Урок + презентация по литературе по теме "Рифма" для 5 кл.


Конспект открытого урока литературы 5 класс

«Рифма»



Тип урока: Урок изучения нового материала.


Вид урока: Урок исследовательского типа.


Цели: 1. Знакомство с понятием рифмы, ее видами.

2.Формирование навыка анализа поэтического текста, распознавания рифм разного вида, а также навыка создания собственного поэтического текста.

3. Воспитание любви и внимание к поэтическому слову.


Использование современных образовательных технологий: технология модульного обучения.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (образовательные модули).

Ход урока: Оргмомент.

Вступительное слово учителя: Ребята, на уроках литературы мы знакомились с различными произведениями как в стихах, так и в прозе. Подумайте, что отличает стихи от прозы? (Рифма).

Слайд1. Итак, тема урока рифма. Что это такое? Ответить на этот вопрос нам поможет наш литературный знакомый – Незнайка.

Слайд 2. Прочитайте отрывок из книги Н.Носова и ответьте на вопрос, что такое рифма (Модуль 1).


«Приключения Незнайки»

«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

–Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

-А ты знаешь, что такое рифма?

-Рифма? Нет, не знаю.

-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово «палка».

-Селедка,- ответил Незнайка.

-Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало,- сказал Цветик,- надо, чтобы слова были похожи, чтобы получалось складно: палка – галка, печка – свечка

-Понял, понял! – закричал Незнайка ,- палка – галка, печка –свечка, книжка – шишка. Вот здорово!»


Выборочная проверка записей. Итак, мы выяснили, что рифма – это одинаковое звучание или созвучие строк. Попробуем самостоятельно используя готовые рифмы, сочинить стихи.


Слайд 3. (Модуль 2).


Играем в БУРИМЕ:

ученик –поник , двойка- головомойка

Из школы вернулся домой ученик, Из школы вернулся домой ученик

В тетради поставлена двойка. Он головою своею поник

Лентяй головою лохматой поник- В тетради поставлена двойка

Уж ждет его головомойка! И ждет его головомойка.


Выборочно слушаем варианты, созданные детьми, потом на экране смотрим вариант, предложенный учителем.

Комментарий учителя: Обратите внимание, что рифмующиеся строчки могут располагаться по-разному, что меняет звучание, внутреннюю мелодию произведения. Давайте теперь посмотрим, как звучит рифма в произведениях великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, с героями которого мы знакомились недавно.


Слайд 4. (Модуль 3). Выразительное чтение. Определите по отрывкам и иллюстрациям названия басен Крылова. Понаблюдайте самостоятельно над тем, какие строки рифмуются.



П опрыгунья-стрекоза а

Лето красное пропела, б опоясывающая

Оглянуться не успела , б

Как зима катит в глаза. а


Д остали нот, баса, альта две скрипки а

И сели на лужок под липки а смежная или парная

Пленять своим искусством свет. б

Ударили в смычки, дерут, а толку нет. б


И з кожи лезут вон, а возу все нет ходу! а

Поклажа бы для них казалась и легка: б перекрестная

Да Лебедь рвется в облака, а

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Б




Схемы записываем в тетрадь.


Слайд 5. (Модуль 4). Определите самостоятельно при помощи схем способ рифмовки в следующих отрывках. Поставьте ударения в последних рифмующихся словах. Понаблюдайте, как звучит строка с ударением на последнем слоге и как – с ударением на предпоследнем.

Комментарий учителя: Строка с ударением на последнем слоге звучит тверже, жестче. Она называется МУЖСКОЙ. Ударение на предпоследнем слоге делает стих более мягким, плавным. Такая рифма называется ЖЕНСКОЙ,



Определи способ рифмовки:


Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним,

Потом, глаза продравши, встала.


Н евежда так же в ослепленье женская

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды, мужская

Не ведая, что он вкушает их плоды.


Учащиеся записывают в тетрадь примеры мужской и женской рифмы.


Слайд 6. Что же мы сегодня узнали о рифме? Подвести итог нам поможет Литературоведческий словарь. Определение рифмы учащиеся поэтапно записывают в тетрадь.


«Словарь литературоведческих терминов»:

РИФМА – (греч. rhythmos) – одинаковое звучание стихотворных строк.

Рифма может быть богатой и точной отрада – винограда; а бывает бедной и приблизительной ветер – светел.

По месту ударения рифма также бывает мужской и женской. По способу рифмовки прямой , перекрестной и опоясывающей.



Домашнее задание: 1. Изучит статью учебника «Рифма» «Ритм» стр. 94. Задания 1-3 стр.95.

По результатам выполнения задания в модулях все учащиеся получают оценки.

Приложение 1.



Модуль 1


С помощью Незнайки и Цветика дай свое определение рифмы.





Модуль 2


Буриме. Сочини свое четверостишие по готовым рифмам.





Модуль 3


Назовите басни Крылова, отрывки из которых использованы на уроке.





Модуль 4


Самостоятельно определи способы рифмовки в приведенных отрывках.



Слайд 1
Михайлова Светлана Юрьевна ГОУ СОШ №625 с углублённым изучением математики им. Героя РФ В.Е.Дудкина Невского района г. Санкт-Петербурга Учитель русского языка и Литературы Категория – Высшая «Почётный работник общего образования Российской Федерации»
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Попрыгунья Стрекоза ето красное пропела, Лето красное пропела, глянуться не успела, Оглянуться не успела, А Б Б А Как зима катит в глаза. стали нот, баса, альта, две скрипки А сели на лужок под липки А Пленять своим искусством енять своим искусством свет.свет. Б арили в смычки, дерут, а толку нет. Б Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Из кожи лезут вон, а возу всё нет А ходу! Поклажа бы для них Б казалась и легка: А Да Лебедь рвется в облака, Б Рак пятится назад, а Щука тянет в опоясывающая смежная или парная перекрестная
Слайд 7
винья под Дубом вековым аелась желудей досыта, до отвала; аевшись, выспалась под ним; отом, глаза продравши, встала. евежда также в ослепленье женская ранит науки и ученье, все ученые труды, е чувствуя, что он вкушает их плоды. мужская
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Источниками информации: 1.Картинка «Незнайка и Цветик» : http://www.sovetika.ru/images_deti/neznaika_06.jpg 2.Картинка «Свинья под дубом» : http://pics.livejournal.com/evilshrek/pic/000ws4pf 3.Фон презентации: http://waland.ru/thumbs/raznocvetnyi_yarkii_fon_maslom-1708.jpg 4. Николай Носов. Большая книга Незнайки 5. Иван Крылов: Басни

Полный текст материала Урок + презентация по литературе по теме "Рифма" для 5 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайлова Светлана Юрьевна  s-mikhailova
03.12.2011 1 12183 1714

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК