Урок литературы по теме "В. М. Гаршин. "Attalea princeps" (5 класс)
По учеб. Литература. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2- ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. –
М.: Просвещение, 2009.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
АВТОР МАТЕРИАЛА: БЕГАЛИЕВ РУСТАМ НУРМАНБЕТОВИЧ
МЕСТО РАБОТЫ: МКОУ ТАЕЖНИНСКАЯ СОШ № 7
ДОЛЖНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Учебник-хрестоматия «Литература. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2- ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009».
http://www.znaniy.com/2010-03-03-15-58-18/27-2010-04-07-11-05-21.html;
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРЕ
5 класс
№ урока: |
18 |
Тема: |
В. М. Гаршин, «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Нравственные проблемы сказки. Пафос произведения. Анализ фрагментов сказки |
Цели: |
1) образовательная: продолжать знакомство с линией произведений В. М. Гаршина, идущей из начальных классов; 2) развивающая: развивать анализирующее мышление, способность психологического восприятия художественного произведения; 3) воспитательная: воспитывать интерес к чтению художественной литературы, прививать чувства сострадания ко всему живому. |
Оборудование: |
Учебник; портрет В. Гаршина; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»; полный текст стихотворения Гаршина «Пленница» (1876). |
Ход урока
2 мин |
1. Оргмомент. |
10 мин |
2. Слово учителя. Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Это была знатная дворянская семья. Род Гаршиных, по преданию, происходил от мурзы* Гаршы, выходца из Золотой Орды, который жил ещё при царе Иване III. Отец был военным офицером, и детские годы Всеволода прошли в военной среде. Сева рос очень развитым ребенком. Он рано научился читать и уже на пятом году жизни сам читал книги. «Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в три года жизни с отцом, от пяти - до восьмилетнего возраста», – вспоминал позже писатель. Годы, проведённые с отцом, – это не только чтение книг; это – деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, жуками, лягушками, изучал повадки зверей, наблюдал за ними. С самого раннего детства Всеволод рос очень впечатлительным ребёнком. Поэтому зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь. В семье Гаршиных жил слуга – старый солдат Жуков, участник многих военных походов. Маленький Всеволод очень любил слушать его рассказы. Под их влиянием ещё в четыре года маленький писатель много раз собирался «в поход», на войну. Он наказывал повару испечь на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё завязывал в узелок, надевал его на плечи и шёл прощаться с домашними. Эти «сборы» не были для мальчика игрой, он тогда искренне верил в то, что может немедленно стать солдатом. С 1864 года Гаршин учился в петербургской 7-й гимназии. В 1874 году он окончил гимназию и поступил в Горный институт. Но там он не закончил обучение: война с турками прервала его занятия. Он поступил добровольцем в армию, был ранен в ногу, а когда вышел в отставку, полностью посвятил себя литературе. Первый его рассказ под названием «Четыре дня» был написан в 1876 году и сразу сделал писателя популярным. Как говорил сам Всеволод Михайлович, поводом к написанию этого рассказа «...послужил действительный случай с одним из солдат нашего полка». В нём рассказывается о том, как раненый солдат четверо суток лежал на поле боя, мечтая всё же выжить; спасла солдата лишь случайность. Гаршин написал достаточно рассказов и сказок для детей. Например, сказка «Лягушка-путешественница», с которой вы успели познакомиться в 3-м классе, повествует об удивительном происшествии, случившемся с одной хвастливой лягушкой. Эта лягушка изобрела необычный способ передвижения и с утками полетела на юг, но не долетела, потому что была очень хвастлива. Уж очень ей хотелось всем рассказать, какая она умная. А, как известно, тот, кто считает себя самым умным, да еще любит об этом говорить, обязательно будет наказан за своё хвастовство. «Сказка о жабе и розе», которую вы, возможно, тоже читали, рассказывает читателю о том, как злая безобразная жаба хотела проглотить, уничтожить прекрасный цветок. Когда роза расцвела, её приятный, чарующий аромат смутил жабу. Не умея выразить восхищение, и не зная, собственно, что это такое — восхищение, жаба говорит предмету своего беспокойства: «Я тебя слопаю!», пытаясь говорить это как можно нежнее. И, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непонятную, жаба дважды попыталась добраться до цветка. Даже невзирая на шипы, израненная, она ползла все выше и выше, пока сестра больного мальчика не сорвала розу, и не принесла её в дом. Таким образом автор приготовил розе другую – печальную, но прекрасную судьбу: роза приносит последнюю радость умирающему мальчику. А в сказке «То, чего не было» говорится о том, как в один прекрасный день на полянке собралось целое общество господ: лошадь, гусеница, улитка, навозный жук, ящерица, муравей, кузнечик и две мухи. Вся эта компания вежливо, но воодушевлённо спорила о том, что же такое мир и для чего они в нём живут. У каждого из них было своё особое мнение. Всеволод Михайлович Гаршин был хорошим, воспитанным человеком. Он был умелым писателем, писавшим красивые, добрые рассказы. Но и это ещё не всё. Посмотрите, ребята, на картину русского художника Ильи Ефимовича Репина. Называется картина – «Иван Грозный и сын его Иван». Илья Ефимович написал её в 1885 году. Это была долгая работа, отнимавшая много сил и времени. Прошло около пяти лет, прежде чем картина была закончена. А как начиналась работа над этой картиной? Однажды утром Илья Ефимович переставил всю мебель в своей мастерской, вынес мольберты в соседнюю комнату и соорудил здесь угол дворцового покоя, схожий с тем, в котором, по его представлению, некогда произошло убийство Иваном IV царевича Ивана. На дому у Репиных изготовлялись костюмы для обоих персонажей, художник сам делал выкройки и по его эскизам домочадцы вышивали узорный орнамент на сапогах и платьях. Все должно было соответствовать реальной обстановке, в которой произошла эта давняя историческая трагедия. Долго бродил Илья Репин по улицам Петербурга в поисках натурщика, с лица которого можно было бы срисовать образ царя Ивана Грозного. И вот, совершенно случайно, художник встретил на Литовском рынке чернорабочего, черты лица которого поразительно совпадали с обликом задуманного царя. Тут же, на рынке, художник усадил этого старичка и быстро набросал этюд, который затем лёг в основу будущего Ивана Грозного. Потом Илья Ефимович задумался над вопросом: а с кого же писать теперь внешность царевича? Художник раздумывал недолго. Дело в том, что он уже был знаком с талантливым писателем Вселодом Михайловичем Гаршиным. Именно его Репин избрал моделью царевича. «У него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что нужно для моего царевича», – говорил художник. Картина была закончена. Сегодня она находится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве. Так Всеволод Михайлович Гаршин внёс вклад не только в литературу, но и в историю российской живописи. Ну а сказки Всеволода Гаршина читают и сегодня, хотя минуло уже сто с лишним лет со дня их написания. Эти сказки ещё не одно поколение будут радовать детей. |
30 мин |
3. Беседа по прочитанному и работа с текстом. Ребята, дома вы прочитали сказку, которая называется «Attalea princeps». Давайте побеседуем с вами. Я попрошу вас ответить на несколько вопросов по этому произведению, а по окончании урока выставлю вам оценки. Что значит это странное название – «attalea princeps»? (“Attalea princeps” – это научное название пальмы.) Верно. Attalea princeps – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении. Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Вот, послушайте его. Пленница
Прекрасная
пальма высокой вершиной 3 марта 1876 г. Напоминает ли стихотворение о событиях сказки? (Да, напоминает. В сказке происходит практически то же самое.) Действительно. Стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». А о чём эта сказка? (О пальме, которая стремилась к свободе.) Прежде, чем пойти дальше, давайте проведём небольшую словарную работу. (Словарная работа может быть организована заранее одним учеником или дана в качестве домашней работы всему классу [при чтении сказки выписать непонятные слова и найти их значение в словаре]. Оранжерея — теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату. Саговая пальма — вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго». Кактус — тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными. Корица — здесь: коричное дерево, из коры которого добывают пряность – «корицу». Цикада — здесь: цикадовая пальма.) С чего в сказке начинается повествование? (С описания оранжереи.) Как автор рассказывает о ней? Зачитайте этот эпизод. (Чтение отрывка от слов «Она была очень красива» до слов «...мелко отшлифованном драгоценном камне».) Какой предстаёт оранжерея в начале сказки? Как вы думаете, почему такое красочное описание оранжереи с началом другого абзаца вдруг меняет своё настроение на грустно-мрачное? Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее? Почему оранжерея была названа тюрьмой, а растения – заключенными? (Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру. Оранжерея стала для них «тюрьмой».) Что нужно было растениям? О чём они мечтали в заточении? (Им нужны были простор и свобода.) В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений – героев нашей сказки? (Конечно, есть.) Давайте попробуем вместе определить характер каждого растения. (Чтение учителем фрагмента сказки от слов «Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать?» до слов «Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались». После чтения учитель подводит учащихся к выводам о том, что саговая пальма — завистливая, надменная, высокомерная, раздражительная и злобная; кактус — довольный своей жизнью; корица — неприхотливая, «почти довольная» своим положением, любящая поспорить с другими; папоротник — рассудительный и не совсем довольный условиями.) А какой характер был у главной героини — нашей пальмы? (Её считали гордой, но она всего лишь мечтала о свободе, тосковала о родном небе. Пальму с полным правом можно назвать целеустремлённой.) Как восприняли растения призыв пальмы расти в высоту и вширь, напирать на рамы и стёкла и вырваться на волю? Найдите этот эпизод в тексте и прочитайте его. (Чтение эпизода со слов «Сначала никто не возражал пальме...» до слов «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, – и я увижу!») Только одна маленькая травка, самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи, внимательно слушала пальму и соглашалась с ней. Почему? (Потому что травка тоже сильно скучала и страдала без солнца, неба и дождя, и тоже хотела бы вырваться на свободу, да только была маленькой, невзрачной и бессильной.) Какое чувство вызвала у вас эта маленькая травка? (Чувство жалости и, возможно, восхищения её способностью сострадания и любви к пальме.) Как пальма устремилась к свободе? Что она делала для того, чтобы увидеть живое небо, почувствовать свежий воздух? (Она принялась стремительно расти ввысь, пока не не лопнула толстая железная полоска и не разбилась стеклянная крыша оранжереи. Это далось пальме с большим трудом.) Что ожидала увидеть пальма на воле и что увидела? (Она ожидала увидеть то, что ещё хранилось в её памяти о тёплых края, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий поздний осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё было кончено. Она замерзала.) Пальма достигла своей цели, но это обернулось для неё разочарованием. Как же всё закончилось? Что произошло дальше? Прочитайте отрывок, начинающийся словами «Директор спилить срубить пальму». (Чтение отрывка до конца произведения.) Можем ли мы винить директора ботанического сада, приказавшего спилить дерево? Если бы на месте директора оказались вы, как бы вы поступили? Почему директор приказал вырвать и выбросить и маленькую травку? (Потому что она тоже была повреждена пилой, да к тому же была уже пожелтевшей, а ко всему прочему — ещё и никчемной. Её место займёт другая — новая, свежая травка.) Если бы вы находились рядом с пальмой в тот момент, когда она принимала решение прорваться к свободе через стекло и железо, какой бы совет ей дали? Поддержали бы вы её или нет? Какие чувства вы пережили при чтении сказки? Как менялись ваши чувства? С чем это связано? (С мастерством писателя, с его умением так подробно и правдоподобно описывать события.) И последний мой вопрос: если бы вам предоставилась такая возможность — стать одним из растений, описанных в сказке, кем бы вы стали? (Этот заключительный вопрос станет итогом восприятия всего произведения. Кто-то из детей назовёт пальму, и это будет большинство, а кто-то захочет стать травкой или в крайнем случае — папоротником, кактусом или другим растением.) |
1 мин |
4. Подведение итогов. Выставление оценок. – В сказке Всеволода Гаршина отразились любовь к природе, стремление к независимости и свободолюбие. Финал сказки трагичен, но и светел одновременно, ведь в нём не только понимание обречённости борьбы в одиночку, но и восхищение этой смелой борьбой. |
2 мин Пояснить. |
5. Домашнее задание. 1) Стр. 153 (биографическая справка о Гаршине). 2) Выполнить задание на стр. 163 («Поразмышляем над прочитанным»). 3) Прочитать к внеклассному чтению «Сказку о гордом Аггее» В. Гаршина. |
Использованная литература:
Учебник-хрестоматия «Литература. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2- ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009».
http://www.znaniy.com/2010-03-03-15-58-18/27-2010-04-07-11-05-21.html;
*Мурза (от тат. murza — мирза) - мелкий татарский дворянин.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бегалиев Рустам Нурманбетович
→ Рустам_Б 30.12.2011 0 18184 2055 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.