Конспект урока + презентация по русской литературе "Тема детских страданий в творчестве Ф.М.Достоевского и в наши дни"
Тема. Тема детских страданий в творчестве Ф.М.Достоевского
и в наши дни.
(На материале рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Цели.
Обучающая: помочь учащимся провести аналогию между трагедией осиротешего героя рассказа и судьбой их сверстников, оказавшихся в таком же положении;
Развивающая: способствовать развитию навыков литературного анализа текста;
Воспитательная: продолжить привитие таких нравственных ценностей как доброта, сострадание, внимательное отношение к окружающим.
Тип урока. Обобщающий урок. Интеграция литературы и обществоведения.
Оборудование. Экран, проектор, карточки с заданиями, CD-проигрыватель.
Ход урока.
Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка.
Ф.М.Достоевский.
1.Организационный момент.
2. Беседа.
-На предыдущих уроках мы с вами познакомились с рассказом «Мальчик у Христа на ёлке». Вспомните, когда он был написан? (1876 г.) Теперь обратимся к современности и попробуем выяснить, ходят ли «мальчики с ручкой» по улицам нашего города?
-Подробнее о положении беспризорных детей в наше время нам расскажет_____. (Презентация 1)
- Как вы думаете, какие проблемы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Исходя из названных вами проблем, попробуем сформулировать тему нашего урока. (Обездоленное детство в творчестве Достоевского и в наши дни.)
Сл.работа: обездоленный-(от доля-судьба) несчастный, лишенный будущего.
-Теперь вновь обратимся к эпиграфу урока: Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка. Все ли слова вам знакомы?
Сл.работа: гармония-согласованность, стройность, красота.
-Как вы понимаете это высказывание Достоевского, каким представляется его автор? Правильно, Достоевского называли великим гуманистом, т.е. человеком, который внимательно относится к людям, к человеческим страданиям. Давайте послушаем _, который дома поработал над темой детских страданий творчестве Достоевского и теперь попытается раскрыть ее нам. (Презентация 2)
-Мы убедились, что тема несчастных, обездоленных детей была неслучайной в творчестве писателя. В какое время происходят события?
-Почему автор выбрал именно предрождественское время? Что вы знаете о Рождестве? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
-Вы ответили верно, но более подробно о Рождестве и жанре «рождественского рассказа» нам представит_. (Презентация 3)
3.Анализ текста (работа в группах).
-Теперь обратимся к тексту произведения. Вашему вниманию будут предложены карточки с фрагментами рассказа. После обсуждения в группе вам предстоит назвать проблему, которую затрагивает автор в данном фрагменте.
Фрагмент 1.
Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшимируками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка и с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка и грязь, и разврат, а главное, водка. Мальчишку посылают ещё в кабак, и он приносит ещё вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он упадет чуть не без памяти на пол.
(Проблемы: алкоголизм, насилие над женщинами и детьми, детское пьянство)
Фрагмент 2.
Мимо прошёл блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика.
***
Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался, а копеечка тут же выскочила и зазвенела по ступенькам.
***
Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а там снизу поддал ему ножкой.
(Проблемы: жестокость, равнодушие окружающих, бездействие властей).
В классе мы провели анонимное анкетирование, в котором было необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Какое чувство вы испытываете к людям, которые просят милостыню на улице?
2.Как вы думаете, кто виноват в бедственном положении детей, просящих подаяние?
3.Какова вероятность у таких детей изменить свою жизнь к лучшему?
-Результаты анкетирования в виде графика.
Фрагмент 3.
Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, смотрел, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать.
На елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то.
(Проблемы: социальное неравенство, бедственное положение детей, прием антитезы)
Фрагмент 4.
Мальчики эти и девочки были все такие же, как он, дети но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома при кормлении, третьи умерли у иссохших грудей своих матерей, во время самарского голода, и все-то они теперь здесь, все у Христа.
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму...Та умерла ещё прежде его; оба свиелись у господа бога на небе.
(Проблемы: детские страдания в жестоком мире взрослых, смерть, как единственное избавление от страданий)
4.Творческая работа (создание мини-проектов).
-Нашей задачей является не только установить проблемы, но и найти пути их разрешения. Поэтому сейчас каждой группе предлагается схематично представить свой план борьбы с беспризорностью в нашем городе и помощи вашим сверстникам, попавшим в беду (создание и защита мини-проектов).
5.Подведение итогов.
-Вернемся к теме нашего урока: Обездоленное детство в творчестве Достоевского и в наши дни. Какие цели мы ставили себе в начале урока? ( сравнить положение беспризорных детей в эпоху Достоевского и в наши дни).
-Достигли ли мы поставленной цели? К каким выводам мы пришли?
1.Достоевский был великим гуманистом и в своем творчестве уделял большое внимание теме детских страданий.
2.В наше время так же много беспризорных детей, которые живут в условиях насилия и пьянства, но тем не менее государство принимает все меры по борьбе с детской беспризорностью.
3.Рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» остается актуальным и спустя полтора века после его создания.
6.Рефлексия.
-Какие моменты урока показались вам наиболее интересными?
-Какие вопросы вызвали затруднения?
-Чему учит данный рассказ, какой нравственный урок вы извлекли?
7.Домашнее задание.
-1уровень: Сочинение «Моё окончание рассказа «Мальчик у Христа на елке».
-2уровень: Прочитать сказку Г.Х.Андрсена «Девочка со спичками» и сопоставить её с рассказом Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фишер Елена Борисовна
→ елена383 15.06.2009 0 13868 3294 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.