Урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова - "книга мудрости""
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок литературы в 5 классе
Басни И.А.Крылова – «книга мудрости»
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Сидоренко Галина Ибрагимовна
Г.Мегион
2011 г.
Урок литературы в 5 классе
Тема:
Басни И.А.Крылова – «книга мудрости».
Цели:
Закрепление знаний о жанровых особенностях басни; умений находить черты жанра в художественном тексте.
Развитие творческих способностей (инсценировка, сочинение басни), навыков выразительной речи; развитие умений анализировать художественное произведение, сравнивать тексты с т.з. языка, формы, содержания, позиции автора, жанрового своеобразия, умений абстрагировать.
Формирование нравственных качеств личности через содержание басен таких, как: чувство такта, меры, доброты, отзывчивости, чувство товарищества.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, учебник литературы
I .Оргмомент
II.Актуализация
(побудит. мотивация)
Урок начинается с инсценировки басни Крылова «Квартет».
- Надеюсь, что вы, в отличие от музыкантов, владеете знаниями и умениями и будете работать слаженно, как оркестр.(учебная мотивац.)
-К какому жанру вы отнесёте сыгранное произведение? (басня)
-А что называют басней?
(запись на доске)
Эзоп, Лафонтен, Дмитриев, Крылов, Михалков.
-Что объединяет эти имена? (это баснописцы)
- Кто из них является автором «Квартета»?
- Какие басни Крылова вам известны?
Басни И.А.Крылова переведены на 60 языков мира. Имя баснописца занимает особое место в ряду других.
Н.В.Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости». А поэт М.В.Исаковский так писал о баснях Крылова:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней
- Как бы вы назвали сегодняшний заключительный урок?
(вывод темы урока)
-Исаковский говорит, что «мы любим басни».Действительно, басни написаны около 200 лет назад, а люди цитируют их, изучают…
Я предлагаю в процессе урока понять и ответить на такой вопрос:
«ПОЧЕМУ БАСНИ КРЫЛОВА названы БЕССМЕРТНЫМИ?»
III. Применение знаний в знакомой ситуации
- Прослушайте отрывки из басен, как называются процитированные части, какова их роль в произведении?
1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
(Лебедь, Щука и Рак)
У сильного всегда бессильный виноват.
(Волк и Ягнёнок)
Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
(Чиж и Голубь)
Уж сколько раз твердили миру,
Что месть гнусна, вредна; да только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок
(Ворона и Лисица)
Микроитог.
Эта часть басни называется МОРАЛЬЮ, которая содержит нравоучительный смысл.
Некоторые выражения из басен стали крылатыми.
(запись на доске)
А Васька слушает да ест
Вперёд чужой беде не смейся голубок
Воз и ныне там
У сильного всегда бессильный виноват
Вперед чужой беде не смейся, голубок
Эти выражения стали употребляться в речи людей, использоваться в художественных произведениях. Можно сказать, вошли в разряд пословиц и поговорок.
-Кто является действующими лицами названных басен?
- Как называется такой художественный прием, когда растения или животные очеловечиваются?
(олицетворение)
-Но всегда ли действующие лица – животные?
(инсценировка басни «Демьянова уха»)
-В чём иносказательный смысл басни?
-Как речь характеризует героев ?
-Прочитайте мораль. Кому она адресована? (будущим писателям)
Микроитог.
Аллегория заключается в том, что нельзя быть назойливым, во всём нужно знать меру.
Демьян:
Речь его то ласково-вкрадчивая, то настойчивая, то умоляющая, видимо, у него, должно быть, какая-то цель. Автор показывает это при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Соседушка, ложечка, тарелочка, ушица, кусочек; обращения «мой свет».
Фока:
Произносит 2 реплики, ему пришлось нелегко, он не хочет показаться невежливым, неблагодарным, поэтому не в силах отказать хозяину. Сначала он жалобно замечает: « Я три тарелки съел», а потом и вовсе убегает. Автор сочувствует Фоке – «бедный мой».
Басня построена в форме диалога. Язык басни близок к живой разговорной речи. Поэтому ситуация изображена правдиво.
Что общего у изученных нами басен? (они построены на диалоге, в них есть мораль, аллегория, речь басенных героев близка к устной разговорной речи)
IV. Воспроизведение знаний в незнакомой ситуации
(воспроизведение проблемного характера)
-Обратимся к басням Эзопа и Крылова «Лисица и виноград»
- Сравните эти басни с позиции языка, морали, формы, содержания, отношения автора.
Прочитайте басни выразительно.
Басня Крылова написана в стихотворной форме, по содержанию она совпадает с басней Эзопа, но в последней отсутствует мораль и не проявляется отношение автора. А Крылов посмеивается над Лисицей («глаза и зубы разгорелись»)
Эзоп не использует изобразительно-выразительных средств, а у Крылова множество метафор, сравнений, эпитетов, просторечные слова и выражения :кума, видит око, да зуб неймёт.
Отсутствие морали не сказывается на поучительном смысле басни, его видно из поступка Лисицы.
Вывод: басня Крылова ярче, выразительнее, живописнее.
-А почему Эзоп не использовал в басне изобразительно-выразительные средства, как вы думаете? (Эзоп жил в античные времена, это один из первопроходцев в жанре)
V. Контроль за усвоением
- С какими народными жанрами близка басня?(пословица, сказка)
-Выделите характерные черты басни:
зачин и концовка
аллегория
олицетворение
занимательный сюжет
юмор
троекратное повторение
краткий поучительный рассказ
развернутый сюжет
мораль
-Назовите выбранные номера (2, 3, 4, 5, 7, 9)
Дома вы пробовали свои силы в роли баснописцев, сочиняли басни по пословице.
( опросить 3 учеников)
- Какие черты басни просматриваются?
- Оцените басни товарищей.
VI. Итог урока
-Что повторили на уроке? (основные черты басни, аллегорию, содержание изученных басен) - Как работали с баснями? (анализировали, сравнивали с т.з. языка, морали, иносказательного смысла)
- Можем ли мы ответить на главный вопрос урока: почему басни Крылова бессмертны?
Почему они применимы и в наше время?
Басни Крылова высмеивают пороки людей.
Язык близок к живой разговорной речи.
Занимательный сюжет.
Выражения, ставшие крылатыми.
Поучительный смысл.
-Оцените ответы товарищей.
-Что понравилось на уроке?
-Что показалось трудным?
VII. Дача домашнего задания
(по выбору)
1.Выписать крылатые выражения из басен Крылова.
2.Выписать народные пословицы и поговорки.
Источники информации:
1. Учебник-хрестоматия в 2-х частях под редакцией Г.И.Беленького (авторы-составители: М.А.Снежневская , О.М. Хренова, М.: «Мнемозина», 2008г.)
2. Контрольные и проверочные работы по литературе под редакцией В.А. Скрипкиной. 5-8 классы: Метод. пособие. – М.:Дрофа, 1997.
3. Учебное пособие «Уроки мастеров слова», под редакцией Н.Я.Паскевич, (Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000г.)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидоренко Галина Ибрагимовна
→ Ибрагимовна 07.12.2011 0 4537 846 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.