Слайд 1
Календарнообрядовая поэзия
Выполнили: ученицы 6 «Б» класса
Диц К., Казакова Л.
Учитель: Писарева Марина Владимировна
МОУ Русскополянская гимназия №1
Муниципальное образовательное учреждение
Русскополянская гимназия №1
Русскополянского муниципального района
Омской области
Урок литературы в 6 классе
с использованием материалов хрестоматии в двух частях «Культура Омского Прииртышья: литература Омского Прииртышья. Часть первая (5-9 кл.)»
Разработала:
учитель русского языка и литературы РПГ №1
Писарева Марина Владимировна
20010 год
Тема: Обрядовый фольклор Омского Прииртышья
Форма: Народные посиделки
Цель: дать представление о многообразии обрядового народного творчества малой родины.
Задачи: формировать отношение к прошлому как к исторической ценности, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям; учить творчески интерпретировать народные обряды, развивать умение чувствовать мироощущение Человека через прикосновение к УНТ.
Оборудование: на столе – рушники, вышитые салфетки, домашняя утварь прошлого столетия; в центре стола – самовар со связкой сушек; костюмы: мальчики в народных рубашках, девочки – в платочках; скамейки; компьютер и экран, картинки с изображением народного костюма и прочих атрибутов начала прошлого века, плакат.
Примечание: класс заранее делится на 4 творческие группы, работающие у доски и на местах; все песни исполняются детьми а капелла.
Ход урока
1. В начале урока каждой группе даются наборы различных иллюстраций, на которых изображены современные и фольклорные мотивы: улицы и дома, костюмы и причёски, посуда, мебель и другие предметы быта. Детям необходимо выбрать только «старые» изображения и поместить их на карте-ватмане.
Учитель:
-Что вы чувствовали, когда соприкасались с прошлым и настоящим? Надо ли помнить прошлое? Что нам даёт эта память?
(…)
- «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры»,- сказал Д.С.Лихачёв. Действительно, кто не знает прошлого – тот не достоин своего будущего. Мы должны знать и помнить свои корни, культуру наших предков. Утрата корней формирует безнравственность и антипатриотизм. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Вот почему ещё А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский завещали нам при всех обстоятельствах – радостных и печальных, драматических и даже трагических – любить и строить Россию! А многие выдающиеся русские композиторы – С.В.Рахманинов, П.И.Чайковский и др. – считали Родину единственным источником вдохновения. Писатель В.Г.Распутин говорил: «Малая Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли…»
- Как вы думаете, какую музыку можно было услышать в Омской области 100-200 лет назад?..
(…)
- Когда простую песню слышишь.
Когда ты сам её поёшь,
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идёшь. Некрасова
Дети поют песню «Веретёнце»
Учитель:
- Фольклор имеет большое значение как носитель и выразитель мироощущения народа и его нравственных идеалов. Добро всегда побеждает зло. Человек всегда красив в своём трудовом порыве, в своём умении хорошо работать и от души веселиться.
- На какие 3 группы делятся произведения УНТ?
1) эпические (былины, рассказы о жизни великих людей, сказки);
2) песенно-лирические (поэзия, посвящённая календарным праздникам, шуточные стихи, песни);
3) драматические произведения (пьесы, пьесы-шутки, исполняемые в балаганах).
- И подробнее мы поговорим сегодня о календарно-обрядовой поэзии.
2.Выступление первой творческой группы.
- Происхождение календарной поэзии связано с двумя причинами:
1) языческие представления об окружающем мире;
2) трудовой опыт человека.
-Согласно народному славянскому календарю месяцы в прошлые века носили следующие названия (ученик демонстрирует творческую работу-раскладушку):
Январь – просинец
Февраль – бокогрей
Март – протальник
Апрель – снегогон
Май - травий
Июнь – хлеборост
Июль – страдник
Август
– жнивень
Сентябрь – хмурень
Октябрь – грязник
Ноябрь – листогной
Декабрь – студень
- И каждому из них соответствовали свои обряды, свои песни.
Наша соотечественница, землячка Аграфена Максимовна Оленичева всю жизнь интересовалась народной календарно-обрядовой поэзией. Родившись в бедной крестьянской семье в деревне Малые Кучки Тарского района, Груня с детства познала не только тяготы сурового деревенского труда, но и душевную красоту простой народной песни. В семье пели буквально все, от мала до велика! Все 13 детей во главе с отцом и матерью пели и удалые ямщицкие песни, и горькие солдатские, и весёлые праздничные… В начале 50-х годов А.М.Оленичева стала одним из первых создателей Омского русского народного хора. Она обработала и приготовила к исполнению хором много народных сибирских песен, а также многие песни написала сама.
- Люблю мотивы я сибирские и этим чувством дорожу,
Ведь то, что дорого и близко мне, я в песне нахожу.
Эх, сибирская песня, ты лети на простор,
И с гармошкою вместе веди разговор.
Поёт гармошка голосистая и песня льётся, как река,
Полна к тебе любовью чистою душа сибиряка. Г.Бодров
3. Выступление второй творческой группы детей.
Зимний период и зимние обряды.
Компьютерная презентация.
- Начало зимнего периода -14 октября – «Покров день».
- Следующий знаменательный этап - Святки (с 25 декабря по
6 января)
- Самый яркий жанр – Коляда (колядка) – это святочная новогодняя заклинательная песня.
4 группы святочных песен:
1)Величально-заклинательные (обилие уменьшительных и ласкательных суффиксов, песня завершается требованием угощения);
2) пожелания-заклинания (основная часть – пожелание, основной приём – преувеличение);
3) шуточные угрозы;
4) смешанные песни.
- Овсеневые песни исполнялись утром в Новый год (ученики поют):
-Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем,
С новым годом, с новым праздничком!..
Открывайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Не дадите пятачка,-
Мы - корову за бока!
- Подблюдные (гадальные) песни:
-Гадать можно было начинать в ночь под Новый год и продолжать во все последующие ночи до самого крещения (19 января).
(Девочки демонстрируют несколько коротких гаданий: бросают валенок, льют воск в чашку с водой, смотрятся в зеркало: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать…»)
- Масленица завершала зимний период. Этот общий праздник в честь Солнца. Отсюда культ солнца: его форму имеет блин, хороводы не случайно водят по кругу, по кругу водят лошадей.
Масленичные песни – лирические песни, в которых выражается настроение, мысли, чувства народа-исполнителя.
Дети поют песню «Ой, блины!...»
4. Выступление третьей творческой группы детей.
Весеннее-летние обряды.
Сообщение учащегося:
- Этот период начинается с 4 марта (прилёт грачей - день Святого Герасима (грачевника))
- Начинают исполняться веснянки – хороводные песни заклинательного характера. Их цель – отпраздновать приход весны. Люди пекли печенье в форме птиц (жаворонков), выносили на улицу, поднимались на возвышение, имитировали полёт птиц и пели:
-Жавороночки, летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
- Жаворонков выпекали столько, сколько членов семьи. Запекали в них уголь (счастье), деньги (богатство), хмель (веселье), жито (долгая жизнь). Каждый в семье брал своего жаворонка.
(Всем присутствующим предлагается печенье в форме птиц на подносе)
- В конце весны – церковный праздник Пасха. Пекутся печенья Кресты.
- Обряд «Красная горка» - с последнего воскресенья Пасхи. Начинали водить хороводы и исполнять обрядовые песни.
Позже обрядовые песни на «Красную горку» были вытеснены игровыми песнями. Исполнялись хороводные песни-игры, песни на другие темы: семейная жизнь, труд, солдатская военная служба.
Дети поют песню, изображают ролевую игру: «А мы просо сеяли, сеяли…»
- Зелёные святки – праздник Троица. Культ растений. Главная героиня - берёза. В четверг на 7-ой неделе после Пасхи (семИк) ходили в лес. Венками и ветками украшали берёзу и вокруг неё водили хороводы.
Дети поют песню, водя хоровод, «Во поле берёза стояла»
- Праздник Ивана Купала – 24 июня.
В этот праздник исполнялись обряды: жгли костры, (т.к. огонь – очистительная сила), исполнялись купальные песни -обычно шуточные, связанные с купанием. Все обряды сначала носили заклинательный характер, а позже превратились в развлекательные:
- Пойдёмте, девушки, пойдёмте, красные,
В сыр бор гуляти, калину ломати.
Мы вам, девушки, мы вам, красные, загадаем загадку:
Что это, девушки, что это, красные, выше лесу ходит?
Ходит там, ходит красное солнце.
-Спасибо вам, девушки, спасибо вам, красные, что отгадали!
5. Выступление четвёртой творческой группы детей.
Осенние обряды и обрядовые песни.
Мини-сценки:
- Цель данных обрядов - почтительное отношение к хлебу, забота о будущем урожае.
- Жнивные песни – заклинательного характера, в них рассказывалось о том, как собирался урожай в поле, отражался сам процесс труда.
Героини песен – крестьянки.
Зажиночные песни (дожинки, последний сноп)
(девочки имитируют уборку урожая, кланяются собранному последнему снопу – дедушке)
Семейно-бытовая обрядовая песня.
- Родильные обряды.
Главное – омовение водой.
Бабка-повитуха говорила: «Как с гуся вода, так с ребёнка худоба»
Крещение – рождение души человека.
Обряд «Бабина каша»:
Отцу давали есть горько-солёную кашу (гречку) – испытание на отцовство, мать одаривали за муки. Самому ребёнку в люльку клали деньги, зерно, соль, игрушки. «Будь богат, дароват, счастлив». Завершалось всё крёстным столом: собирались все родные, поп, повитуха, крёстные родители.
Крестины – обязательный обряд. Холст, на котором принимают из купели, рубаха, пояс, в котором крестили, - всё сохраняется как семейная реликвия, как оберег от дальнейших хворей.
Свадебные обряды.
- Игрались после всех работ. Знакомство суженых происходило чаще всего купальской ночью. Затем – сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, в нём большой княжий стол, послесвадебные обряды. После – венчание в церкви (демонстрация иллюстраций на слайдах).
Последний день свадебной недели – девичник. Девушка горюет:
-Благослови-ка ты меня, родимая маменька…
Надевает платок (либо полушубок), её выводят за ворота. Поют.
Жених выступает в данных обрядах как погубитель.
Девочки по очереди исполняют:
***
Мой платочек-вертуночек
На пружинке дуется,
Моя русая коса
Последний год красуется.
Меня маменька будила,
У кровати плакала:
«Вставай, доченька родная,
Я тебя просватала».
***
Дали волю любить Колю,
А теперь хотят унять.
Нет, уж Колю дорогого
Вам от сердца не отнять.
Нас, подруженьки, четыре,
А и где же пятая?
Отдаём мы пятую
В семью жить проклятую.
На широкой полосе
Перепела песни все,
Петь я не напелася,
Реветь я наревелася.
***
Перевешу, млада, хмель на свою сторонку,
Как на нашей на сторонке есть така удача,
Есть така больша удача – золотые вети.
Золотые вети, серебряны листья.
Я пойду, млада, в сад, в садик, разгуляюсь.
Нащиплю я, млада, хмелю хмелю зелёного,
Зазову я гостя в гости, гостя дорогого.
Гостя дорогого – батюшку родного.
***
В саду жёлтый листопад,
У нас Иван не женат,
А на что ему жениться,
Его итак девки любят,
Голубушки почитают.
А он ездит по ярмаркам,
Ленты, бусы покупает,
Красных девок наряжает.
Только даром не балует –
В щёчку каждую целует.
Все вместе девочки поют песню «Со вьюном я хожу…»
6. Подведение итога:
- Почему все те фольклорные обрядовые произведения, которые сегодня прозвучали на уроке в вашем исполнении, можно назвать настоящими произведениями искусства?
(…)
-«Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства» - сказал К.В.Глюк. Желаю вам счастливого продолжения знакомства с народным творчеством, традициями и обычаями нашей малой Родины - Земли Сибирской!
Автор: Писарева Марина Владимировна
→ Маривлади 31.12.2011 0 5065 494 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.