Анализ стихотворения Ю. В. Друниной «Чтоб человек от стужи не застыл…»




Автор: Суитина Галина Владимировна

Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4», Кемеровская обл., г. Осинники

Должность: заместитель директора по БЖ,

учитель русского языка и литературы



Анализ стихотворения Ю. В. Друниной

«Чтоб человек от стужи не застыл…»

***

Чтоб человек от стужи не застыл,

Не засосал его житейский омут,

Обязан он иметь надежный тыл,

Где перевяжут, обогреют –

дома.

Любовью оградят его от бед,

Что, словно мины, ставит нам эпоха.


А если этакого тыла нет,

Ему, как раненному

На нейтралке,

Плохо…

1986


Ассоциативное поле стихотворения: дом, очаг, тыл, тепло, забота, уют, надежность, любовь, защита.

Стихотворение «Чтоб человек от стужи не застыл…» 1986 года включено в сборник стихов Ю. В. Друниной, который называется «Избранное» (2-й том). В него вошли произведения 1979-1987 годов, именно они отразили наиболее ярко эволюцию лирики поэтессы в проблемно-тематическом отношении, это своеобразное обобщение творческого пути в определенный период её литературной деятельности.

На какую бы тему они не были написаны: любовь, человек и мир, война, человек и история, поэт и поэзия, память – в них неизбежно просматривается душевный надлом поэтессы. Люди, которые на протяжении всей жизни Друниной были рядом с ней, по-прежнему один за другим уходят в небытие, идеалы поколения 20-ых беспощадно разрушаются новыми тенденциями в общественном устройстве, даже самое святое для фронтового поколения – победа в Великой Отечественной войне – и то оскверняется и предается. Мир вокруг Юлии Владимировны рушится. Все, что было когда-то понятным и гармоничным для нее, теперь разрывается и теряет свою закономерность. Как пишет исследователь А. А. Алешина, «она оказывается лишним – беспомощным и беззащитным – существом, совершенно неприспособленным к настоящей действительности».

Такой мы ее видим и в анализируемом стихотворении «Чтоб человек от стужи не застыл…». Этот стих относят к любовной лирике поэтессы, но тут уже исчезает тема безмятежного счастья, любви. Перед нами персональный текст, речевой субъект появляется в образе одинокой, горько обманутой судьбой женщины, которая дает некий жизненный совет всему человечеству. Она учит, наставляет. Неслучайно произведение начинается с придаточного предложения условия:

Чтоб человек от стужи не застыл,

Не засосал его житейский омут,

Обязан он иметь надежный тыл,

Где перевяжут, обогреют –

дома.

Из контекста данных строчек, можно понять, какую важную мысль Юлия Владимировна в них вкладывает: человек, живущий в мире суеты, хаоса, житейских проблем, обязан не смотря ни на что сберечь, сохранить свой домашний очаг, семью. Слово «дом» вынесено на отдельную строчку, потому что это ключевой образ, сильная позиция стихотворения, он вбирает в себя все, что нужно человеку в мире: любовь, забота, понимание, радость, гармония, «надежный тыл», а главное дом – это жизнь.

Безусловно, стихотворение навеяно трагическими отголосками из судьбы Друниной. Когда она его пишет, после смерти её мужа Алексея Яковлевича Каплера проходит семь лет. Но время не залечило раны, для неё это было страшным ударом. Всю свою оставшуюся жизнь она чувствовала себя беспомощной и никому не нужной. Не было полной семьи, не было опоры, не было уже «дома». Поэтому основной мотив стихотворения – страдание, безутешная тоска по любимому. Основная темпоральная ось в тексте – перцептивная, категория чувства, восприятия становится ведущей, говоря о состоянии героини, которое передается с помощью такого художественного средства как сравнение: безутешное страдание соотносится с внутренним переживанием «раненного», который находится на «нейтралке» и ничем не может помочь своим товарищам.

Таким образом, Друнина отправляет нам всем «совет», заключающийся в выполнении определенного условия: в «доме» должна царить любовь, взаимопонимание, нужно ценить каждый миг, каждую минуту, проведенные рядом с близким человеком. Жизнь, как тонкая струна, может оборваться в любой момент, поэтому время ценно: не случайно представлены глаголы в прошедшем времени со значением будущего с отрицанием («не застыл», «не засосал»). Центральное пространство стихотворения – это мир души поэтессы, который надломлен, разрушен. Словесные ряды, которые возникают между словами «стужа-омут-беда-мины-раненому-плохо» образуют градационную связь, которая рисует постепенное «замерзание» героини. Только любовь как высшее, спасительное чувство сможет оградить героев «от бед, что словно мины ставит нам эпоха». Чтобы побудить к незамедлительного исполнению данного «совета», поэтесса использует такой прием как корневой повтор – выразительное сочетание в контексте однокоренных слов – «от стужи не застыл». Медлить нельзя. Словесный ряд таких слов, как «тыл-дом-перевяжут-обогряют- оградят», построенный на основе связи пересечения, дают возможность читателю вынести для себя главное качество человеческой души, сердца – оно всегда должно согревать, нести любовь, радость, свет в мир, где чувство безысходности, одиночества порой просто уничтожает все прекрасное.

Что касается формы стихотворения, то она полностью отвечает тому настроению, с которым его писала Друнина. Мы видим, что текст поделен на три части, каждая из них глубоко содержательна и эмоциональна: строчки будто вырывались из сердца, из души поэтессы поочередно, с перебоями, словно трагические воспоминания - тяжело было сложить все в единый, сплошной текст, сама фигура умолчания – многоточие в конце свидетельствует о вечном страдании. Графическое оформление произведения также свидетельствует о том, что лирическая героиня «замерзает», «застывает» в конце: текст построен на сужении (если в начале это полные строки, то в завершении – это одно трагическое, тяжелое слово «плохо»), эту страшную боль одиночества, разлуки с любимыми нельзя высказать словами. Об этом же говорит и язык произведения, предельно простой, но исполненный внутренней поэтичностью: каждое предложение – это душевная разрядка. Отсюда же предельная сжатость и точность слова: «житейский омут», «надежный тыл», «обязан», «дома», «любовью», «бед», «мины», «эпоха», «раненному», «плохо».

Это полное страдания произведение написано пятистопным ямбом: строки звучат так, будто какая-то «надрывность», сломленность слышится в голосе автора, это завещание поэтессы, в которой много «умной доброты» и «сердечности».

Таким образом, все художественные средства помогают нам понять душевное состояние Юлии Владимировны Друниной, доведенной до глубокого отчаяния, пережившей, казалось бы, самое страшное, что может быть – войну, и несумевшей приспособиться к «новому миру», совладать со своим одиночеством. Но, тем не менее, поэзия её устремлена в будущее, пронизана жизнью во всех её проявлениях. Стихи Друниной понятны современному читателю, потому что она говорит о важном, о наболевшем, о волнующем, здесь прямая связь сердец через искренность, доверительность. Слова ассоциативного поля (дом, семья, очаг, тыл, тепло, забота, уют, надежность, любовь, защита), которые выстроились после прочтения этого стихотворения, и есть те главные постулаты, на которых держится человеческая душа в мире.


6



Полный текст материала Анализ стихотворения Ю. В. Друниной «Чтоб человек от стужи не застыл…» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суитина Галина Владимировна  Голчоноок
02.01.2012 4 5260 535

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК