, Из школы вернулся
домой ученик
В тетради поставлена двойка.
Он головою своею поник
Лентяй головою лохматой
поник- В тетради поставлена
двойка
Уж ждет его головомойка!
И ждет его головомойка.
Выборочно слушаем варианты, созданные
детьми, потом на экране смотрим вариант,
предложенный учителем.
Комментарий учителя: Обратите
внимание, что рифмующиеся строчки могут
располагаться по-разному, что меняет
звучание, внутреннюю мелодию произведения.
Давайте теперь посмотрим, как звучит
рифма в произведениях великого русского
баснописца Ивана Андреевича Крылова,
с героями которого мы знакомились
недавно.
Слайд 4. (Модуль 3). Выразительное
чтение. Определите по отрывкам и
иллюстрациям названия басен Крылова.
Понаблюдайте самостоятельно над тем,
какие строки рифмуются.
П
опрыгунья-стрекоза
а
Лето красное пропела,
б опоясывающая
Оглянуться не успела ,
б
Как зима катит в глаза.
а
Д
остали
нот, баса, альта две скрипки а
И сели на лужок под липки
а смежная или парная
Пленять своим искусством
свет. б
Ударили в смычки, дерут, а
толку нет. б
И
з
кожи лезут вон, а возу все нет ходу! а
Поклажа бы для них казалась
и легка: б перекрестная
Да Лебедь рвется в облака,
а
Рак пятится назад, а Щука
тянет в воду. Б
Схемы записываем в тетрадь.
Слайд 5. (Модуль 4). Определите
самостоятельно при помощи схем способ
рифмовки в следующих отрывках. Поставьте
ударения в последних рифмующихся словах.
Понаблюдайте, как звучит строка с
ударением на последнем слоге и как – с
ударением на предпоследнем.
Комментарий учителя: Строка с
ударением на последнем слоге звучит
тверже, жестче. Она называется МУЖСКОЙ.
Ударение на предпоследнем слоге делает
стих более мягким, плавным. Такая рифма
называется ЖЕНСКОЙ,
Определи способ рифмовки:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до
отвала;
Наевшись, выспалась под
ним,
Потом, глаза продравши,
встала.
Н
евежда
так же в ослепленье женская
Бранит науки и ученье,
И
все ученые труды, мужская
Не ведая, что он вкушает их
плоды.
Учащиеся записывают в тетрадь примеры
мужской и женской рифмы.
Слайд 6. Что же мы сегодня узнали о
рифме? Подвести итог нам поможет
Литературоведческий словарь. Определение
рифмы учащиеся поэтапно записывают в
тетрадь.
«Словарь
литературоведческих терминов»:
РИФМА – (греч. rhythmos)
– одинаковое звучание стихотворных
строк.
Рифма может быть богатой
и точной отрада –
винограда; а бывает
бедной и приблизительной ветер
– светел.
По месту ударения рифма
также бывает мужской и женской. По
способу рифмовки прямой , перекрестной
и опоясывающей.
Домашнее задание: 1. Изучит статью
учебника «Рифма» «Ритм» стр. 94. Задания
1-3 стр.95.
По результатам выполнения задания в
модулях все учащиеся получают оценки.
Приложение 1.
Модуль
1
|
|
С помощью
Незнайки и Цветика дай свое определение
рифмы.
|
|
Модуль
2
|
|
Буриме.
Сочини свое четверостишие по готовым
рифмам.
|
|
Модуль
3
|
|
Назовите
басни Крылова, отрывки из которых
использованы на уроке.
|
|
Модуль
4
|
|
Самостоятельно
определи способы рифмовки в приведенных
отрывках.
|
|