Обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса (урок сопровождается презентацией)
Приложение №1
И.А.Крылов «КУКУШКА И ПЕТУХ»
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Приложение 3
Тест «Правописание местоимений»
1-й вариант
1. В каком ряду все слова пишутся слитно?
а) (не)которые, сколько(нибудь), (кое)кого
б) (не)что, (ни)кому, (не)сколько
в) каких(то), (кое)(с) кем, (кто)нибудь
2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?
а) что(нибудь), кому(то), (не)скольких
б) (не)(к)кому, (кое)(о) чем, (не)(с)кем
в) кто(то), что(либо), (ни)(о)ком
3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) какого(нибудь), чей(то), (кое)кто
б) (кое)(с)кем, (ни)(о)каком, (не)(у)кого
в) (ни)чей, какой(то), чего(либо)
Тест «Правописание местоимений»
2-й вариант
1. В каком ряду все слова пишутся слитно?
а) (ни)чего, (не)сколько, (не)которые
б) кто(нибудь), (кое)(у)кого, что(либо)
в) какой(то), (кое)(с) кем, (не)кого
2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?
а) (ни)чей, какой(то), (не)сколько
б) что(либо), (не)(к)кому, ни(кто)
в) (ни)(с)кем, не(на)что, кое(про)кого
3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (не)(к)кому, ни(с)кем, каких(то)
б) сколько(нибудь), чей(либо), кое(кого)
в) (не)что, что(нибудь), (не)сколько
Автор: Дементьева Евгения Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ СОШ № 9 г.Камышин, Волгоградская область
Дополнительные сведения: стаж работы 25 лет, высшая категория
Урок русского языка - обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса (урок сопровождается презентацией)
Цели урока:
- знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания ;
- уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи
Оборудование:
мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с тестовыми заданиями
Вступительная беседа. Целеполагание
Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»
Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
Экспресс-опрос (3 учащихся). Продолжить фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )
она указывает на … (?)(на предмет, признак, количество )
но … (?) (что не делает?)( но не называет их )
в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)
я знаю несколько разрядов местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т.д.)
Формирование умений и навыков
А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять.)
Наша первая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне
И. Крылова. (Её тексты на столах) ( см. приложение №1)
(инсценировка)
Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:
личное местоимение I л., мн. ч., Р. п. (у нас)
указательное местоимение м. р., ед. ч.
отвечает на вопрос какой? (такой)
притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч. (твой)
возвратное местоимение в Т. п. (собою)
определительное местоимение во мн. ч., В. п. (на всех)
(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)(см.приложение №2)
Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм.
Какие орфограммы, связанные с ними вам известны? (не-ни, слитно-раздельно)
Во время этой остановки вам предлагается тест.(см. приложение №3 ) Проверьте себя. (ответы за доской) Заполним маршрутный лист.
Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).
(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)
Такая ,в общем, история.
Жил-был этот, как его.
Ну и значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так Сказать.
А жену звали Ну...
А соседа звали Это...
А его родители-
Видишь ли и Видите ли...
И ещё какой-то Э-э-э
Жил на верхнем этаже... И дружили они все...
Ну и значит, и вообще!..
(Э.Мошковская)
- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
(презентация)
I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.
Чего ты делаешь сегодня вечером?
Сколько много интересного вокруг?
Какие твои планы на завтра?
С какого ты года рождения?
Сколько время?
II слайд. Проверь себя.
III слайд. Исправь ошибки в употреблении притяжательных местоимений.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
IV слайд. Проверь себя.
V слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.
(исправь двусмысленность)
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Велосипед стоял около забора. Он был старый.
Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
VI слайд. Проверь себя. (+заполни лист)
VII слайд. Замени, где необходимо, существительное местоимением.
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
Итак: на какие правила употребления местоимений в речи вы обратили внимание?
Наша заключительная страница
VIII слайд. «В мире народной мудрости»
«Пословица – всем делам помощница»
«Кто говорит, тот сеет,
Кто слушает, тот собирает».
Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.
Составьте небольшой рассказ, включив в него такие пословицы и поговорки (+см. упражнения в учебнике №622, 668, 673)
III Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл).
Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.
Поэтому домашнее задание по выбору:
написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе местоимений»
сделать обобщ. упр. №677
А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.
IX слайд. Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.
Евгения Александровна.
(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)
А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки). Что запомнилось? Что показалось интересным? Неинтересным, трудным? Ваше настроение к концу урока?
В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.
Д ревнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.
Источники материалов
http://festival.1september.ru/articles/503178/
http://www.uo.npokr.kubannet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=50&Itemid=29
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=105871
http://imcsaba.3dn.ru/32451c80e368.jpg
http://pitachog.beon.ru/8131-949-takaja-v-obschem-istorija.zhtml
http://www.school8lbt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=176:-qq-gif&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77
http://www.school8lbt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=181:2010-09-02-06-28-42&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77
Русский язык: Практика. Пособие для общеобразовательных учреждений для 6 кл. Под редакцией Г.К.Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2006 г.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Под редакцией Л.П.Крысина. М.:Просвещение, 1995 г.
Крылов И.А. Избранные произведения. М.: Советская Россия, 1979 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дементьева Евгения Александровна
→ Ganifer 25.01.2012 1 15435 4437 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.