Урок литературы по творчеству В.Астафьева "Человек и природа неразделемы", 5 класс (с последующим самоанализом)


Самоанализ урок литературы, проведенного в 5 классе

При подготовке к уроку литературы возникает вопрос: зачем это изучать? Зачем это знать? Как учить? Чему учить?

И прежде всего, чтобы добиться положительного ответа, необходимо заинтересовать детей, поэтому наравне с традиционными уроками, сама жизнь заставляет вводить нетрадиционные.

Тема моего урока: «Человек и природа» по творчеству В.П.Астафьева.

Составляя урок, я преследовала следующие цели:

  • дидактическая: на основе изучения рассказов В.Астафьева анализировать характер действий героев;

  • психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии, познавательный интерес;

  • развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы;

  • воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманное отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде; выработку добросовестного отношения к порученному делу, уважение друг к другу.

Этапы данного урока следующие:

1-й этап.

Ориентированно-мотивационный

На данном этапе задачи ставила следующие: привлечение внимания учащихся к теме урока, пробуждение у них познавательного интереса и мотивов деятельности

2-й этап.

Операционно-исполнительский

(обобщение и закрепление, игра-суд, рассмотрение нового, самостоятельная работа учащихся)

Задача: активизация мыслительной деятельности учащихся, их познавательной самодеятельности. Для того, чтобы решить эти задачи на данном этапе, было дано опережающее задание для определенного круга детей, для участия в деловой игре (суд); почему я выбрала именно эту форму?, потому что игра – это хорошее средство для воспитания у учащихся, чувство ответственности за порученное дело, умение работать и коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

Далее на основе активизации познавательной деятельности и заинтересованности даю новую порцию знаний: знакомство с новым рассказом Астафьева, в котором действие героев противопоставляется действиям героев предыдущего. После чего ребята успешно выполняют ряд интересных заданий…

3-й этап.

Рефлексивно-оценочный (заключительный6 обобщение и подведение итогов)

Задача: процесс развитие навыков творческого применения знаний. Здесь ребята отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно приходят к выводам ( т.е. идёт процесс рефлексии), демонстрируют своё творчество и т.д.

На этом же этапе дети получают оценку свою за свою работу

4-й этап.

Индивидуально-дифференцированное домашнее задание


Считаю, что цели урока достигла






Кем Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Соколовская средняя общеобразовательная школа

Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева


Раздел: Преподавание литературы


Тема: «Человек и природа неразделимы»


Тип: комбинированный, урок с элементами игры-суда.


Цели и задачи урока:


1. Дидактическая: на основе изучения рассказов В. Астафьева анализировать характер

действий героев

2. Психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии,

познавательный интерес

3. Развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение

людей и делать соответствующие выводы

4. Воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманное

отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за

всё, что наносит вред окружающей среде; выработка добросовестного отношения к

порученному делу, уважение друг к другу.


Оборудование: портрет писателя, эпиграф, выставка творческих работ учащихся, стенд «Земля в опасности», аудиозаписи: голосовые и музыкальные. Реквизиты для инсценировки…


Этапы данного урока:

1. Ориентированно- мотивационный

2. Операционно-исполнительский (обобщение и закрепление, игра-суд, рассмотрение

нового, самостоятельная работа учащихся)

3. Рефлексно-оценочный ( заключительный: обобщение и подведение итогов)

4. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание.


Ход урока:


I.Запись на плёнке.

Голос: 21 век. Ежегодно в атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С планеты исчезло 50% лесов и кустарников.

Погибло на планете Земля 150 видов животных и на грани исчезновения находится ещё 240 видов.

Высыхают озёра и реки…

- И кто же в этом виноват? Земля, скажи!

Земля:

- Да это же люди!

Я вас прошу – вглядитесь в эти лица,

Попристальней вглядитесь. Не спеша.

Один из них – грабитель. И убийца.

Другой – спаситель. Светлая душа.

Один из них – мутит и травит воды.

В лесу деревья валит без нужды.

Другой защитник. Сын своей природы.

Он не ведёт с ней яростной вражды.

И отзовётся счастье это в детях.

И где бы нас дороги ни вели –

Я за разумных. Я за них. За этих.

За бескорыстных Рыцарей Земли.

Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползёт проказа запустенья.

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут... И падут растения,

И зверь не обойдёт своей беды.

И сколько тут корыстей не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты требует. Защиты,

Она спасенья просит у людей.


II. 1.Слово учителя.

- Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

Планета Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это прежде всего наши беды. И поэтому нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

Эпиграфом к уроку взяты слова В.Бианки: «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо воспитывать». Именно об этом пишет в своих произведениях наш сибирский писатель В.П. Астафьев.

Мы с вами прочитали рассказ В.Астафьева «Белогрудка». Давайте вспомним содержание рассказа и обсудим поведение мальчишек.

По содержанию рассказа работала следственная группа, и это дело было вынесено на суд.


2. Суд.

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Уважаемый судья! Группа к слушанию дела о вереинских мальчишках готова…

Судья:

Прошу всех садиться. Слушается дело вереинских мальчишек, которые обвиняются в том, что, выследив в чащобе косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, похитили детёнышей, унесли в деревню, а затем погубили их.

Прокурор и защита готовы?

Но чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни мальчишек, виновных в гибели куницы и кунят.

Слово мальчикам:

Мы прослышали, что в наших местах появилась белогрудая куница, и решили посмотреть на редкого зверька. Долго мы выслеживали её и вот, наконец, наткнулись на место, где она жила. Оказалось, что у неё есть дети-кунята. Тогда нам захотелось на них посмотреть поближе. Мы дождались, когда Белогрудка отправилась в поиски за кормом, подошли к гнезду и увидели хорошеньких котят и решили забрать их домой.

Судья:

Вопрос к защите и обвинению.

Хорошо ли поступили мальчики, похитив из гнезда куницы её ещё совсем маленьких детёнышей?

Прокурор:

Прежде, чем я дам ответ на этот вопрос, хочу рассказать произошедшую историю.

Рассказывает историю, затем задаёт вопрос к родителям мальчиков:

Видели ли вы кунят, которых принесли дети?

Родители:

Я видел, что дети принесли кунят. И приказал отнести их обратно, в гнездо, сказав, что они умрут без матери. Но дети не выполнили моего приказа.

Судья:

Говорили ли взрослые вам отнести кунят?

Мальчики:

Да, но мы хотели ещё поиграть с ними.

Судья:

Обвинение, продолжайте.

Прокурор:

Действительно, хозяин приказал отнести их обратно, но мальчишки пропустили это мимо ушей. К этому времени один кунёнок умер… И один из мальчишек хладнокровно кинул умершего кунёнка дворовому псу, который съел его. А в это время за всем происходящим наблюдала Б. И что же произошло дальше?

Уважаемый судья! Прошу дать слово свидетелям: жителям села Вереино.

Свидетели.

(Рассказывают)

Прокурор.

Мальчишки.

Охотник:

Когда я возвратился с охоты, жена рассказала, что обнаружила в погребе куницу, поймала её с трудом и заключила в ящик.

Я сказал, что зверёк ни в чём не виноват, отпустил на волю, думая, что больше она не появится, но…ошибся.

Оказывается, что куницы – это зверьки, у которых очень сильно развит материнский инстинкт, как, например, у волков.

И Белогрудка после этого принялась разбойничать пуще прежнего. И мне пришлось задолго до сезона убить её.

Прокурор:

Но и даже когда охотник выстрелил в неё, она упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку, собрала все свои оставшиеся силы, вцепилась в горло и умерла, так и не отцепившись, доказав этим свою материнскую любовь.

Вот что натворили мальчишки.

И я, отвечая на вопрос: Хорошо ли поступили мальчишки?

С уверенностью отвечаю, что поступили ужасно. И считаю, что этот поступок непростителен, поэтому мальчишки должны понести суровое наказание.

Адвокат:

Внимательно выслушав историю, я хочу задать вопрос мальчикам:

Осознаёте ли вы, что поступили неправильно?

Мальчики:

Да. Мы больше никогда не будем совершать такие поступки.

Адвокат:

Хочу сказать, что мальчики поступили, конечно же, плохо, но они делали всё это необдуманно, они не задумывались о том, что матери кунят будет плохо. Прошу принять тот факт, что они сразу сознались, рассказав всё честно, и уверен, что такого больше не повторится.

Уважаемый судья!

Уважаемые присяжные заседатели!

Обращаюсь к вам с огромной просьбой: не выносить сурового приговора, а дать возможность ребятам искупить вину добрыми поступками.

Секретарь. Настало время обсуждения фактов, представленных на суде присяжными заседателями.

С какой стороной вы согласны, а с какой нет?

(Выскажите кратко своё мнение)

Прис.Заседатели.

(Высказывают своё мнение)

Суд удаляется на заседание.

Судья.

(Выносит приговор…)


3.Учитель.

К сожалению, такое варварское отношение к природе очень часто встречается в реальной жизни…

Но у Астафьева есть произведения, рассказывающие о добром отношении человека к животным и природе.

Вашему вниманию сейчас будет представлен ещё один рассказ В.Астафьева…

Вам необходимо внимательно прослушать его, дать заглавие и подобрать эпиграф из тех стихотворений, которые были заданы на дом.

Дети предлагают заглавие, читают стихи.


III.1.Учитель.

Мы познакомились уже с тремя рассказами Астафьева (Какими?)

И я думаю, что уже можно сделать вывод: о чём же писал писатель и для кого?

Ответы учащихся.

2.А теперь давайте послушаем самого писателя.

Аудиозапись. Обращение В.Астафьева к молодому поколению.

3.Учитель.

Ребята, а как вы заботитесь о пернатых, животных, растениях?...

(ответы)

4.Своим творчеством вы показали своё отношение к природе…

На ваш взгляд, чей рисунок ярче отражает тему нашего урока?

Прокомментируйте своё творчество…

5.Итоги.

6. Заключительное слово:

Надо бережно относиться ко всему живому, надо беречь свою планету.

И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением:

Берегите Землю.

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

IV. Домашнее задание.






Полный текст материала Урок литературы по творчеству В.Астафьева "Человек и природа неразделемы", 5 класс (с последующим самоанализом) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кем Татьяна Николаевна  тнк
31.12.2011 0 3987 593

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК