Обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса (урок сопровождается презентацией)


Приложение №1

И.А.Крылов «КУКУШКА И ПЕТУХ»

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—

Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.


Приложение 3

Тест «Правописание местоимений»

1-й вариант

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (не)которые, сколько(нибудь), (кое)кого

б) (не)что, (ни)кому, (не)сколько

в) каких(то), (кое)(с) кем, (кто)нибудь


2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) что(нибудь), кому(то), (не)скольких

б) (не)(к)кому, (кое)(о) чем, (не)(с)кем

в) кто(то), что(либо), (ни)(о)ком


3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) какого(нибудь), чей(то), (кое)кто

б) (кое)(с)кем, (ни)(о)каком, (не)(у)кого

в) (ни)чей, какой(то), чего(либо)







Тест «Правописание местоимений»

2-й вариант

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (ни)чего, (не)сколько, (не)которые

б) кто(нибудь), (кое)(у)кого, что(либо)

в) какой(то), (кое)(с) кем, (не)кого


2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) (ни)чей, какой(то), (не)сколько

б) что(либо), (не)(к)кому, ни(кто)

в) (ни)(с)кем, не(на)что, кое(про)кого


3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) (не)(к)кому, ни(с)кем, каких(то)

б) сколько(нибудь), чей(либо), кое(кого)

в) (не)что, что(нибудь), (не)сколько



Автор: Дементьева Евгения Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ СОШ № 9 г.Камышин, Волгоградская область

Дополнительные сведения: стаж работы 25 лет, высшая категория


Урок русского языка - обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса (урок сопровождается презентацией)





































Цели урока:

- знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания ;

- уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи

Оборудование:

мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с тестовыми заданиями

  1. Вступительная беседа. Целеполагание

  • Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»

  • Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

  • Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

  1. Актуализация опорных знаний

  • Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

  • Экспресс-опрос (3 учащихся). Продолжить фразы одним словом:

  • местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )

  • она указывает на … (?)(на предмет, признак, количество )

  • но … (?) (что не делает?)( но не называет их )

  • в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)

  • я знаю несколько разрядов местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т.д.)

  1. Формирование умений и навыков

  • А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять.)

Наша первая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне

И. Крылова. (Её тексты на столах) ( см. приложение №1)

(инсценировка)

Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:

  1. личное местоимение I л., мн. ч., Р. п. (у нас)

  2. указательное местоимение м. р., ед. ч.

отвечает на вопрос какой? (такой)

  1. притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч. (твой)

  2. возвратное местоимение в Т. п. (собою)

  3. определительное местоимение во мн. ч., В. п. (на всех)

(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)(см.приложение №2)

Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм.

  • Какие орфограммы, связанные с ними вам известны? (не-ни, слитно-раздельно)

  • Во время этой остановки вам предлагается тест.(см. приложение №3 ) Проверьте себя. (ответы за доской) Заполним маршрутный лист.

Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).

(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)


Такая ,в общем, история.

Жил-был этот, как его.

Ну и значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну...

А соседа звали Это...

А его родители-

Видишь ли и Видите ли...

И ещё какой-то Э-э-э

Жил на верхнем этаже... И дружили они все...

Ну и значит, и вообще!..

(Э.Мошковская)


- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

(презентация)

I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

    • Чего ты делаешь сегодня вечером?

    • Сколько много интересного вокруг?

    • Какие твои планы на завтра?

    • С какого ты года рождения?

    • Сколько время?

II слайд. Проверь себя.

III слайд. Исправь ошибки в употреблении притяжательных местоимений.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

IV слайд. Проверь себя.

V слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.

(исправь двусмысленность)

  1. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

  2. Велосипед стоял около забора. Он был старый.

  3. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

  4. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

  5. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.

VI слайд. Проверь себя. (+заполни лист)

VII слайд. Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.


Итак: на какие правила употребления местоимений в речи вы обратили внимание?

Наша заключительная страница

VIII слайд. «В мире народной мудрости»

«Пословица – всем делам помощница»

«Кто говорит, тот сеет,

Кто слушает, тот собирает».

Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

  • Составьте небольшой рассказ, включив в него такие пословицы и поговорки (+см. упражнения в учебнике №622, 668, 673)


III Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл).

Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.

Поэтому домашнее задание по выбору:

  • написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе местоимений»

  • сделать обобщ. упр. №677

  • А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

IX слайд. Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.

Евгения Александровна.


(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)

  • А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки). Что запомнилось? Что показалось интересным? Неинтересным, трудным? Ваше настроение к концу урока?

В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.


Д ревнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.















Источники материалов



http://festival.1september.ru/articles/503178/


http://www.uo.npokr.kubannet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=50&Itemid=29


http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=105871


http://imcsaba.3dn.ru/32451c80e368.jpg


http://pitachog.beon.ru/8131-949-takaja-v-obschem-istorija.zhtml


http://www.school8lbt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=176:-qq-gif&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77


http://www.school8lbt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=181:2010-09-02-06-28-42&catid=89:2010-09-07-04-57-17&Itemid=77



Русский язык: Практика. Пособие для общеобразовательных учреждений для 6 кл. Под редакцией Г.К.Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2006 г.


Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Под редакцией Л.П.Крысина. М.:Просвещение, 1995 г.


Крылов И.А. Избранные произведения. М.: Советская Россия, 1979 г.


















Слайд 1
Учимся употреблять местоимения в речи
Слайд 2
Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений • • • • • 1.Чего ты делаешь сегодня вечером? 2.Сколько много интересного вокруг?! 3.Какие твои планы на завтра? 4.С какого ты года рождения? 5.Сколько время?
Слайд 3
Проверь себя! • • • • • 1.Что ты делаешь сегодня вечером? 2.Как много интересного вокруг?! 3.Каковы твои планы на завтра? 4.Какого ты года рождения? 5.Который час?
Слайд 4
Найди ошибки в употреблении притяжательных местоимений Как-то раз во дворе из собачей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день».
Слайд 5
Запомни формы притяжательных местоимений Ошибочные • • • • • евонный ейный ихний иха ихи Правильные • его • её • их
Слайд 6
Отредактируй предложения (устрани двусмысленность) • 1.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. • 2.Велосипед стоял около забора. Он был старый. • 3.Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки. • 4.На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок. • 5.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру. Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное!
Слайд 7
Проверь себя! • 1.Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх. • 2.Около забора стоял велосипед. Он был старый. • 3.Возле окна находится мой стол. За ним я делаю уроки. • 4.На озере плавали лебеди и росло много лилий. Мы сплели из них венок. • 5.Троекуров не обиделся на Дубровского, когда он убил медведя, а велел содрать со зверя шкуру.
Слайд 8
Замени, где необходимо, существительные местоимениями: В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает исключить лексические повторы.
Слайд 9
В мире народной мудрости • Пословица – всем делам помощница • Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает
Слайд 10
SMS - телеграмма Вы меня порадова ли Спасибо в а м р еб я т а за урок Евгения Александ ровна

Полный текст материала Обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса (урок сопровождается презентацией) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дементьева Евгения Александровна  Ganifer
25.01.2012 1 15412 4437

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК