Конспект урока русского языка «Чередование согласных и гласных в корне. Подготовка к сочинению «Секрет названия»» в 6 классе
Конспект урока русского языка «Чередование согласных и гласных в корне. Подготовка к сочинению «Секрет названия»» в 6 классе (программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской)
Архипович Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
Цель:
познавательный аспект: познакомиться с правилом чередования звуков, видами чередований; учиться правильно писать слова с чередующимися гласными;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Тип урока: изучение нового материала, развитие речи
Оборудование: рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с заданиями
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие
2. Индивидуальный опрос по карточкам
Карточка 1.
1. Произвести синтаксический разбор предложения.
Мы бродим лесами щедрой нашей земли, землянику искали, а землянку
нашли.
2. Найти в предложении однокоренные слова, разобрать их по составу.
3.Что называется корнем?
Карточка 2.
1. Произвести синтаксический разбор предложения.
Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба.
2. Слово созревают разобрать по составу.
3. Что называется суффиксом?
3. Словарно-орфографическая работа
Вспомним А. Пушкина:
Там лес и дол видений полны; И тридцать витязей прекрасных
Там о заре прихлынут волны Чредой из вод выходят ясных,
На брег песчаный и пустой, И с ними дядька их морской…
Нарисуйте себе мысленно эту картину.
Теперь подумайте, что означает старинное слово чредой. Наверное, когда
вы мысленно разглядывали описанную поэтом картину, перед вами один за
другим – по очереди – появлялись из морских вод прекрасные витязи.
От этого слова чреда (или череда) произошел глагол чередоваться. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди.
Чередоваться могут и звуки, причем как согласные, так и гласные.
Запись в словарик: черед, чередование, очередь
4. Эксперимент. Наблюдение за чередованием звуков
Горох – горошинка
Снег – снежинка
Пирог – пирожок
Роса – орошение
Гроза – угрожать
Заря – зорька
Зори – озарить.
Подчеркните в корне чередующиеся звуки.
5. Изучение нового материала
5.1Чтение §78
Вопросы: - Что называют чередованием?
- Чем определяется правописание позиционных чередований?
- Приведите примеры чередований, которые отражаются на письме
5.2Проблемные задачи. Выборочный диктант
Выбрать слова из текста диктанта с корнем зар – зор -; обозначить в них ударения.
Зарница и заря
Я уже упоминал о зарнице. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда
созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы
«зарят» хлеб и от этого хлебá наливаются быстрее.
Рядом с зарницей стоит в поэтическом ряду слово «заря», одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, что его можно прокричать. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда.
Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце.
Осенние зори иные – хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться. Все никнет, только человек не сдается. Заря бывает не только утренняя, но и
вечерня. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом. Горят первые звезды, а заря еще долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или , пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.
(К. Паустовский).
Зарница, зарницы, зарят, зарницей, заря, заревой, зорях.
Вопросы - Что такое зарница? Как вы ее представляете?
Вывод: в корне слова может происходить чередование согласных и гласных
звуков.
V. Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения «Секрет названия»
Анализ текста
Изучать строение слова – увлекательное занятие. Много тайн открывается тому, кто занимается этим серьёзно и настойчиво. Возьмём слово «согнуть». На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нем значимые части. Сравнивая его со словами «собрать» и «шагнуть», мы убеждаемся, что в нем есть суффикс «-ну-» и приставка «со-». Между ними есть единственный звук «г». Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одного звука.
Вот и оказывается, что по своему строению слово «согнуть» весьма интересное. Много и других слов с интересным строением в нашем языке.
- Перескажите текст. Сколько в нем частей? В каких словах выражена главная мысль? Подберите заголовок, который помог бы её передать.
VI.Закрепление. «Много ли «родственников» у кольчуги?»
В старину в русском языке было «коло»- «колесо», «круг». С ним по своему
происхождению связано слово «кольчуга» и целый ряд других слов. Какие это слова?
1). Самодиктант.
Задание: записать по памяти как можно больше слов с историческим корнем
- кол- (около, колея, околыш, околица, окольный, коляска, колобок, колбаса,
кольцо, кольчуга)
2). Составление гнёзд однокоренных слов. Работа в парах.
Краткое вступительное слово учителя: от большинства из этих слов в свою
очередь образовались другие слова и составили свое «гнездо» однокоренных
слов, т.е. более «близких родственников», чем те, о которых мы только что
говорили. Какие слова образовались от существительного колесо?
3).Запись на доске и в тетрадях:
колесить, колесник, колесница, колесный, колесовать.
VII. Чтение текста упражнения 388
Верна ли догадка маленького Лёньки о том, почему домового назвали домовым?
Объясните, что такое пустырь?
Вспомните постановку знаков препинания при диалоге.
VIII. Упр.389. Работа над черновиками сочинений «Секрет названия»
IX. Домашнее задание: написать сочинение
Источники
1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. -М.: Просвещение, 1991
На странице приведен фрагмент.
Автор: Архипович Светлана Викторовна
→ swetlana18 07.01.2012 2 7438 1047 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.