Урок литературы по творчеству В.Астафьева "Человек и природа неразделемы", 5 класс (с последующим самоанализом)
Самоанализ урок литературы, проведенного в 5 классе
При подготовке к уроку литературы возникает вопрос: зачем это изучать? Зачем это знать? Как учить? Чему учить?
И прежде всего, чтобы добиться положительного ответа, необходимо заинтересовать детей, поэтому наравне с традиционными уроками, сама жизнь заставляет вводить нетрадиционные.
Тема моего урока: «Человек и природа» по творчеству В.П.Астафьева.
Составляя урок, я преследовала следующие цели:
дидактическая: на основе изучения рассказов В.Астафьева анализировать характер действий героев;
психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии, познавательный интерес;
развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы;
воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманное отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде; выработку добросовестного отношения к порученному делу, уважение друг к другу.
Этапы данного урока следующие:
1-й этап. Ориентированно-мотивационный |
На данном этапе задачи ставила следующие: привлечение внимания учащихся к теме урока, пробуждение у них познавательного интереса и мотивов деятельности |
2-й этап. Операционно-исполнительский (обобщение и закрепление, игра-суд, рассмотрение нового, самостоятельная работа учащихся) |
Задача: активизация мыслительной деятельности учащихся, их познавательной самодеятельности. Для того, чтобы решить эти задачи на данном этапе, было дано опережающее задание для определенного круга детей, для участия в деловой игре (суд); почему я выбрала именно эту форму?, потому что игра – это хорошее средство для воспитания у учащихся, чувство ответственности за порученное дело, умение работать и коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей. Далее на основе активизации познавательной деятельности и заинтересованности даю новую порцию знаний: знакомство с новым рассказом Астафьева, в котором действие героев противопоставляется действиям героев предыдущего. После чего ребята успешно выполняют ряд интересных заданий… |
3-й этап. Рефлексивно-оценочный (заключительный6 обобщение и подведение итогов) |
Задача: процесс развитие навыков творческого применения знаний. Здесь ребята отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно приходят к выводам ( т.е. идёт процесс рефлексии), демонстрируют своё творчество и т.д. На этом же этапе дети получают оценку свою за свою работу |
4-й этап. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание |
|
Считаю, что цели урока достигла… |
|
|
|
Кем Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Соколовская средняя общеобразовательная школа
Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева
Раздел: Преподавание литературы
Тема: «Человек и природа неразделимы»
Тип: комбинированный, урок с элементами игры-суда.
Цели и задачи урока:
1. Дидактическая: на основе изучения рассказов В. Астафьева анализировать характер
действий героев
2. Психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии,
познавательный интерес
3. Развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение
людей и делать соответствующие выводы
4. Воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманное
отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за
всё, что наносит вред окружающей среде; выработка добросовестного отношения к
порученному делу, уважение друг к другу.
Оборудование: портрет писателя, эпиграф, выставка творческих работ учащихся, стенд «Земля в опасности», аудиозаписи: голосовые и музыкальные. Реквизиты для инсценировки…
Этапы данного урока:
1. Ориентированно- мотивационный
2. Операционно-исполнительский (обобщение и закрепление, игра-суд, рассмотрение
нового, самостоятельная работа учащихся)
3. Рефлексно-оценочный ( заключительный: обобщение и подведение итогов)
4. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание.
Ход урока:
I.Запись на плёнке.
Голос: 21 век. Ежегодно в атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С планеты исчезло 50% лесов и кустарников.
Погибло на планете Земля 150 видов животных и на грани исчезновения находится ещё 240 видов.
Высыхают озёра и реки…
- И кто же в этом виноват? Земля, скажи!
Земля:
- Да это же люди!
Я вас прошу – вглядитесь в эти лица,
Попристальней вглядитесь. Не спеша.
Один из них – грабитель. И убийца.
Другой – спаситель. Светлая душа.
Один из них – мутит и травит воды.
В лесу деревья валит без нужды.
Другой защитник. Сын своей природы.
Он не ведёт с ней яростной вражды.
И отзовётся счастье это в детях.
И где бы нас дороги ни вели –
Я за разумных. Я за них. За этих.
За бескорыстных Рыцарей Земли.
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут... И падут растения,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корыстей не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты,
Она спасенья просит у людей.
II. 1.Слово учителя.
- Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.
Планета Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это прежде всего наши беды. И поэтому нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.
Эпиграфом к уроку взяты слова В.Бианки: «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо воспитывать». Именно об этом пишет в своих произведениях наш сибирский писатель В.П. Астафьев.
Мы с вами прочитали рассказ В.Астафьева «Белогрудка». Давайте вспомним содержание рассказа и обсудим поведение мальчишек.
По содержанию рассказа работала следственная группа, и это дело было вынесено на суд.
2. Суд.
Секретарь: Встать! Суд идёт!
Уважаемый судья! Группа к слушанию дела о вереинских мальчишках готова…
Судья:
Прошу всех садиться. Слушается дело вереинских мальчишек, которые обвиняются в том, что, выследив в чащобе косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, похитили детёнышей, унесли в деревню, а затем погубили их.
Прокурор и защита готовы?
Но чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни мальчишек, виновных в гибели куницы и кунят.
Слово мальчикам:
Мы прослышали, что в наших местах появилась белогрудая куница, и решили посмотреть на редкого зверька. Долго мы выслеживали её и вот, наконец, наткнулись на место, где она жила. Оказалось, что у неё есть дети-кунята. Тогда нам захотелось на них посмотреть поближе. Мы дождались, когда Белогрудка отправилась в поиски за кормом, подошли к гнезду и увидели хорошеньких котят и решили забрать их домой.
Судья:
Вопрос к защите и обвинению.
Хорошо ли поступили мальчики, похитив из гнезда куницы её ещё совсем маленьких детёнышей?
Прокурор:
Прежде, чем я дам ответ на этот вопрос, хочу рассказать произошедшую историю.
Рассказывает историю, затем задаёт вопрос к родителям мальчиков:
Видели ли вы кунят, которых принесли дети?
Родители:
Я видел, что дети принесли кунят. И приказал отнести их обратно, в гнездо, сказав, что они умрут без матери. Но дети не выполнили моего приказа.
Судья:
Говорили ли взрослые вам отнести кунят?
Мальчики:
Да, но мы хотели ещё поиграть с ними.
Судья:
Обвинение, продолжайте.
Прокурор:
Действительно, хозяин приказал отнести их обратно, но мальчишки пропустили это мимо ушей. К этому времени один кунёнок умер… И один из мальчишек хладнокровно кинул умершего кунёнка дворовому псу, который съел его. А в это время за всем происходящим наблюдала Б. И что же произошло дальше?
Уважаемый судья! Прошу дать слово свидетелям: жителям села Вереино.
Свидетели.
(Рассказывают)
Прокурор.
Мальчишки.
Охотник:
Когда я возвратился с охоты, жена рассказала, что обнаружила в погребе куницу, поймала её с трудом и заключила в ящик.
Я сказал, что зверёк ни в чём не виноват, отпустил на волю, думая, что больше она не появится, но…ошибся.
Оказывается, что куницы – это зверьки, у которых очень сильно развит материнский инстинкт, как, например, у волков.
И Белогрудка после этого принялась разбойничать пуще прежнего. И мне пришлось задолго до сезона убить её.
Прокурор:
Но и даже когда охотник выстрелил в неё, она упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку, собрала все свои оставшиеся силы, вцепилась в горло и умерла, так и не отцепившись, доказав этим свою материнскую любовь.
Вот что натворили мальчишки.
И я, отвечая на вопрос: Хорошо ли поступили мальчишки?
С уверенностью отвечаю, что поступили ужасно. И считаю, что этот поступок непростителен, поэтому мальчишки должны понести суровое наказание.
Адвокат:
Внимательно выслушав историю, я хочу задать вопрос мальчикам:
Осознаёте ли вы, что поступили неправильно?
Мальчики:
Да. Мы больше никогда не будем совершать такие поступки.
Адвокат:
Хочу сказать, что мальчики поступили, конечно же, плохо, но они делали всё это необдуманно, они не задумывались о том, что матери кунят будет плохо. Прошу принять тот факт, что они сразу сознались, рассказав всё честно, и уверен, что такого больше не повторится.
Уважаемый судья!
Уважаемые присяжные заседатели!
Обращаюсь к вам с огромной просьбой: не выносить сурового приговора, а дать возможность ребятам искупить вину добрыми поступками.
Секретарь. Настало время обсуждения фактов, представленных на суде присяжными заседателями.
С какой стороной вы согласны, а с какой нет?
(Выскажите кратко своё мнение)
Прис.Заседатели.
(Высказывают своё мнение)
Суд удаляется на заседание.
Судья.
(Выносит приговор…)
3.Учитель.
К сожалению, такое варварское отношение к природе очень часто встречается в реальной жизни…
Но у Астафьева есть произведения, рассказывающие о добром отношении человека к животным и природе.
Вашему вниманию сейчас будет представлен ещё один рассказ В.Астафьева…
Вам необходимо внимательно прослушать его, дать заглавие и подобрать эпиграф из тех стихотворений, которые были заданы на дом.
Дети предлагают заглавие, читают стихи.
III.1.Учитель.
Мы познакомились уже с тремя рассказами Астафьева (Какими?)
И я думаю, что уже можно сделать вывод: о чём же писал писатель и для кого?
Ответы учащихся.
2.А теперь давайте послушаем самого писателя.
Аудиозапись. Обращение В.Астафьева к молодому поколению.
3.Учитель.
Ребята, а как вы заботитесь о пернатых, животных, растениях?...
(ответы)
4.Своим творчеством вы показали своё отношение к природе…
На ваш взгляд, чей рисунок ярче отражает тему нашего урока?
Прокомментируйте своё творчество…
5.Итоги.
6. Заключительное слово:
Надо бережно относиться ко всему живому, надо беречь свою планету.
И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением:
Берегите Землю.
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
IV. Домашнее задание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кем Татьяна Николаевна
→ тнк 31.12.2011 0 4007 593 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.