Конспект урока + презентация по русской литературе "Тема детских страданий в творчестве Ф.М.Достоевского и в наши дни"




Тема. Тема детских страданий в творчестве Ф.М.Достоевского

и в наши дни.

(На материале рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)



Цели.

Обучающая: помочь учащимся провести аналогию между трагедией осиротешего героя рассказа и судьбой их сверстников, оказавшихся в таком же положении;

Развивающая: способствовать развитию навыков литературного анализа текста;

Воспитательная: продолжить привитие таких нравственных ценностей как доброта, сострадание, внимательное отношение к окружающим.

Тип урока. Обобщающий урок. Интеграция литературы и обществоведения.

Оборудование. Экран, проектор, карточки с заданиями, CD-проигрыватель.

Ход урока.

Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка.

Ф.М.Достоевский.

1.Организационный момент.

2. Беседа.

-На предыдущих уроках мы с вами познакомились с рассказом «Мальчик у Христа на ёлке». Вспомните, когда он был написан? (1876 г.) Теперь обратимся к современности и попробуем выяснить, ходят ли «мальчики с ручкой» по улицам нашего города?

-Подробнее о положении беспризорных детей в наше время нам расскажет_____. (Презентация 1)

- Как вы думаете, какие проблемы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Исходя из названных вами проблем, попробуем сформулировать тему нашего урока. (Обездоленное детство в творчестве Достоевского и в наши дни.)

Сл.работа: обездоленный-(от доля-судьба) несчастный, лишенный будущего.

-Теперь вновь обратимся к эпиграфу урока: Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка. Все ли слова вам знакомы?

Сл.работа: гармония-согласованность, стройность, красота.

-Как вы понимаете это высказывание Достоевского, каким представляется его автор? Правильно, Достоевского называли великим гуманистом, т.е. человеком, который внимательно относится к людям, к человеческим страданиям. Давайте послушаем _, который дома поработал над темой детских страданий творчестве Достоевского и теперь попытается раскрыть ее нам. (Презентация 2)



-Мы убедились, что тема несчастных, обездоленных детей была неслучайной в творчестве писателя. В какое время происходят события?

-Почему автор выбрал именно предрождественское время? Что вы знаете о Рождестве? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

-Вы ответили верно, но более подробно о Рождестве и жанре «рождественского рассказа» нам представит_. (Презентация 3)

3.Анализ текста (работа в группах).

-Теперь обратимся к тексту произведения. Вашему вниманию будут предложены карточки с фрагментами рассказа. После обсуждения в группе вам предстоит назвать проблему, которую затрагивает автор в данном фрагменте.

Фрагмент 1.

Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшимируками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка и с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка и грязь, и разврат, а главное, водка. Мальчишку посылают ещё в кабак, и он приносит ещё вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он упадет чуть не без памяти на пол.

(Проблемы: алкоголизм, насилие над женщинами и детьми, детское пьянство)

Фрагмент 2.

Мимо прошёл блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика.

***

Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался, а копеечка тут же выскочила и зазвенела по ступенькам.

***

Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а там снизу поддал ему ножкой.

(Проблемы: жестокость, равнодушие окружающих, бездействие властей).

В классе мы провели анонимное анкетирование, в котором было необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Какое чувство вы испытываете к людям, которые просят милостыню на улице?

2.Как вы думаете, кто виноват в бедственном положении детей, просящих подаяние?

3.Какова вероятность у таких детей изменить свою жизнь к лучшему?

-Результаты анкетирования в виде графика.

Фрагмент 3.

Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, смотрел, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать.

На елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то.

(Проблемы: социальное неравенство, бедственное положение детей, прием антитезы)

Фрагмент 4.

Мальчики эти и девочки были все такие же, как он, дети но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома при кормлении, третьи умерли у иссохших грудей своих матерей, во время самарского голода, и все-то они теперь здесь, все у Христа.

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму...Та умерла ещё прежде его; оба свиелись у господа бога на небе.

(Проблемы: детские страдания в жестоком мире взрослых, смерть, как единственное избавление от страданий)

4.Творческая работа (создание мини-проектов).

-Нашей задачей является не только установить проблемы, но и найти пути их разрешения. Поэтому сейчас каждой группе предлагается схематично представить свой план борьбы с беспризорностью в нашем городе и помощи вашим сверстникам, попавшим в беду (создание и защита мини-проектов).

5.Подведение итогов.

-Вернемся к теме нашего урока: Обездоленное детство в творчестве Достоевского и в наши дни. Какие цели мы ставили себе в начале урока? ( сравнить положение беспризорных детей в эпоху Достоевского и в наши дни).

-Достигли ли мы поставленной цели? К каким выводам мы пришли?

1.Достоевский был великим гуманистом и в своем творчестве уделял большое внимание теме детских страданий.

2.В наше время так же много беспризорных детей, которые живут в условиях насилия и пьянства, но тем не менее государство принимает все меры по борьбе с детской беспризорностью.

3.Рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» остается актуальным и спустя полтора века после его создания.

6.Рефлексия.

-Какие моменты урока показались вам наиболее интересными?

-Какие вопросы вызвали затруднения?

-Чему учит данный рассказ, какой нравственный урок вы извлекли?

7.Домашнее задание.

-1уровень: Сочинение «Моё окончание рассказа «Мальчик у Христа на елке».

-2уровень: Прочитать сказку Г.Х.Андрсена «Девочка со спичками» и сопоставить её с рассказом Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

.

































































































Слайд 1
Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка.
Слайд 2
Слайд 3
В Казахстане ежегодно задержива-ется около 28 тысяч беспризорных детей.   Чтобы выжить, беспризорники объединяются в небольшие коммуны, облюбовывают подвалы,
Слайд 4
Кто попадает в разряд «бездомных»? Переехала женщина с ребенком в город, надеясь работой на базаре обеспечить какой-то прожиточный минимум, а сын или дочь остаются без присмотра. Много семей так и не восстановили свое материальное благополучие после нескольких лет безработицы. Повторные браки... Детский, а иногда и взрослый эгоизм, безденежье, потребительское отношение к
Слайд 5
Слайд 6
 Тема детских страданий  в творчестве  Ф.М.Достоевского   и в наши  дни.         (На материале рассказа        «Мальчик у Христа на ёлке»)
Слайд 7
Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка.
Слайд 8
Достоевского называют “великим гуманистом”. Немногие писатели сумели так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как это сделал Достоевский. Ему детская душа открывалась полностью потому, что Достоевский имел дар — дар страдания во имя любви к людям, к
Слайд 9
Тема детских страданий, зависимости детей от жестокого мира взрослых характерна для всего творчества Ф.М.Достоевского. Она встречается как в произведениях небольшого объема («Маленький герой», «Неточка Незванова»), так и в романах («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). Несчаст-ные, беспризорные дети—признак больного, несовершенного общества.
Слайд 10
«В то время, как ты бегло просматриваешь эти строки, где-то на улицах Копенгагена или Петербурга замерзает измученное Достоевский в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке» намеренно не дает имени своему герою, лишь описывает его внешность, чтобы донести до читателя, что этот несчастный мальчик может быть где-то рядом.
Слайд 11
Слайд 12
Празднование Рождества Христова длилось 12 дней. В народе эти дни называли Святыми или Святками. Рассказы, посвященные этому празднику, называют рождестенскими или святочными. Они повествуют о маленьких детях, которые, несмотря на свои страдания,
Слайд 13
В Рождество было принято дарить друг другу подарки, говорить добрые пожелания, готовить В середине 19 различные века в Петербург угощения. из Европы пришел обычай наряжать Рождественскую
Слайд 14
Считалось, что в Рождестве нскую ночь Иисус Христос сойдет на землю и свершится долгождан
Слайд 15
Фрагмент 1. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшимируками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка и с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка и грязь, и разврат, а главное, водка. Мальчишку посылают ещё в кабак, и он приносит ещё вина. В забаву и ему иногда
Слайд 16
Фрагмент 2. Мимо прошёл блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика. *** Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался, а копеечка тут же выскочила и зазвенела по ступенькам. *** Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг
Слайд 17
Анкетирование 1.Какое чувство вы испытываете к людям, которые просят милостыню на улице?
Слайд 18
2.Как вы думаете, кто виноват в бедственном положении детей, просящих подаяние?
Слайд 19
3.Какова вероятность у таких детей изменить жизнь к лучшему? А) вполне вероятно, всё зависит от человека; Б) если поможет государство; В) невозможно, их ждёт судьба родителей.
Слайд 20
Фрагмент 3. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, смотрел, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. *** На елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются
Слайд 21
Фрагмент 4. Мальчики эти и девочки были все такие же, как он, дети но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома при кормлении, третьи умерли у иссохших грудей своих матерей, во время самарского голода, и все-то они теперь здесь, все у Христа. А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и
Слайд 22
Методы организации знакомства школьников с произведениями 1.Идентификация «Я» с художественным образом; 2.Выделение идеи художественных произведений; художественной литературы 3.Соотношение идеи и своего отношения; 4.Восприятие образа явления; 5.Восприятие описательного содержания. Этапы организации восприятия художественного Выделение текста Вычислени Содержани е текста образа/ явления е идеи
Слайд 23
                Домашнее задание На выбор: 1.Сочинение «Что бы я изменил в  рассказе  «Мальчик у Христа на ёлке». 2.Написать сопоставительный анализ  сказки Г.Х.Андерсена  «Девочка со спичками» и рассказа  Ф.М.Достоевского  «Мальчик  у Христа на ёлке».

Полный текст материала Конспект урока + презентация по русской литературе "Тема детских страданий в творчестве Ф.М.Достоевского и в наши дни" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фишер Елена Борисовна  елена383
15.06.2009 0 13868 3294

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК